Философия Людвига Фейербаха
Главное направление философии Людвига Фейербаха (1804 — 1872)— критика немецкого классического идеализма (в лице Гегеля) и обоснование материализма. В противовес объективному идеализму Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
• единственно существуют только природа и человек;
• человек является частью природы;
• Бога не существует как отдельной и самостоятельной реальности;
• природа (материя) вечнаи бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима.
Суть взглядов Фейербаха на человека:
• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами;
• реализация человеком своего "Я" возможна только во взаимодействии с "Ты" (человек может жить только в обществе);
• основным стержнем общества должна стать религия,основанная на новых принципах;
•необходимо заменить традиционную религию (христианство, мусульманство) религией любви;
• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и марксизмом.
1.7.3. Карл Маркс: новые проблемы
Немецкий философ Карл Маркс(1818 -1883) тоже критиковал Гегеля, более того, считал, что у Гегеля «диалектика стоит на голове, а надо поставить ее на ноги», т.е. спустить на землю. Диалектика развития общества – вот что по-настоящему интересовало Маркса.
Для Маркса первично общество, человек - вторичен. Взглянув на историю, философ увидел в хаосе битв и переворотов вполне материалистическую логику. Вся история человечества, убежден Маркс, определяется экономикой. Для каждой эпохи характерна своя общественно-экономическая формация. Формация – это базис (экономический строй, средства производства, производственные отношения) и надстройка (политика, культура). Надстройка зависитот базиса. «Прекрасная поэзия и сложные правовые, социальные проекты не могут возникнуть в условиях непрерывной борьбы с голодом», поясняет философ. Если базис и надстройка отставали друг от друга, нарастал в обществе конфликт, который перерастал в кризис, а затем в революцию. Одна формация сменяла другую. По Марксу, все страны и народы должны были последовательно пройти первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую формации и оказаться в коммунизме (справедливом обществе без эксплуатации).В этом и заключается, по Марксу,диалектика истории.
Несмотря на крах идейкоммунизма, марксизм остается популярной философией. Согласно опросу общественного мнения, проведенному в 2004 году Guardian, Карл Маркс был признан величайшим философом в истории, оставив позади на пятом месте Платона, а на восьмом - Сократа.
Справедливое общество – это общество без эксплуатации
1.7.4. Шопенгауэр и Ницше: последний всплеск философии Нового времени
Немецкая классическая философия Канта, Фихте, Гегеля максимально полно для своего времени объясняла философские проблемы с позиции идеализма, но с этим были согласны далеко не все. «Критика слева» была нанесена материалистической философией Л. Фейербаха и К. Маркса; «критика справа» была предпринята неклассической идеалистической философией в лице Шопенгауэра и Ницше.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1005;