ДИОНИСИЙ

«Троицы». Внутренний взор зрите­ля невольно фиксирует на иконе Рублёва круг, хотя на самом деле его нет. Он образуется позами, дви­жениями ангелов, соотнесённостью их фигур.

Мотив кругового движения — средство художественного выра­жения единства ангелов, а индиви­дуальность каждой фигуры мастер подчёркивает позой, жестом, поло­жением в иконном пространстве, наконец — цветом. Левый ангел по правилам иконографии облачён в синий хитон (широкую, ниспада­ющую складками рубаху) и лило­во-розовый гиматий (верхнюю одежду из куска ткани, которая пе­рекидывалась через плечо); пра­вый — в синий хитон и светло-зелёный гиматий; средний — в вишнёвый хитон с золотой про­дольной полосой (клавом) и синий гиматий. Вишнёвый и синий — это традиционные цвета одежд Христа, образ которого запёчатлён таким в центре поясного чина и потому привычно ассоциируется с цент­ральным персонажем «Троицы». На иконе Рублёва тема среднего анге­ла — Христа — неразрывно связа­на с темой чаши, которая возника­ет в композиции несколько раз, постепенно усиливаясь, подобно главной теме симфонического про­изведения. Чашу образуют линии подножий. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоя­щая чаша), ограниченная очертани­ями согнутых ног крайних ангелов. Наконец, когда взгляд зрителя, скользя по силуэтам боковых фи­гур, переходит к осмыслению иных величин, снова возникает образ большой чаши, в которую погру­жён средний ангел — Христос. Чаша символизирует искупитель­ную жертву Христа за весь род людской. Эта тема воплощается че­рез сопоставление реальной чаши на трапезе с той, которая видится «разумными очами» благодаря рас­положению фигур и исчезает, как только внимание созерцающего возвращается к предметам матери­ального, вещественного мира.

С именем Андрея Рублёва связан са­мый высокий взлёт в истории древ­нерусского изобразительного ис­кусства. Рублёв был тем гениальным мастером, который создал свой собственный оригинальный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский по своей сущности и худо­жественному выражению (хотя и многим обязанный достижениям Византии), но вместе с тем благо­родной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Стиль Рублёва, линейный и колорис­тический строй его икон, вопло­щавший гармонию и красоту, сло­жившийся в его творчестве новый эстетический идеал определили ли­цо московской школы живописи. Андрей Рублёв умер, вероятно, в 1430 г. и похоронен в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Однако рублёвским традициям предстояла долгая жизнь в русской художественной культуре.

ДИОНИСИЙ

(около 1440 — около 1505)

Наиболее выдающимся представи­телем рублёвского направления в искусстве второй половины XV — на­чала XVI в. был Дионисий. Он проис­ходил из знатного рода и принадле­жал к мирянам. В семье Дионисия, как и в семьях многих других худож­ников того времени, иконописание стало наследственной профессией. Вместе с Дионисием в выполнении многочисленных княжеских, митро­поличьих и монастырских заказов участвовали его сыновья Владимир и Феодосий. По своим взглядам Диони­сий был близок к Иосифу Волоцкому, который был духовным главой направления, стоявшего за богатую и политически влиятельную Церковь. Это проявлялось в любви к искусст­ву торжественно-праздничному, нарядно-декоративному, соответству­ющему пышной церемониальности церковного обряда, в многолюдности композиций Дионисия.








Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 811;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.