Музей Ашмолеан, Оксфорд.
сопровождают Эхнатона повсюду: они присутствуют при вознесении фараоном молитвы Атону, на приёме послов, при раздаче наград из «окна явлений», при парадных выездах на колесницах, за трапезой и отдыхают вместе с ним. Фараон предстаёт здесь как любящий муж и отец. Царская семья изображена и в момент горя: она оплакивает умершую старшую царевну Макетатон. Жест отчаяния и поддержки — царь касается руки жены — в традиции древнеегипетского искусства уникален.
Из росписи парадного зала дворца в Ахетатоне лучше всего сохранился фрагмент с двумя обнажёнными маленькими царевнами, сидящими на полу на узорчатых подушках. Одна из девочек ласково касается рукой подбородка другой, та обнимает её за плечи. Их нежные, написанные в тёплых розово-золотистых тонах лица с огромными миндалевидными глазами трогательны в своей наивной беззащитности.
Среди мастерских Ахетатона наиболее известна мастерская начальника скульпторов Тутмеса — по-видимому, создателя портретных изображений царя и царицы. При разрушении Ахетатона многие произведения погибли или сильно пострадали. Ворвавшиеся в мастерскую Тутмеса люди разбили один из стоявших на полке бюстов Эхнатона. От сотрясения упал и бюст Нефертити, но, к счастью, сохранился. Этот бюст, сделанный из известняка, раскрашенный, обвитый золотой лентой, даёт представление о совершенной красоте царицы: гармоничности её точёных строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, горделивой и свободной посадке головы. На шее у Нефертити ожерелье, на голове высокий царский убор синего цвета.
Незавершённое изображение Нефертити из мастерской Тутмеса — небольшая голова, изготовленная из золотистого песчаника, — полно обаяния женственности. Поразительно мягкие линии щёк, висков, шеи, трепетных губ передают нежность юного лица, словно тронуто-
Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 1079;