Творчество как информационный процесс
Любой творческий процесс предполагает порождение новой информации, т. е. по самой своей сути является информационным процессом. Действительно, ведь даже написание картин, создание скульптурных композиций, архитектурных проектов, макетов и чертежей новых машин и механизмов — все это ничто иное, как воплощение в некоторых материальных формах того творческого замысла, который уже сформировался в сознании художника, скульптора, архитектора или инженера.
Творчество это процесс материализации идеи на завершающем этапе творческого процесса. Однако творчество — это также и процесс формирования новой идеи, нового замысла и нового образа материального или же идеального мира людей. Причем такого, какого еще никогда не было.
Технология творческих процессов всегда являлась объектом внимания лучших умов человечества. Уже выработан целый ряд методических приемов, которые облегчают решение некоторых творческих задач, хотя сама глубинная природа творчества пока остается для людей непознанной и ожидает своих исследователей. Поэтому далее мы не будем глубоко вдаваться в психологические тонкости самого творческого процесса, который самым тесным образом связан с природой человеческого сознания. Мы остановим свое внимание лишь на сравнительно более простой проблеме — проблеме информационной поддержки творчества новыми информационными технологиями.
Ведь хорошо известно, что новое возникает не на пустом месте. Не зря говорят, что «новое — это хорошо забытое старое». Очень часто изобретателям удается получить совершенно новый результат, соединив между собою несколько уже давно известных конструкций, идей или технических решений. А ведь это предполагает, что изобретателю эти решения хорошо известны, т. е. ему необходимо иметь информационный банк данных таких решений и периодически к нему обращаться.
Психологи утверждают, что даже в тех случаях, когда новая идея или новое решение приходят к творческому работнику как бы ниоткуда в короткий миг творческого озарения, все равно подсознательной основой этих озарений является память прошлого, т. е. те образы и идеи, которые накапливались в подсознании человека ранее и которые он возможно и не осознавал на уровне «оперативного контура» своего мышления.
Психологи хорошо знают, что даже в бреду человеку являются только те образы, которые он мог когда-либо видеть ранее. Поэтому память прошлого — это источник для творчества, его информационная база.
Современные и перспективные информационные технологии, если их специально ориентировать на поддержку творчества людей в той или иной области, могут существенным образом облегчить подготовку и реализацию творческих процессов. Достигается это за счет следующих важных для творчества особенностей этих технологий.
1. Современные информационные технологии представляют творческому работнику оперативный доступ к большим объемам необходимой ему информации в той или иной области. Это позволяет получить представление об уже существующих подходах к решению проблемы, избежать повторений и выявить наиболее интересные аналоги. Для этого необходимо лишь иметь доступ к соответствующим банкам данных.
2. Современная информационная техника позволяет даже непрограммирующему пользователю работать с различными видами изображений. Трехмерная компьютерная графика существенным образом облегчает поиск новых решений дизайнерам, модельерам, архитекторам, техническим конструкторам. Ведь теперь они имеют возможность быстро формировать те или иные варианты своих решений, сравнивать их между собой, вносить необходимые изменения.
Другими словами, творец сегодня имеет возможность создавать вначале некоторую виртуальную реальность в своей области и только затем переходить к процессу материализации этой виртуальной реальности в виде чертежей, рисунков, видеоизображений и т. п., которые, кстати говоря, также могут быть зафиксированы на электронных носителях информации.
3. Современные информационные технологии позволяют более активно использовать образное мышление людей для решения творческих проблем. Создаваемые в последние годы специальные компьютерные программы так называемой когнитивной графики позволяют представлять в виде двумерных или трехмерных изображений на экране монитора многие математические зависимости, ход развития химических реакций или биологических процессов, структуру молекул и т. п.
Таким образом, появляются принципиально новые возможности для развития пространственного воображения и образного мышления людей, более полного использования потенциальных возможностей обоих полушарий их головного мозга, а не только левого, ответственного за процессы логического мышления.
Эти возможности появились лишь в последние годы с появлением на компьютерном рынке ПЭВМ типа Pentium. Ведь все предыдущие модели ПЭВМ обладали слишком малыми графическими возможностями и поэтому использовались, как правило, лишь для усиления логических возможностей человеческого интеллекта, а также для получения справочной информации.
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 871;