Глава 14 КАК СПРАВИТЬСЯ С БЕСПОКОЙСТВОМ И РАЗВИТЬ В СЕБЕ САМОУВАЖЕНИЕ
По оценкам исследователей, по меньшей мере один из четырех американцев хотя бы раз в своей жизни испытывал патологическое беспокойство. Но даже те, кто никогда не страдал от патологических состояний беспокойства, знают, что такое чрезмерное беспокойство, не приносящее никакой пользы и отрицательно влияющее на продвижение к счастью и достижение поставленных целей.
Человеческий мозг оснащен сложной системой для регистрации эмоций страха и беспокойства. Эта система выполняет важную функцию — мобилизует нас в опасных ситуациях, запуская сложную последовательность биохимических и физиологических событий. Адаптивный аспект беспокойства заключается в том, что оно позволяет нам предвидеть опасность и принимать превентивные меры. Таким образом, страх и беспокойство в определенных количествах представляют собой здоровое явление. Однако эти чувства могут присутствовать и развиваться даже в отсутствие настоящей угрозы, и, когда они начинают расти непропорционально вызвавшим их опасностям, их адаптивная функция теряется. Чрезмерная тревожность способна, подобно гневу и ненависти, оказывать разрушительное влияние на ум и тело, вызывать эмоциональные страдания и даже физические заболевания.
На ментальном уровне хроническая тревожность не позволяет трезво мыслить, повышает раздражительность, снижает трудоспособность. А еще она может привести к таким физическим проблемам, как снижение иммунитета, сердечно-сосудистые заболевания, расстройства желудочно-кишечного тракта, хроническая усталость, боль и напряжение в мышцах. Патологическое беспокойство, например, может даже вызывать задержку роста у девочек в подростковом возрасте.
— В поисках стратегии борьбы с беспокойством в первую очередь необходимо осознать, — отмечает Далай-лама, — что беспокойство состоит из множества факторов. В некоторых случаях его основной причиной могут являться биологические явления. Некоторые люди обладают определенной нейрологической уязвимостью для состояния беспокойства. Ученые недавно выявили ген, присутствующий только у тех, кто склонен к беспокойству и негативному восприятию мира. Однако не все случаи патологического беспокойства связаны с генетической структурой. Нет никакого сомнения в том, что к основным причинам его развития относится обучение и обусловленность.
Независимо от источников и природы, нет такого беспокойства, с которым мы не могли бы справиться. В самых серьезных случаях помогают лекарства, что же касается повседневного беспокойства, специалисты считают наиболее эффективным комплексный подход. Во-первых, нужно исключить физическую составляющую беспокойства, улучшив свое здоровье с помощью диеты и упражнений. Во-вторых, как советует Далай-лама, нужно развить в себе сострадание и углубить связь с другими людьми — это улучшит ментальное здоровье.
Существует техника, эффективность которой в борьбе с беспокойством не подлежит сомнению, — когнитивное вмешательство. Это — один из основных методов, при помощи которых Далай-лама справляется с повседневными тревогами и беспокойством. Напоминая процедуру, которую мы использовали в борьбе со злостью и ненавистью. эта техника предполагает активный анализ беспокоящих мыслей и их замену обдуманными позитивными мыслями и отношениями.
Учитывая актуальность проблемы тревожности в нашей культуре, мне было очень интересно узнать мнение и советы Далай-ламы. В тот день его расписание было особенно напряженным, и я почувствовал, как мое нетерпение буквально вырывается наружу, когда за несколько минут до назначенной встречи его секретарь попросил меня максимально сократить нашу беседу. Торопясь и беспокоясь, что нам не удастся обсудить все намеченные мною темы, я быстро сел и начал спрашивать, пытаясь формулировать свои вопросы так, чтобы получать простые и четкие ответы:
— Страх и беспокойство являются основными препятствиями в достижении целей как внешнего, так и внутреннего характера. В психиатрии существуют различные методы борьбы с этими отрицательными эмоциями. Какой способ их преодоления, по-вашему, является наилучшим?
Невзирая на мою попытку направить разговор по упрощенному пути, Далай-лама вновь проявил характерный для него детальный подход.
— Что касается страха, я считаю, что в первую очередь нужно понять, что существует множество его разновидностей. Некоторые типы страха подлинны, имеют разумные причины — например, страх насилия или кровопролития. Все понимают, что эти вещи негативны. Затем следует страх перед долговременными негативными последствиями наших негативных действий, страх перед страданиями, страх перед такими негативными эмоциями, как ненависть. Я считаю все эти виды страха разумными; они направляют нас по верному пути, делают нас более добросердечными.
Он задумался, затем продолжил:
— Хотя следует также различать именно страх перед этими явлениями и непосредственное восприятие негативной природы этих явлений умом.
Он вновь замолчал на несколько мгновений, по-видимому, размышляя, тогда как я то и дело украдкой поглядывал на часы. Определенно, он воспринимал время иначе, чем я. Наконец, он продолжил спокойным тоном.
— С другой стороны, некоторые виды страха являются творениями нашего собственного ума и основаны на так называемой ментальной проекции. К примеру, существуют очень детские страхи, — он рассмеялся, — так, в детстве мы все очень боялись темноты, особенно некоторых темных комнат в Потале*. А еще меня в детстве часто пугали совой, которая хватает в темноте детей и уносит их! Далай-лама засмеялся еще громче. — И я этому верил!
__________
* Потала — традиционный зимний дворец далай-лам и символ религиозного и исторического наследия Тибета. Построенный в седьмом веке тибетским королем Сонг-цзен Кампо, он был вскоре разрушен и восстановлен только в семнадцатом веке Пятым Далай-ламой. В настоящее время он возвышается более чем на 130 метров над вершиной "Красного Холма" в Лхасе, имеет больше 400 метров в длину, тринадцать этажей и тысячи комнат, задов, усыпальниц и часовен.
Существуют и другие страхи, основанные на ментальной проекции, — продолжил он. — Так, испытывая какие-то негативные чувства, вы можете проецировать их на других, в результате чего эти люди будут казаться вам отрицательно и враждебно настроенными по отношению к вам. Естественно, вы начнете их бояться. На мой взгляд, этот тип страха связан с ненавистью и во многом искусствен. Таким образом, в борьбе со страхом вам в первую очередь нужно использовать свой здравый смысл и выяснить причины этого страха.
— Многие из нас гораздо чаще испытывают постоянное рассеянное беспокойство по поводу множества повседневных проблем, чем интенсивный и сфокусированный страх перед каким-то человеком или ситуацией. Как действовать в этом случае?
— Один из подходов, которые я на основании своего опыта считаю эффективными в борьбе с беспокойством, заключается в том, чтобы постоянно держать в голове такую мысль: если эту проблему можно решить, нет нужды беспокоиться. Другими словами, если виден выход из положения, не стоит давать волю эмоциям, лучше сосредоточиться на активных действиях. Если же нет ни решения, ни выхода, беспокоиться тоже не стоит, так как этим вы ничего не измените. В данном случае чем быстрее вы смиритесь с этим фактом, тем легче вам будет. Конечно же, этот рецепт предполагает непосредственный контакт с проблемой, иначе вы не сможете выяснить, есть ли у нее решение.
— А что, если даже это не помогает избавиться от беспокойства?
— Что ж, может быть, тогда вам следует лучше сосредоточиться на этих мыслях, попытаться развить их. Постарайтесь постоянно держать их в голове. Как бы то ни было, ни один метод не обладает абсолютной эффективностью. Если речь идет о хронической тревожности, нужно внимательно изучить все обстоятельства. Существуют разные типы беспокойства, имеющие разные причины. В некоторых случаях беспокойство и нервозность имеют биологические причины; так, у некоторых людей потеют ладони, что, в соответствии с тибетской медициной, указывает на дисбаланс тонких энергетических уровней. Биологические основы имеют и некоторые типы депрессии; в таких случаях необходимо медицинское лечение. Таким образом, для эффективной борьбы с беспокойством нужно определить его тип и причины.
— То есть, подобно страху, существуют различные типы беспокойства. Например, существует такой широко распространенный тип беспокойства, как страх оказаться в глупой ситуации или вызвать своими действиями осуждение других людей... А вы когда-нибудь испытывали беспокойство или нервозность этого типа? — спросил я.
Далай-лама звучно рассмеялся и, не колеблясь, ответил:
— Ода!
— Не могли бы вы привести пример?
Он минуту подумал, затем сказал:
— Это произошло со мной в 1954 году в Китае, в первый день переговоров с Мао Цзэдуном, а потом еще во время встречи с Чжоу Эньлаем. В те дни я еще не был так хорошо знаком с протоколом и условностями, как сейчас. Во время встреч такого рода принято вначале разговаривать на разные отвлеченные темы, и только потом переходить к делам. А я так нервничал, что заговорил о предмете переговоров сразу же, как только присел!
Далай-лама засмеялся.
— Мой переводчик, тибетский коммунист, который был моим верным и самым лучшим другом, еще долго вспоминал об этом и смеялся надо мной.
Даже сегодня я испытываю легкое беспокойство всякий раз, когда мне предстоит выступать перед аудиторией, поэтому некоторые мои помощники обычно говорят: "Зачем тогда было принимать приглашение?"
Он вновь рассмеялся.
— И как же вам удается справляться с этим беспокойством? — спросил я.
— Не знаю... — тихо ответил он.
Некоторое время мы оба молчали. Казалось, он глубоко задумался. Наконец он сказал:
— Я считаю, что для преодоления страха и беспокойства этого типа необходимо иметь правильную мотивацию и быть искренним. Когда я беспокоюсь перед выходом на трибуну, я напоминаю себе, что читаю эту лекцию не для того, чтобы показать свои знания, а для того, чтобы помочь людям. Я объясняю то, что знаю и понимаю сам. Если я чего-то не понимаю до конца, я честно говорю: "Для меня это сложно". Нет смысла скрывать свое невежество или притворяться. С подобной точкой зрения, с подобной мотивацией мне нет нужды беспокоиться о том, как я выгляжу в глазах других людей. Таким образом, я обнаружил, что искренняя мотивация действует как противоядие против страха и беспокойства.
— Но иногда беспокойство основано не только на страхе показаться глупым, некомпетентным, допустить ошибку...
Я помолчал, раздумывая, в какой степени могу раскрыть личную информацию.
Далай-лама внимательно слушал, кивая головой. Возможно, так он выражал свое понимание или симпатию, но, прежде чем разобраться в этом, я перешел от общих вопросов к своим личным страхам и беспокойству.
— Я не знаю... в моей практике иногда попадаются очень сложные случаи, в которых просто невозможно поставить конкретный диагноз. Так, у некоторых пациентов настолько серьезный комплекс расстройств личности, что не помогают ни лекарства, ни психотерапия. Иногда я ощущаю свою полную беспомощность, просто не знаю, что делать. Это ощущение меня словно парализует, — пожаловался я, — я чувствую себя некомпетентным, а это вызывает страх и беспокойство.
Он молча и с серьезным видом выслушал, затем мягко спросил:
— Как по-вашему, какому числу пациентов вы оказываете реальную помощь — процентам семидесяти или больше?
— Во всяком случае, не меньше, — ответил я.
Легко потрепав меня по руке, он сказал:
— Тогда никакой проблемы не существует. Если бы ваше лечение помогало только тридцати процентам пациентов, вам следовало бы сменить профессию. Но у вас, на мой взгляд, все идет прекрасно. Ко мне тоже обращается за помощью немало людей. Многие ждут чуда, чудесных исцелений и т. п., и конечно же, я не могу помочь абсолютно всем. Но я считаю, что самое главное — это искреннее желание помочь. Делайте то, что в ваших силах, и отбросьте беспокойство.
И в моей сфере деятельности встречаются чрезвычайно деликатные или серьезные ситуации, требующие огромной ответственности. Хуже всего, когда люди слишком сильно верят в меня, а я мало что могу сделать. В таких случаях у меня, конечно, возникает некоторое беспокойство. Здесь мы вновь возвращаемся к вопросу о важности мотивации. Я напоминаю себе, что искренне желаю помочь и делаю для этого все, что в моих силах. Если мотивация искренна — например, сострадание, — даже в случае ошибки или неудачи у меня не возникает сожалений и беспокойства. Я сделал все, что мог, просто моих усилий оказалось недостаточно. Таким образом, эта искренняя мотивация устраняет страх и придает уверенность в себе. С другой стороны, если ваши действия основаны на желании обмануть кого-либо, в случае неудачи вы начинаете нервничать. Постарайтесь развить в себе сострадательную мотивацию, и это поможет вам избавиться от сожалений.
Итак, повторю еще раз, — я считаю, что правильная мотивация выполняет защитную функцию, уберегает вас от страха и беспокойства. Мотивация очень важна. Любое действие человека можно рассматривать как движение, а движителем выступает мотивация. Если вы разовьете в себе чистую и искреннюю мотивацию, желание помогать из доброты, сострадания и уважения, вы сможете действовать более эффективно в любой сфере деятельности, избавитесь от беспокойства и страха перед мнением окружающих. Даже потерпев неудачу, вы не будете испытывать негативные эмоции. Если же ваша мотивация будет неправильной, даже в случае достижения славы и успеха вы не почувствуете себя счастливыми.
Далай-лама предлагает два противоядия против беспокойства, действующие на разных уровнях. Первое — это активная борьба с беспокойством и страхами посредством постоянного напоминания себе: если у проблемы есть решение, нет нужды беспокоиться: если решения нет, беспокойство тоже не имеет смысла.
Второе противоядие более универсально и предполагает трансформацию глубинной мотивации. Здесь наблюдается интересное различие между подходом Далай-ламы и западным научным подходом. Как мы уже обсуждали, ученые, исследующие человеческую мотивацию, проанализировали нормальные мотивы человеческого поведения — как инстинктивные, так и приобретенные. На этом уровне Далай-лама предлагает сосредоточиться на развитии и использовании приобретенных мотивов для укрепления "энтузиазма и решимости". В некотором смысле этот поход схож с мнением многих современных западных "специалистов в области мотивации", которые также считают залогом достижения целей развитие в себе энтузиазма. Разница лишь в том, что, по мнению Далай-ламы, целью развития энтузиазма и решимости является духовное развитие и избавление от негативных ментальных шаблонов, а не достижение социального успеха, богатства или власти. Самое же существенное отличие заключается в том, что, в то время как "мотивационные психологи" делают особый акцент на уже существующих мотивах материального характера и классифицируют так называемые стандартные человеческие мотивы, Далай-лама говорит о модификации и преобразовании существующих мотивов в направлении сострадания и доброты.
Согласно теории тренировки ума и достижения счастья, предлагаемой Далай-ламой, чем больше в человеке альтруизма, тем меньше он склонен испытывать страх, даже в самых сложных ситуациях. Этот принцип универсален. Если вы будете уверены в искренности и доброте своих поступков, это избавит вас от большей части беспокойства в повседневных ситуациях.
Вскоре после этой беседы с Далай-ламой я обедал с группой людей, среди которых был незнакомый мне молодой человек, студент местного университета. Во время обеда кто-то начал расспрашивать меня о моих беседах с Далай-ламой, и я пересказал наш разговор о борьбе с беспокойством. Молча выслушав мое объяснение идеи искренней мотивации как противоядия против беспокойства, студент признался, что всегда страдал от неловкости и беспокойства в общении с людьми. Размышляя о том, как можно применить описанную мною технику, он тихо заметил:
— Что ж, это довольно интересно. Но, по-моему, очень сложно постоянно сохранять эту мотивацию на основе доброты и сострадания.
— Да, наверное, это так, — согласился я.
Разговор перешел на другие темы, и вскоре обед был закончен. На следующей неделе я случайно встретился с этим студентом в том же ресторане.
Раскованно улыбаясь, он подошел ко мне и сказал:
— Помните, мы на прошлой неделе говорили о мотивации и беспокойстве? Я попробовал применить эту технику, и она подействовала! Тут в одном супермаркете работает девушка, которую я давно хотел пригласить куда-нибудь, но никак не мог решиться заговорить с ней. И вот я снова пришел туда, но теперь начал думать о том, какие мотивы могут быть у моего приглашения. Во-первых, я, конечно же, хотел пообщаться с ней. Но за этим стояло желание найти кого-то, кого я мог бы полюбить и кто мог бы полюбить меня. Подумав об этом, я понял, что нет ничего плохого в подобном мотиве, что он искренен; я не желал зла ни ей, ни себе самому. Постоянно напоминая себе об этом, я набрался храбрости и заговорил с ней. Мое сердце тяжело билось, но я был счастлив уже оттого, что смог заговорить с ней.
— Рад это слышать, — сказал я.
— И что же произошло?
— Как оказалось, у нее уже есть постоянный парень. Я был несколько разочарован, но все в порядке. Я рад, что мне удалось преодолеть свою застенчивость. Кроме того, я понял, что в следующий раз в подобной ситуации я уже буду чувствовать себя нормально, и все благодаря этой технике.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 969;