Какие признаки позволяют определить, при жизни или после смерти (уже на трупе) возникли ожоги от пламени?
ОТВЕТ: Важнейшим вопросом при экспертизе обожженых трупов людей, обнаруженных на месте происшествия, в зоне пожара, является установление прижизненности получения ожогов. На поверхности трупа, которая была прижата к земле, обгорание не наступает, в этом месте сохраняется неповрежденная кожа и даже часть одежды. Это свидетельствует о том, что горел труп, а не живой человек, который не может в подобной ситуации оставаться неподвижным: от сильной боли он мечется, ползет или переворачивается, прижимая пламя к земле. В результате вокруг такого трупа обнаруживается множество обрывков полуобгоревшей одежды, волос, а также следы перемещения тела. Надо обратить внимание на запах горючего, ибо после доставки трупа в морг он может улетучиться. Принимаемые за следы горюче-смазочного материала пятна на одежде чаше всего являются пятнами расплавленного подкожного жира. При осмотре таких, нередко обугленных, трупов обращают внимание на то, что конечности согнуты и, как и голова, приведены к туловищу (поза боксера или фехтовальщика). Несведущие люди при виде такой позы делают ошибочный вывод о борьбе, предшествовавшей смерти, о сопротивлении человека. Однако такая поза характерна для любого трупа (независимо от причины смерти), который продолжительное время подвергался действию пламени, способствующему обезвоживанию и большему действию сги-бательных мышц.
При наружном осмотре трупа в этом отношении имеет значение еще один признак — это отсутствие или меньшее обгорание кожи в складках лица, что свидетельствует о зажмуривании живого человека в тот момент, когда пламя достигает его лица. На прижизненность может указывать сильное по сравнению с другими частями тела, обгорание кистей при попытке потушить пламя, сбить его.
Важный вывод о прижизненное™ сгорания делается с осторожностью и, как правило, после полного исследования трупа. Одним из самых надежных доказательств прижизненного действия пламени является выявление копоти в дыхательных путях, а также в пищеводе и желудке, а иногда и в кровеносных сосудах, печени, мочевом пузыре. При вскрытии трахеи, бронхов обращают внимание на набухшую ярко-красную слизистую, покрытую налетом копоти. При гистологическом исследовании кусочков легких наблюдаются черноватые включения копоти в альвеолах.
Другое верное доказательство того, что человек горел живым, заключается в обнаружении в крови соединения окиси углерода (неизбежного спутника горения) с гемоглобином крови — карбоксигемоглобина. Для этого исследования кровь берут из сердца или глубоких сосудов и в укупоренных флаконах направляют в судебно-химическую лабораторию. Выявление карбоксигемоглобина свидетельствует о том, что человек горел живым, а установление его содержания более 60% подтверждает, что смерть наступила от отравления окисью углерода даже при наличии смертельных ожогов. Это исследование проводят предварительно и прямо у секционного стола, пользуясь химическим или спектральным методом. Кстати, окись углерода основной, но не единственный яд, который попадает в газообразном состоянии в организм при дыхании человека. В результате сгорания пластика, стеклотканей, коврилина, используемых в жилых помещениях и на транспорте, образуются такие химические соединения, как цианистый водород, акролеин, акроникрил, формальдегид и другие, которые даже в незначительных дозах создают суммарный токсический эффект, либо при обнаружении могут ввести в заблуждение относительно причины смерти, что при некоторых обстоятельствах надо иметь в виду.
Меньшее практическое значение имеет исследование содержимого Ожеговых пузырей на белок, фибрин и лейкоциты. При биохимическом исследовании в жидкости прижизненных пузырей в два раза больше белка, чем в посмертных.
Дата добавления: 2014-12-17; просмотров: 3279;