Сокровищница кафедрального собора, Ахен. Германия.
Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку (см. статью «Искусство Древнего Египта») пришёл пергамент — специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII—VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями. Переплёты книг, как правило деревянные, обтягивали кожей и нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем крошечных, где фигурки миниатюр были размером с булавочную головку.
ребро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневековый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ, он наполнил яркими, живыми образами. Его герои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение.
*Псалтирь — одна из книг Библии, содержащая псалмы (религиозные песнопения). Псалтирь в Средневековье служила основным пособием для овладения грамотой.
РЕЗНАЯ КОСТЬ
В течение многих веков кость оставалась ценнейшим сырьём для произведений искусства. Мастера, как правило, использовали бивни мамонтов, слонов, моржей или нарвалов (морских млекопитающих семейства дельфиновых). Самым дорогим считался слоновый бивень. О слоновой кости упоминается ещё в Библии: «И сделал царь Соломон большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом...».
Кость благодаря своим уникальным свойствам была одним из излюбленных материалов в раннем Средневековье. Мягкая и одновременно прочная, она поддавалась практически любым способам обработки: её точили, сверлили, резали, гравировали. Изделиям из кости придавали самую разнообразную форму, тщательно шлифовали или полировали.
Из кости изготовляли мебель и украшения, табакерки и ларцы, сосуды для хранения благовоний и реликвий, оклады книг, а также складные алтари со священными образами — их брали с собой в дорогу лица духовного звания.
Небольшие изделия из кости дают яркое представление о мастерстве скульпторов того времени. Примечательно, что резьба по кости и книжная миниатюра развивались параллельно: часто произведения этих видов искусства, выполненные в одном художественном центре, несли отпечаток единого стиля.
Стиль Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появляться на книжных окладах, выполненных из слоновой кости или золота, а также на небольших алтарях.
С середины IX в. приобрели известность иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре. В гак называемой Библии императора Карла II Лысого, выполненной в 846— 851 гг., изображена торжественная сцена поднесения книги этому государю: процессия монахов в окружении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстаёт перед императором. Эта миниатюра — одно из самых ранних в западном средневековом искусстве изображений реального события. Возможно, облик Карла Лысого на миниатюре передаёт его портретные черты.
Карл Лысый стал последним покровителем искусств и ремёсел из династии Каролингов. После его смерти в 877 г. и вплоть до начала X в. практически не существовало таких крупных художественных центров, как в период «каролингского ренессанса».
В 843 г. империя Каролингов распалась. Не прекращающиеся в течение второй половины IX столетия междоусобные войны королей и их подданных разрушили хрупкий мир империи Каролингов. Шаткое политическое и экономическое положение привело к почти полному упадку культуры.
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 916;