Бороды и усы.

В прошлом веке борода и усы были знаком силы, мужественности и свободы. Их пострижение часто в истории означало позорное наказание. Форма бороды и усов является не только отражением моды и времени, но иногда и выражением мировоззрения и политической принадлежности. Бритвы находят в раскопках уже доисторического времени, что свидетельствует о том, что мужчины брились уже в древнейшие эпохи. В Древнем Египте борода была привилегией царей, которые носили фальшивые бороды особой формы. Обычай сбривать бороду и усы, но при этом носить фальшивые бороды и усы снова появляется позднее; говорят, что в 1351 году в Испании король категорически запретил носить фальшивые бороды. В Ассирии и Вавилонии обривание известно уже со времен Навуходоносора (605-562 гг. до н. э.).

У евреев борода и усы являлись признаком свободы и крепкой веры. У греков бритье распространилось только во время Александра Великого. От греков эту моду переняли римляне, и очень быстро бритье стало общепринятым. Только при императоре Адриане (117-138 гг. н. э.) снова начали носить усы и бороду. Просто невероятно, с какой последовательностью мода чередуется, выдвигая на передний план то прическу, то усы и бороду. В эпохи, когда носятся длинные волосы, борода укорачивается и, наоборот, в период моды на короткие волосы появляется более сложная форма бороды и усов. Так, например, в бургундский период (XIV—XVвв.), также как и в эпоху барокко к длинным завитым волосам носят только маленькую бородку и усики, в то время как в последующие столетия уделяется большое внимание бороде и усам.


566. Христоф Амбергер. Мужской портрет. Государственная коллекция произведений искусства в Вавеле, Краков.

Интересна история русской бороды. Несмотря на то, что славянам было известно обривание бороды от греков, длинные бороды оставались неприкосновенными вплоть до правления Петра I, который ввел в России западную моду. Восточная церковь объявляла бритье бород языческим обычаем. В 1551 году на заседании церковного совета русское духовенство заявило, что «без бороды нельзя попасть в царство небесное».

Французский же король Генрих II, наоборот, вынужден был издать особый личный указ, потому что одна епархия согласно существовавшему в ней статуту отказывалась признать вновь назначенного епископа, который носил длинную бороду. В 1551 году король написал епархиальному совету: «Нам стало известно, что Вы чините препятствия нашему милому и верному господину Антониоди Каррасио-ли. Вашему епископу, в приеме его в Вашу церковь, по причине его длинной бороды. В связи с этим позволим выразить Вам просьбу не лишать его должности и не требовать от него подчинения этим статутам, тем более что мы намерены в скором времени послать его на службу в одно место за пределами нашего королевства, где он не может появиться без своей бороды...» Полностью стали исчезать бороды и усы при дворе Людовика XIV, во Франции, где знать, стремясь подражать молодому королю, начала брить все лицо. Усы остались привилегией только отборных королевских отрядов. После реставрации, когда возобладала тенденция к оживлению аристократической традиции французской армии, усы разрешалось носить только офицерам. Этот обычай, постепенно угасая, сохранялся в Центральной Европе вплоть до начала нашего столетия. Знать часто задавала тон в моде на бороды, как об этом свидетельствуют многочисленные названия: напр., бородка а ля Генрих IV, бакенбарды а ля Франц Иосиф, усы а ля Вильгельм II и под. Борода и усы стали символом политического воззрения для демократов в 1848 году, как и борода-для последователей Гарибальди в Италии в прошлом веке. В XX столетии особая форма бороды и усов типична для различных художественных направлений (напр, экзистенционалистов). Моду на усы и бороды уже не определяет знать, а чаще всего киноактеры (усы а ля Адольф Манжу, а ля Кларк Гейбл и т. д.).

Английские усы - небольшие короткие усы над верхней губой, популярные в XX веке. Мода распространилась в тридцатые годы, благодаря некоторым киноактерам (напр. Кларк Гейбл, Адольф Манжу, Чарли Чаплин). Усы стригли в подражание им в различных вариантах.

Бакенбарды (Backenbart) - входят в моду в Англии в конце XVIII века. Покрывают узкой полоской щеки от волос ко рту. В XIX веке возникли два типа бакенбард: римско-ампирный, когда они естественно сливались с мужской прической первой половины XIX века - в этом виде они были особенно популярны среди французских бонапартистов, и английский вариант, при котором волосы в бакенбардах были длиннее и на концах отставали от щек.

Бакенбарды а ля Франц Иосиф- широкие бакенбарды с усами и выбритым подбородком. Если подбородок не выбрит, то оба конца бакенбард внизу завершаются типичной для второй половины XIX века бородкой в виде буквы W. Борода-парик (Bartperucke) — длинная узкая борода, сплетенная частично или полностью из искусственных волос и привязанная нитками кушам. Ее носили древние египтяне, вавилонцы и ассирийцы. В Египте она считалась привилегией царей и цариц. Бородка а ля Генрих IV (козлиная бородка) - стрижется клинышком, как носили ее в XVII веке в подражание Генриху IV. Она всегда дополняется усиками над верхней губой.

Борода с усами - свободно растущая борода, типичная для древних эпох. Часто является символом мужской силы и свободы. Поэтому побежденных и рабов брили. В XIX и XX веках ее носят как выражение свободного и революционного мышления.

Козлиная бородка (Spitzbart) - сначала усы вместе с бородой, которая постригалась в форме клина, позднее только борода клинышком. Муш (франц. mouche, нем. Fliege) - пушок на подбородке или на верхней губе. В XVI и XVII веках был модно носить муш на подбородке к усам.

Сенаторские бакенбарды - не соединяются друг с другом, носятся без бороды и усов.

Усы (Schnurrbartt - над верхней губой, большие или маленькие в соответствии с модой. Стали популярными при Людовике XIV. В армии усы считались привилегией офицеров.

Усы Es ist erreicht — ввел их император Вильгельм II. Усы на концах загибались перпендикулярно вверх и поэтому на ночь их выпрямляли.

Усы с мушем (Knebelbart) — усы дополнялись небольшой бородкой. Типичны особенно для испанской моды. Вновь их ввел в моду император Наполеон III. фавори (Favoris) — узкие бакенбарды, обрамляющие щеки, были в моде в особенности в первой половине XIX века.

Фрезе (Frase) — самая древняя форма бороды вообще, ее носили семиты в Вавилонии; это, собственно говоря, бакенбарды вместе с бородой, но без усов. Иногда ее называют Kranzbart (бородка в виде венца).

Фрнёусы - чешское название усов в XV веке.

Шевалье (Chevalier} — особая форма усов в XVII веке две узкие завитые ниточки усов на верхней губе, расстояние между ней и носом чисто выбрито. Носились всегда с мушем.


567. Ассирийская фреска. По Перро-Клипьез (фрагмент).


568. Дань сирийского вождя. Настенная живопись из египетской гробницы.


569. Фрагмент с этрусского саркофага в Черветри. Национальный музей виллы Юлия, Рим.


570. Римско-египетский мастер II в. н.э.. Портрет с мумии из файюма. Метрополитэн музей, Нью-Йорк.


571. Альбрехт Дюрер, Юртрет Иоганна Клебергера, Музей истории искусств, Вена.


572. Ганс Гольбейн Младший, Автопортрет. Дворец Питти, Флоренция. Короткие волосы с челкой до половины лба и коротко постриженная борода, типичные для внешности мужчины эпохи Ренессанса.


573. Ганс Бальдунг, прозе. Грин, Портрет мужчины. Национальная галерея, Лондон. Прическа поздней готики из длинных волос, на голове берет, борода не подстрижена и не имеет определенной формы.


574. Эль Греко, Юлиан Ромеро де ласАзанас (фрагмент). Национальный музей Прадо, Мадрид. Испанский дворянин носит коротко подстриженные волосы, усы под носом и бородку а ля Генрих IV.


575. Диего Веласкес, Портрет Филиппа IV Испанского. Музей истории искусства, Вена. У испанского короля (1621-1665) ровные волосы и усы.


576. Арт де Гельдер, Эсфирь и Мардохей (фрагмент). Венгерский национальный музей изобразительного искусства, Будапешт. Волосы закрыты капюшоном, борода мужчины не пострижена для придания ей определенной формы.


577. Теодор Жерико, Офицер-карабиньер. Руан. Коротко постриженные волосы, бакенбарды и усики идут к лицу молодого офицера.


578. Карикатура на различные виды бакенбард и козлиные бородки, которые вместе с цилиндром, фраком и кринолином создали типичную картину моды, господствовавшей а XIX веке.


579. И. В. Цинке, Литография (фрагмент). Здесь можно видеть усы и бакенбарды, которые носили в то время.

 








Дата добавления: 2014-12-16; просмотров: 976;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.