Князева Л. И., Князева Л. А., Горяйнов И. И. Необходимость– философская категория, выражающая объективную закономерность и обусловленность явления
Необходимость– философская категория, выражающая объективную закономерность и обусловленность явления, процесса или человеческого действия.
Николай Кузанский (Николай Кребс)(1401 – 1464) – философ, теолог, ученый, цсрковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448), в творчестве Николая Кузанского были заложены основы для пантеистического взгляда на мир и гуманистического взгляда на человека.
Нирвана– центральное понятие буддийской философии и религии, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.
Ноосфера– новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.
Общественный договор– получившая широкое распространение в социально-политической мысли Нового времени (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) теория происхождения государства, в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.
Общество(в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля).
Объект– философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.
Онтология– раздел философии, учение о бытии.
Ортега-и-Гассет Хосе(1883 – 1955) – современный испанский философ и публицист, представитель «философии жизни» и философской антропологии.
Отчуждение– обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Понятие О. было теоретически обосновано К. Марксом.
Пантеизм– религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа».
Парменидиз Элей (период расцвета 504 – 501 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления, тем самым став у истоков идеализма,
Позитивизм– направление в философии и науке (со времен Канта), которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает ими свое исследование и изложение, а абстрактные философские («метафизические») объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Система позитивизма была создана в I половине XIX в. О. Контом; известны «второй позитивизм» (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер).
Понятие– форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.
Постмодерн– идейно-стилистическое направление, социокультурная ситуация и философское направление II половины XX ст.
Практика– целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.
Провиденциализм– истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Характерен для средневековой историографии, философии и теологии (Августин и др.).
Прогресс– развитие человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному как в материальном, так и духовном смысле состоянию.
Просвещение– вузком смысле течение в культурной и общественно-политической жизни Западной Европы XVIII в., выдвигавшее требование замены мировоззрения, основывающегося на религиозном или политическом авторитете таким, которое вытекает из требований человеческого разума, и ратовавшее за преобразование всех сторон жизни современного ему общества на основе распространения знания и развития наук.
Противоречие– взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития объективного мира и познания человеком этого мира.
Протагор из Абдер(ок. 480 – ок. 410 до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В Афинах Протагор обвинялся в атеизме.
Психоанализ– медицинский метод, психологическая теория и влиятельное философское направление, связанное с изучением скрытых связей и основ человеческой жизни.
Рационализм– философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – ведущее направление философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и один из философских источников идеологии Просвещения.
Религия– мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
Рефлексия– форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
Руссо Жан Жак(1712 – 1778) – французский писатель, философ и просветитель («Об общественном договоре», «О причине неравенства»).
Сансара– один из основных терминов индийской философии и религии, обозначающий бесконечную цепь все новых и новыхрождений человеческой души или личности в различных образах (Бога, человека, животного) в зависимости от степени праведности текущей жизни.
Сартр Жан Поль(1905 – 1980) – французский философ, влиятельнейший представитель экзистенциализма.
Сверхчеловек– представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения силы. Наибольшую известность получила концепция Сверхчеловека Фридриха Ницше.
Сверх-Я (супер-Эго)– у 3. Фрейда понятие, охватывающее один из компонентов организации человеческой психики, ее высшая инстанция, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т, д.
Свобода– способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Сенсуализм– направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма достоверного познания. 11олучило распространение в механистическом материализме французского Просвещения.
Синергетика– созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, теория самоорганизации сложных систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, молекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов животных, людей, транспортных средств и т. д.). С. объясняет, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе. Сегодня на основе теории С. создается новая научная картина мира.
Система– множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Скептицизм– философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины (пример – позиция И. Канта). Крайняя форма скептицизма – агностицизм.
Сознание– одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеналагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
Социальная философия– раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логику социальных процессов.
Софисты– в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия II половины V – I половины IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»), С критикой софистов выступили Сократ и Платон.
Софистика– способ рассуждения или ведения спора, предпринимаемый не ради выявления истины, а ради навязывания убеждения в собственной правоте, либо для упражнения в остроумии и находчивости, а потому ведется с сознательным нарушением законов логики.
Социоантропоцентризм– одна из характернейших черт мифологического сознания, заключавшаяся в переносе на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт общества или самого человека.
Спиноза Бенедикт (Барух)(1632 – 1677) – нидерландский философ, пантеист. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677).
«Сродный труд»– в философской системе Г. С. Сковороды предрасположенность человека к какому-либо роду деятельности, который будет ему удаваться и приносить моральное удовлетворение. «Сродность» устанавливается свыше (Богом или природой), однако только от человека зависит, сумеет ли он найти свою сродность. У каждого человека есть сродность, но у разных людей разные сродности. Занятие «сродным трудом» по Сковороде – единственный способ достижения счастья в жизни.
Становление– процесс перехода от одного состояния бытия к другому, в широком смысле – процесс формирования, утверждения кого-либо, чего-либо.
Сублимация– психоаналитическое понятие, означающее психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено 3. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.
Субстанция– нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего.
Субъект– носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.
Сущность– то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных, основополагающих, наиболее принципиальных свойств.
Схоластика– последний и высший этап развития религиозной философии западноевропейского Средневековья, характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.
Творчество– деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.
Теогония– разновидность поздних мифов, в которых шла речь о происхождении богов. Многие теогонические мифы (напр., «Теогония» Гесиода) являются по своему содержанию предфилософскими.
Теология– совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В эпоху западноевропейского Средневековья понималась как высшая ступень человеческого знания, по отношению к которой философия являлась всего лишь «служанкой».
Теоцентризм– основной принцип средневековой религиозно-философской картины мира, согласно которому центром мира является Бог, который сотворил мир из ничего, предопределил его судьбу и судьбу человечества.
Тойнби Арнолд Джозеф(1889 – 1975) – английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего.
Точка бифуркации– в синергетике переломный момент в развитии системы, когда принципиально невозможно определить дальнейшее направление ее функционирования.
Универсалии – общие понятия. Онтологический статус универсалий – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях X – XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
Утопия – течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Слово и понятие «утопия» введены английским гуманистом Томасом Мором (роман «Утопия», 1516).
Цивилизация – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация); 3) крупное историческое образование с самобытным экономическим, политическим, социальным и духовным укладом (индийская цивилизация, цивилизация инков).
Швейцер Альберт (1875 – 1965) – немецкий теолог, мыслитель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года.
Шпенглер Освальд (1880 – 1936) – немецкий философ, историк, представитель «философии жизни». В своей работе «Закат Европы» развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия.
Фалес (ок. 640 – ок. 546 гг. до н. э.) – древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки.
Фатализм – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение и т. п.
Феномен – материальная вещь или духовное образование, данное нам в опыте чувственного познания, шире – уникальное явление или событие.
Философия – форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру,
Философия истории – раздел философии, занимающийся объяснением смысла, закономерностей, основных направлений исторического процесса, поиском методов, средств и условий возможности его познания, выявлением роли и места человека в истории.
«Философия жизни» – распространенное во II пол. XIX – нач. XX ст. философское направление (А, Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон), стремившееся понять действительность как жизнь, процесс непрерывных изменений и чувственных переживаний. Предшественница экзистенциализма.
Философская антропология (в широком смысле) – учение о природе (сущности) человека, раздел философского знания; в узком смысле – идеалистическое течение в западноевропейской философии XX в., преимущественно немецкой, основанной в 1920-х гг. М. Шелером и X. Плеснером,
Философствование – форма философии, глубоко личностные размышления каждого человека о неповторимости его присутствия в окружающем мире,
Фромм Эрих (1900 – 1980) – американский психолог и социолог, один из самых известных представителей неофрейдизма.
Эгоцентризм– отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном «я»; в качестве особенности мифологического сознания заключался в представлении о мире по образу и подобию личного жизненного мирка каждого человека.
Эйдос – термин древнегреческой философии и литературы, означавший у Платона идеи как идеальные первоосновы всего существующего в мире.
Экзистенциализм, или философия существования, – направление современной философии, возникшее в нач. XX в. в России, после 1-й мировой войны – в Германии, в период 2-й мировой войны – во Франции, а после войны – в других странах. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие – экзистенция (человеческое существование); основные модусы (проявления) человеческого существования – забота, страх, решимость, совесть; человек прозревает экзистенцию как корень своего существа в пограничных ситуациях (борьба, страдание, смерть).
Эмпиризм – направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Получил распространение в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
Эпикур(341 – 270 до н. э.) – древнегреческий философ, основоположник собственной школы в Афинах. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании, в котором Эпикур придерживался сенсуализма) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Демокрита. Признавал бытие блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девиз Эпикура -живи уединенно. Цель жизни – отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще,
Эстетика – учение о прекрасном, его законах, нормах, формах и типах, его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении, раздел философского знания.
Этика – учение о нравственности, морали; особый раздел философского знания.
Юм Давид (1711 – 1776) – английский дипломат, историк, философ эмпирического направления,
Юркевич Памфил Данилович (1826 – 1874) – профессор Киевской духовной академии и Московского университета. В своем произведении «Сердце и его значение в духовной жизни человека» обосновал кордоцентризм как одну из характерных особенностей украинской философской мысли.
Явление – вообще все, что чувственно восприниомаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза. С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, болезнь может проявляться через высокую температуру.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением.
Ясперс Карл (1883 – 1969) – немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма, психиатр, автор концепции «осевого времени», согласно которой всемирная история обладает духовным единством, состоящим в попытке либо философским, либо религиозным путем осмыслить разрыв между человеком и миром, возникающий после упадка мифологического сознания, которое как раз и основывалось на чувстве сопричастности человека и мира.
Князева Л. И., Князева Л. А., Горяйнов И. И.
Внутренние болезни
Учебник
Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 889;