Источники рабства.
a. Военное. Пока не было металла – только женщин и детей, затем и мужчин (Емельянов). Последних, впрочем, сажали исключительно на государственную землю (Якобсон).
b. За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи.
c. За провинности (в Египте – за нарушение ирригации).
4. Социальный аспект. Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость.
5. Внеэкономическое принуждение, его значение и формы. Вся древность – эпоха господства внеэкономических средств принуждения, т.к. производительность человеч. труда слишком низка, чтобы окупать наем. Продукты ремесла намного дороже по сравн. с современностью, т.к. нет промышленности, любой товар – штучный. Формы внеэкономического принуждения:
a. Рабство (у клиента отбирают все продукты его труда, взамен дают минимум для того, чтобы выжить).
b. Рентная эксплуатация (клиента сажают на землю, большую часть продукта он отдает дяде, нек. часть оставляет себе).
6. Виды рабства. Рабство бывает классическое и патриархальное. На востоке классическое невозможно, т.к.:
· несовершенство орудий уничтожения (Дьяконов)
· нужно слишком много надсмотрщиков (потому 3 дин. Ура и загнулась в 100 лет - Ладынин)
· родственные и культурные связи не позволяют одному общиннику плохо обращаться с другим;
а потому два варианта:
a. Рабство патриархальное. Два-три раба – «члены» (только в кавычках!) общины, почти наравне с младшими родственниками. Параллельно с простыми рабами существовали «крепостные» (на Западе - serfs) – прикреплены к земле, оторваны от общины, но могут быть субъектами права (хеттские «рабы», мушкенумы). Они – государственный сектор, в то время как собственно рабы - частные. Положение собственно рабов лучше.
b. Гос-земля делится на мелкие хозяйства, в каждом – хозяин и рабы, с хозяина – рента. Но у этого хозяина все равно нет собственности на землю.
Община
Дата добавления: 2014-12-12; просмотров: 788;