Общее понятие человека и личности. Неразрывность социального и биологического начал в человеке.
Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становиться еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.
Человек – особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек – это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начала человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе – ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно – биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
2. Выделение качеств человека – способ характеристики его личности.
При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности – врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.
В значительной мере качества формируется под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:
- гуманизм;
- человечность;
- честь;
- совесть;
- скромность;
- великодушие;
- справедливость;
- верность;
- иные качества.
И общество осуждаемые – негативные:
- чванливость;
- цинизм;
- грубость;
- тунеядство;
- трусость;
- нигилизм;
- иные негативные черты.
К общественно полезным качествам относятся:
- воля;
- решимость;
- мудрость;
- умение;
- установки;
- убеждения;
- патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе все виды качеств; одни качества развиты больше, другие меньше.
Общее понятие и содержание потребностей и интересов, их классификация и иерархия.
Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности – это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
- биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
- духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
- материальными – обеспечить достойный уровень жизни;
- социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.
Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.
Значительная доля потребностей (кроме биологичесикх) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы – конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы – также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются:
- личные (индивидуальные);
- групповые;
- классовые (интересы социальных групп – рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
- общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
- государственные;
- интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
Также интересы могут быть:
- материальными и духовными;
- нормальными и ненормальными;
- долговременными и ближайшими;
- разрешенными и неразрешенными;
- общими и антагонистическими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т.д.), и соотносятся с общими интересами.
Дата добавления: 2014-11-30; просмотров: 1330;