Общие признаки, характеризующие построение подписи

Первая группа общих признаков подписи отражает особенности ее формирования и своеобразные навыки выполнения. Группа включает в себя три признака: транскрипцию, общий вид, четкость.

Под транскрипцией понимают общее построение графического изображения подписи, включающее в себя ее качественный и количественный состав с учетом последовательности выполнения. Качественный состав подписи определяется наличием монограммы, инициалов, строчных и заглавных букв, безбуквенных штрихов, росчерка и дополнительных штрихов.

Транскрипция подписи может быть:

— буквенной, состоящей из заглавных и строчных букв, включая монограмму (для определения буквенной транскрипции росчерк и дополнительные штрихи не учитываются);

— безбуквенной (или штриховой), состоящей только из безбуквенных нечитаемых штрихов;

— смешанной, состоящей из букв и безбуквенных штрихов.

В заключении эксперта, кроме определения вида транскрипции, необходимо указывать конкретный состав подписи в последовательности исполнения букв и штрихов. Безбуквенные элементы в штриховых и смешанных подписях описываются с учетом их положения относительно строки и, если есть необходимость, геометрической формы.

Пример описания транскрипции в заключении эксперта: "Подпись по транскрипции смешанная, состоит из монограммы заглавных букв А, И, строчных букв в, а, н, двух строчных, одного подстрочного безбуквенных элементов, росчерка и дополнительного штриха".

Общий вид подписи образуется путем соединения условной линией наиболее выступающих частей подписи, включая росчерк и дополнительные штрихи. Данный признак отражает взаиморазмещение и взаимопротяженность отдельных элементов подписи. Общий вид определяется в соответствии с контурами простейших геометрических фигур и может представлять собой треугольник, ромб, окружность, трапецию, различные неправильные многоугольники и др.

Четкость подписи означает возможность определения направления движений и последовательности выполнения всех ее элементов с точки начала и до точки окончания. Подписи могут быть четкими, где последовательность их выполнения легко определяется визуально и не требует специальных технических средств, и нечеткими, в которых точки начала, окончания и направление движений определить затруднительно. Данный признак может проявляться неравномерно в отдельных частях подписи, например нечеткая монограмма сопровождается четкой строчной частью и росчерком.

Не следует отождествлять четкость с "читаемостью" подписи. Подпись может быть нечитаемой, т. е. безбуквенной, но четкой.

 

Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Состав признаков группы остается традиционным и включает в себя два основных признака: степень выработанности и конструктивную сложность подписи. Однако такие показатели степени выработанности, как темп и координация движений, при исследовании подписи приобретают существенное значение и изучаются самостоятельно.

Степень выработанности отражает способность пишущего выполнять подпись максимально координированными движениями в привычном для исполнителя темпе. Показателями степени выработанности, кроме темпа и координации движений, являются устойчивость признаков подписи во времени и к действию сбивающих факторов, а также наличие вариационности подписного почерка как средства приспособления к различным условиям письма. Выделяют три основных и две промежуточных группы подписей по степени выработанности: высокую, среднюю, малую, выше средней и ниже средней.

Высокой степени выработанности соответствует выполнение подписи в быстром темпе высокоскоординированными (или близкими к ним) стереотипными движениями. Для высоковыработанных подписей характерна относительная устойчивость к действию как естественных, так и умышленных сбивающих факторов, а наряду со стереотипностью в них наблюдается устойчивая вариационность. Строение букв и безбуквенных штрихов самое разнообразное: от упрощенного до усложненного.

Сред­не­вы­ра­бо­тан­ные под­пи­си пред­став­ля­ют со­бой не впол­не сфор­ми­ро­вав­шие­ся под­пи­си, от­ли­чаю­щие­ся не­ко­то­ры­ми на­ру­ше­ния­ми ко­ор­ди­на­ции дви­же­ний (в ос­нов­ном II груп­пы), от­но­си­тель­но ма­лой сте­рео­тип­но­стью и сред­ним тем­пом ис­пол­не­ния. Бу­к­вы по строе­нию близ­ки к нор­мам про­пи­си. Та­кие под­пи­си ме­нее ус­той­чи­вы к раз­лич­ным сби­ваю­щим фак­то­рам. При пись­ме в не­обыч­ных ус­ло­ви­ях в них мо­гут про­изой­ти су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния, вы­ра­жаю­щие­ся в мно­го­ва­ри­ант­но­сти при­зна­ков, что за­труд­ня­ет про­ве­де­ние иден­ти­фи­ка­ции.

Маловыработанные подписи соответствуют начальной стадии освоения подписного почерка. Для них характерны медленный темп исполнения, низкая координация движений I и II групп, отсутствие вариационности. Строение букв простое, близкое к нормам прописи. Такие подписи малоустойчивы к воздействию даже незначительных сбивающих факторов.

Среди маловыработанных различают школьные, практические маловыработанные и старческие, атаксические подписи.

Координация движений в подписи определяется так же, как и в почерке, и оценивается с точки зрения степени точности и согласованности движений при письме.

Показателями координации являются:

¾ устойчивость и правильность геометрической формы однотипных элементов букв и нечитаемых штрихов;

¾ устойчивость протяженности движений по вертикали и горизонтали;

¾ устойчивость направления при выполнении сгибательных движений;

¾ устойчивость размещения движений по вертикали и горизонтали.

В координации движений выделяют две степени точности.

К первой группе (первой степени точности) относится соблюдение параметров мелких движений в пределах элементов букв и штрихов. Снижение координации движений первой степени проявляется в извилистости, угловатости, изломах элементов, неправильности овалов и полуовалов, ретуши, неустойчивости в размещении точек начала и окончания движений.

Координация движений второй степени связана с соблюдением параметров более крупных движений при выполнении букв и безбуквенных штрихов, их взаиморазмещением и взаимопротяженностью. К снижению координации движений второй группы относятся неравномерность размера, разгона, наклона букв и нечитаемых штрихов, неустойчивость их размещения по вертикали и горизонтали.

С учетом вышесказанного координацию движений можно определить как:

— высокую (обладающую устойчивостью всех перечисленных параметров);

— среднюю (с некоторыми нарушениями точности и согласованности движений при письме);

— низкую (характеризующуюся неустойчивостью большинства показателей).

Как уже отмечалось, при исследовании подписей пользуются более дробной градацией характеристик признаков, выделяя две дополнительные промежуточные группы: выше и ниже средней.

Снижение координации движений может явиться следствием недостаточно сформированного письменно-двигательного навыка или результатом воздействия различных сбивающих факторов.

Темп движений отражает скорость выполнения подписи. Различают привычный и непривычный темп.

Привычный темп может быть быстрым, средним и медленным. Критерии его определения не отличаются от установленных в скорописи:

¾ количество слитных и интервальных соединений;

¾ конструктивная сложность букв и безбуквенных элементов;

¾ вид начала и окончания движений в штрихах;

¾ степень и характер нажима;

¾ преобладающая форма движений в подписи;

¾ размер букв и безбуквенных штрихов.

Непривычный темп может быть замедленным или ускоренным.

Для замедленного темпа характерны необоснованные остановки пишущего прибора, замена слитных соединений примыканием, сильный недифференцированный или неравномерный нажим, возвращение к привычному темпу в отдельных частях. Замедленный темп обычно сопровождается снижением координации движений первой группы.

Ускоренный темп связан с непривычной установкой пишущего на максимально быстрое письмо. Признаки ускоренного темпа: сокращение буквенного состава подписи, замена части строчных букв безбуквенными штрихами, упрощение движений, утрата отдельных элементов, увеличение разгона букв и штрихов, увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении заключительных элементов. Как правило, ускоренный темп сочетается со снижением координации второй группы.

Конструктивная сложность подписи определяется анализом строения входящих в нее заглавных и строчных букв, безбуквенных элементов, росчерка, дополнительных штрихов.

Конструктивно простые подписи включают в себя буквы, по строению близкие к нормам прописи, и безбуквенные штрихи относительно простой конфигурации, не содержащие пересечений, изменений формы и направления движения либо содержащие их незначительное количество.

Для конструктивно упрощенных подписей характерны наличие упрощений при выполнении буквенной части подписи, увеличение цикличности буквенной и безбуквенной частей, в результате чего подпись может стать условно-читаемой.

Конструктивно усложненные подписи отличаются сложными монограммами, усложненным строением букв, безбуквенными штрихами различной конфигурации, направления и протяженности, элементами украшательства.

Если эксперт затрудняется однозначно определить конструктивную сложность подписи в целом, рекомендуется изучать ее отдельные составные части. Например, в подписи от имени Вершинина А. И. монограмма усложненная, строчная часть и росчерк упрощенные.

 








Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 7606;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.