МИКЕЛАНДЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО

(1573—1610)

Судьба Микеланджело да Караваджо (настоящая фамилия Меризи) сло­жилась трагически. Одарённый ма­стер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешен­ным человеком, нередко дрался на дуэли. Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Четыре по­следних года Караваджо провёл в скитаниях, скрываясь из-за обвине­ния в убийстве, и умер в полной нищете. Его картины вызывали к себе сложное отношение современни­ков: восторги сочетались с яростны­ми нападками.

Караваджо — уроженец Ломбар­дии, провинции на севере Италии. В конце XVI в. здесь развивались тра­диции яркой и эмоционально выра­зительной венецианской живописи, а также маньеризма с его стремле­нием к творческой свободе. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера.

Около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1б0б г. В мастер-

ской модного тогда художника Чезари д'Арпино он выполнял натюрмор­ты на его монументальных полотнах.

На картине молодого мастера «Вакх с чашей в руках» (около 1593 г.) античный персонаж, любимый живо­писцами Возрождения, предстаёт в непривычном виде. Художник дела­ет его нарочито неприятным, тща­тельно прописывает отталкивающие детали, например густой слой грязи под ногтями. В произведениях Кара­ваджо Вакх олицетворяет слабого и грешного человека.

После ухода из мастерской д'Арпино круг тем Караваджо значи­тельно расширился. Всё больший интерес вызывали у него библейские сюжеты. Художник трактовал их очень необычно, дерзко шёл напере­кор сложившимся представлениям. Например, Юдифь, молодая иудейка, которая обезглавила ассирийского полководца Олоферна и таким обра­зом спасла свой город от порабощения, в эпоху Возрождения всегда изображалась как героиня, совер­шившая подвиг. На картине «Юдифь и Олоферн» (1599 г.) Караваджо впервые сосредоточил внимание на самом убийстве и показал суровую и страшную сторону события.

В композициях на евангельские сюжеты — «Уверение Фомы» (вторая половина 90-х гг. XVI в.) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г.) — встречи апосто­лов с воскресшим Христом представ­лены как незатейливые бытовые сцены. Но система живописных при­ёмов придаёт им совсем иной смысл. Резкий поток света выхватывает персонажей из тёмного пространст­ва. Источник света в композициях не показан: очевидно, художник имел в виду не реальное освещение, а Бо­жественный свет, который озаряет учеников и подчёркивает их удивле­ние, беззащитность и глубокую вну­треннюю растерянность перед тай­ной общения с Богом.








Дата добавления: 2014-12-13; просмотров: 1016;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.