Гост 5773-90 «издания книжные и журнальные. Форматы».

Размер Листа бумаги, мм

Доля

Листа

Формат книжных изданий

Условное

Обозначение

Размеры, мм

Максимальный минимальный

600м×900 1/8 60×90/8 220×290 205×275

840×1080м 1/16 84×108/16 205×260 192×255

700×1000м 1/16 70×100/16 170×240 158 ×230

700×900м 1/16 70×90/16 170×215 155 ×210

600×900м 1/16 60×90/16 145×215 132×205

600×840м 1/16 60×84/16 145×200 130×195

840м×1080 1/32 84×108/32 130×200 123×192

700м×1000 1/32 70×100/32 120×165 112×158

750м×900 1/32 75×90/32 107×177 100×170

700м×900 1/32 70×90/32 107×165 100×155

600м×840 1/32 60×84/32 100×140 95 ×130

Формат издания

На выбор формата издания оказывают влияние:

• тип издания;

• объем издания;

• категория читателя;

• условия пользования книгой;

• структура текста;

• массовость издания;

• иллюстративность издания;

• экономические соображения;

• производственные и материальные возможности издательства.

В России наиболее распространены средние по величине

Форматы книг, точнее, два из них: 60×90/16 и 84×108/32. Оба они удлиненные.

Формат 60×90/16 достаточно велик для хорошего размещения текста при объеме книги до 30–40 листов. Вместе с тем длина строки в этом формате составляет 6 1/4– 6 3/4 кв., что

Превышает оптимальную длину строки для шрифта кегля 10(около 5 кв.). В изданиях для медленного чтения такое превышение не имеет очень большого значения. Поэтому формат 60×90/16 подходит и широко применяется для научных, учебных, производственно-инструктивных изданий, если в них есть сложные формулы, таблицы и иллюстрации или если общий объем материала велик. В формате 60×90/16 выходит и часть изданий, предназначенных для беглого чтения, например некоторые издания художественной и массовой политической литературы; в отдельных случаях такое применение рассматриваемого формата может быть оправдано(в частности, при очень большом объеме литературного произведения и нецелесообразности деления его на два тома), но, как правило, признать его желательным нельзя.

Формат 84×108/32 тоже широко применяется для учебной, научной, производственно инструктивной литературы, но при менее сложном материале (при отсутствии громоздких формул, таблиц и иллюстраций) и при небольшом или среднем объеме. Нормальная для этого формата длина

Хтр — конспект лекций

Строки 5½— 6 кв. При шрифте кегля 10 близка к оптимальной. Особенно широко применяется формат 84×108/32 для изданий художественной и массовой политической литературы. Однако для книг беглого чтения, в особенности при объеме. Не больше среднего, желателен несколько меньший формат. Формат издания 60×84/16 имеет такую же ширину, как в формате 60×90/16 и такую же высоту, как в формате 84×108/32. Таким образом, в этом формате соединяются слабые стороны обоих упомянутых: длина строки слишком велика для изданий, рассчитанных на беглое чтение, а высота книжной полосы недостаточно велика для хорошего размещения многочисленных и сложных таблиц, формул, иллюстраций. В силу этого формат 60×84/16 применяется гораздо реже, чем остальные средние форматы, хотя для отдельных изданий и серий в самых различных видах литературы он в какой-то мере может оказаться подходящим. Из группы форматов меньше средних отметим два удлиненных: 70×90/32 и 75×90/32. При таких форматах книга вполне портативна — она умещается в кармане, при чтении ее без большого усилия можно долгое время держать в руке. Вместе с тем нормальная для этих форматов длина строки — приблизительно 4 1/2 кв. — оптимальна для шрифта не только кегля 10, но и кегля 9, хороша и для шрифта кегля 8. Поэтому при выпуске книг в этих форматах целесообразно пользоваться шрифтами кегля 10, 9 и 8, что дает большую экономию бумаги и соответственно уменьшает объем печатных и брошюровочных работ; кроме того, увеличение емкости сравнительно небольшой полосы набора дает возможность выпускать в этих форматах более крупные по объему литературные произведения. В силу всего сказанного оба формата очень хороши для книг, рассчитанных на беглое чтение, в особенности для художественной, массово-политической, отчасти научно-популярной литературы. Они подходят и для портативных производственно-инструктивных и справочных изданий.

Форматы 70×90/32 и 75×90/32 близки по размеру. Они равны по ширине, да и по высоте разница между ними составляет всего 12 мм. Однако это незначительное увеличение дает формату 75×90/32 несомненные преимущества. Емкость полосы набора, а, следовательно, и емкость печатного листа увеличивается, улучшаются экономические показатели (при одном и том же объеме литературного произведения уменьшается объем в печатных листах, а следовательно, и количество печатных и брошюровочных работ), появляется возможность выпускать в данном формате более крупные произведения, не опасаясь сделать книгу слишком объемистой.

К форматам меньше средних относится и 70×108/32. Это — широкий формат. По сравнению с двумя предыдущими он не так портативен; если при чтении держать книгу в руках, то широкие страницы прогибаются и часть текста плохо видна, строки длиннее и поэтому хуже читаются. Все же этот формат может подойти для стихотворных произведений с длинной строкой, для популярных изданий по искусству с широкими иллюстрациями и тому подобных.

Малые форматы — 60×90/32 и 60×84/32 — предназначены в основном для различного рода карманных справочных изданий — уставов, памяток, словарей, транспортных справочников, путеводителей и т. п., — а также для отдельных произведений художественной литературы в особом (или улучшенном) оформлении. При улучшенном оформлении карманные форматы, очень удобные для читателя. Но для массовых изданий в обычном оформлении пользоваться такими форматами надо с большой осторожностью. Издание малого формата очень легко может быть испорчено недостаточно хорошим полиграфическим исполнением: при пониженном качестве печати удобочитаемость мелкого шрифта (при малых форматах часто пользуются шрифтами кегля 8 и мельче) резко снижается, а при недостаточно аккуратной фальцовке издание приобретает не только неряшливый вид, но книга становится неудобной для пользования. Форматы больше средних, как видно из таблицы, весьма различны по пропорциям.

 

Хтр — конспект лекций

Широкие форматы — 70×90/16 и 75×90/16 — нужны, главным образом, для изданий с крупными или многочисленными иллюстрациями (например, для изданий по искусству, для научных и учебных изданий, где иллюстрации вынесены в отдельную колонку), с крупным шрифтом (главным образом, для детских книг). При обилии громоздких таблиц, формул и крупных иллюстраций, в особенности, если к тому же объем книги очень велик, более целесообразен слегка расширенный формат 70×100/16 или удлиненный формат 70×108/16, так как на более длинной книжной полосе легче разместить сложный материал.

Книги больших форматов громоздки, но и такие форматы необходимы. Во-первых, они нужны для изданий особенно большого объема, предназначенных для выборочного чтения: энциклопедий, словарей, объемных телефонных справочников и т. п. Текст в таких изданиях набирается в две и даже три колонки. Во-вторых, они нужны для изданий с крупными иллюстрациями, например для книг по изобразительному искусству, по начертательной геометрии и черчению, для детей дошкольного возраста, промышленных и торговых каталогов, для некоторых произведений художественной литературы в особом, улучшенном оформлении. Для такого рода изданий подходят, главным образом, широкие форматы — они позволяют хорошо расположить и текст (в две или три колонки), и иллюстрации самых различных размеров. Но и удлиненные форматы — 60×84/8 и 84×108/8 — могут найти применение для подобных изданий. В большом формате 84×108/16 издаются и произведения художественной литературы, выпускаемые в журнальном оформлении. Такой формат неудобен для читателя, вследствие частого сгибания книги быстро изнашиваются. На протяжении какого-то времени такой формат придется сохранить, так как он облегчает и удешевляет полиграфическое исполнение подобных изданий (резко уменьшается объем брошюровочных работ). Но при дальнейшем совершенствовании отечественной полиграфической промышленности станет возможным перевод этих изданий на более удобный для читателя формат. Уже было сказано выше, что для изданий в улучшенном оформлении гост допускает еще ряд форматов. По своим пропорциям почти все они либо близки к квадратным, либо являются сильно удлиненными. В этом отношении они сильно отличаются от основных форматов. Близкие к квадрату форматы подходят, главным образом, для изданий по изобразительному искусству и некоторых других книг, где иллюстрации имеют большое значение. Дело в том, что в таких изданиях воспроизводятся оригиналы с самым различным соотношением сторон. На страницах с обычными пропорциями (от 1:1,6 до 1:1,3) репродукции вытянутых по ширине оригиналов приходится помещать «лежа» и при рассматривании иллюстраций приходится поворачивать книгу то в одну, то в другую сторону. Если же формат книги близок к квадратному, то на ее страницах можно почти одинаково хорошо — и притом горизонтально — расположить иллюстрации с любым соотношением сторон. Сильно удлиненные форматы резко отличаются от остальных, сразу привлекают к себе внимание. В таких форматах выпускают, главным образом, книги, которые хотят подчеркнуто выделить из общей массы изданий. Для детских иллюстрированных изданий, изданий художественной литературы и по искусству, для разговорников, темников и других справочных и нормативных изданий с табличным (или двухколонным) расположением текста гост допускает также использование стандартных форматов в так называемом альбомном варианте, при котором ширина издания больше его высоты, например, вместо 84×108/32 — 108×84/32. При альбомном варианте изменяется обычный порядок фальцовки отпечатанного листа.

 

Хтр — конспект лекций

Выделим следующие факторы, которые следует учитывать при выборе формата издания:

форма произведения и средства раскрытия содержания. Если текст прозаический, для книги удобен средний

Формат; если текст стихотворный, то, в зависимости от длины строк, — узкий или средний по ширине формат; если же текст насыщен громоздкими таблицами, очень длинными формулами или широкими и крупными иллюстрациями, не допускающими значительного сокращения их ширины, или же квадратными географическими картами, то лучше воспользоваться широким форматом.

назначение книги и условия ее чтения. Книги, предназначенные для последовательного и длительного чтения, следует выпускать в средних форматах; для книг, рассчитанных на быстрый просмотр и выборочное чтение, как, например, справочники и словари, рекомендуется брать малые форматы (если позволяет объем); учебники, научные и производственно-инструктивные издания, требующие замедленного чтения с остановками или изучения, целесообразно выпускать в укрупненных форматах.

• подготовка читателей и наличие у них навыков в чтении. Если книга предназначена для начинающего читателя, глаз которого медленно движется по строке текста, то ей лучше подойдет укрупненный формат с длинной строкой крупного шрифта. В книге, адресованной опытному читателю с хорошими навыками быстрого чтения, следует предпочесть средний формат, позволяющий применить короткую строку текста; однако возможны и другие варианты.

• условия использования и хранения книги. Если предполагается данное издание использовать в условиях производственной обстановки (на заводе, в поле, в лабораториях) или в пути (словари-разговорники), предпочтительны малые форматы. Наоборот, чтение книги в библиотеке, комнате или классе допускает средние и крупные форматы.

• удобочитаемость строки и формат издания. При выборе формата издания необходимо учитывать и длину строки. Длина строк в значительной мере определяет условия удобочитаемости текста. Выбор длины строки связан с опытностью читателя, вернее, с его навыками в чтении. Исследованиями ученых (проф. В. А. Артемова, проф.

А. А. Реформатского, н. А. Головина и др.) установлено, что при одинаковых условиях шрифтового оформления текста удобочитаемость его связана с длиною строки следующим образом: чем выше опытность читателей, тем большее значение для результатов чтения имеет длина строки. Как показали опыты, строки в 4 1/4 — 4 1/2 кв. читаются сравнительно со строкой в 6 кв. Примерно на 6% быстрее, а сравнительно со строкой в 7 кв — на 11% удлинение строки свыше 6 кв. Вызывает у опытных читателей дополнительные движения головой, для того чтобы превышающий гигиеническую норму отрезок строки оказывался в поле ясного зрения. Такое движение головой при быстром чтении доставляет читателю значительную дополнительную физическую нагрузку, ускоряющую утомление.

Для малоопытного читателя наиболее благоприятна удлиненная строка, так как взгляд его движется по строке не спеша и скорость мешала бы ему осмысливать прочитываемое. В то же время он не сразу приобретает навык горизонтального движения глаз, за чтением следит пальцем, и переход на следующую строку для него составляет относительную трудность. Поэтому редко сменяющиеся строки ему удобнее.

Длина строки должна быть соразмерена с кеглем шрифта, выбранного для читателя соответственно его навыкам в чтении. Было бы в одинаковой степени неудовлетворительно с точки зрения удобочитаемости формировать длинную строку мелкокегельным, а короткую крупнокегельным шрифтом.

Хтр — конспект лекций

Изменение кегля шрифта меняет число печатных знаков в строке и тем как бы увеличивает или уменьшает порцию чтения. Поэтому для соблюдения нормы чтения обязательна пропорциональность между размерами шрифта и длиной строки. Какие-либо твердые нормы этой зависимости трудно установить. Но практика подсказывает, что соразмерными можно считать такие соотношения между кеглем шрифта и длиною строки: увеличение междустрочного пробела также имеет значение для удобочитаемости строки.

Пробел между строками для малоопытного читателя должен увеличиваться, чтобы читатель мог вполне изолированно видеть читаемую строку и уверенно переходить на следующую. Особенно это важно при укрупненных шрифтах. Для опытного читателя увеличение пробела между строками также облегчает процесс чтения, но не имеет решающего значения. Длина строки зависит и от условий чтения. Например, в книгах для последовательного длительного чтения она должна быть в гигиенических нормах, для текстов, подлежащих изучению или чтению по частям (научно-техническая литература, учебники) строка может быть увеличенной, в книгах же для быстрого и выборочного чтения — короткой. Удобочитаемость текста иногда требует деления длинной строки на короткие с применением многоколонной верстки.

• иллюстрации и формат издания. Установить твердую зависимость формата издания от иллюстраций нельзя, но и игнорировать их влияние на выбор форматов невозможно. Большие по размерам полосные иллюстрации требуют, естественно, и больших площадей. Пропорции же иллюстраций

Кегль

Шрифта

7 8 9 10 10 н/ш 11, 12 14, 16

Строка в

Квадратах

2—3 2 1/2 — 4 3 1/2 —4 1/2 4—5 1/2 4 1/2 — 7 5 — 7 6 1/2 — 8 1/2

Формат издания

Подсказывают и форму страницы, и формат полосы набора. Если рисунки имеют пропорции сторон 3/4 , 4/5 , 7/9 и т. П., то аналогичные им форматы страниц будут 60×90/8, 84×108/16, 70×90/16, 70×108/32.

Узкие по ширине и вытянутые по вертикали иллюстрации, построенные с пропорциями сторон 2/3 , 3/5 , 5/8 подходят к форматам 70×108/16, 60×90/16, 84×108/32, 70×90/32.

Полосные иллюстрации в рамках более точно определяют как формат полосы набора, так и формат издания. Если оригиналы иллюстраций создают согласованно с выбором формата издания, размеры тех и других обычно подбирают так, чтобы сохранялись масштабные отношения между ними. Если же готовые иллюстрации подгоняются к установленному формату издания или полосе набора, то, конечно, найти гармонию между ними значительно труднее, особенно если оригиналы имеют произвольные форматы. Согласованность размеров имеет огромное значение для правильного восприятия читателем изображений, поэтому нередко формат издания приходится определять, исходя из масштабных соотношений иллюстраций, их количества и системы размещения в книге. Небольшие по текстовому объему инструктивные и справочные издания бывают насыщены очень большим числом иллюстраций, отказ от которых лишает смысла все издание. тут приходится отклоняться от формата издания, предназначенного для данного типа изданий, делать предварительное макетирование иллюстрационных элементов и текста, чтобы создать единое гармоничное целое.

Обилие в книге оборочных иллюстраций иногда заставляет менять формат книги. Хотя оборки легко поддаются распланировке на полосе набора, все же большое число их не-

Редко заставляет увеличивать формат книги, чтобы все поставить на свое место. К тому же для оборки существует также свой минимальный формат, допускаемый технологическими инструкциями.

Аналогичное и неизбежное увеличение формата мы наблюдаем при иллюстрировании книги рисунками на полях.

Хтр — конспект лекций

В этих случаях уменьшается полоса набора, увеличиваются поля под рисунки. Но не всегда это возможно при нормальном для книги формате, например в художественной литературе. Тогда, чтобы обеспечить возможность разместить рисунки на полях и возле своего текста, рационально брать большой формат страницы. Даже расположение отдельных иллюстраций с выходом на поля и под обрез (без полей) вызывает необходимость увеличения формата книги. Отсюда следует сделать вывод, что при заказе оригиналов иллюстраций художнику необходимо знать будущий формат издания, приблизительно определить допустимые размеры иллюстраций, а также знать, будут ли оригиналы иллюстраций воспроизведены в натуральную величину или подвергнутся уменьшению. В случае необходимости формат издания может быть подчинен условиям иллюстрационного ассортимента и методу его разверстки, при этом не следует забывать и об экономической целесообразности.

• объем книги и формат издания. При выборе формата издания необходимо учитывать и объем книги. Между форматом издания и объемом его в печатных листах должны существовать пропорциональные соотношения.

Удобство пользования книгами — тоже немаловажный фактор при выборе формата издания.

Текстовой объем выражается в издательских листах, физический печатный объем — в печатных листах. В большом по формату печатном листе помещается больше материала, чем в листе малого формата. Поэтому, выбирая формат издания, надо учитывать емкость печатного листа и получаемый от этого объем.

Средствами, определяющими емкость печатного листа, служат: формат полосы набора, плотность и кегль шрифта, приемы верстки книги.

Более того, если сравнить емкость полос набора одинакового формата при наборе их шрифтами разных кеглей, легко увидеть, что замена корпуса петитом не только увеличи-

Формат издания

вает емкость строки примерно на 20%, но и емкость полосы на 23%. И, следовательно, уменьшает количество печатных листов. Наоборот, переход от меньшего кегля к более крупному, уменьшая емкость полосы, увеличивает объем книги.

Введение шпонов также уменьшает емкость полосы и увеличивает объем издания.

Увеличение формата набора сокращает объем издания в среднем на 4% на каждую 1/4 кв. при наборе корпусом.

Учет этих условий шрифтового оформления позволяет регулировать объемы изданий и соответственно подбирать форматы книг.

• технологические требования к формату издания.

Замысел оформления печатного издания осуществляется при помощи полиграфической техники. Поэтому без знания технологических условий и возможных результатов полиграфического исполнения печатных изданий нельзя правильно установить формат будущей книги и формат полосы набора.

Только учитывая все особенности технологии полиграфии, можно точно знать размеры страниц и допустимость тех или иных композиций.

В этом смысле технология полиграфии может влиять на выбор формата издания.

Допустим, что книга будет выпущена в свет способом бесшвейного скрепления с обрезкой в корешке. Это значит, что корешковое поле надо увеличивать на размер этой обрезки. За счет чего же уменьшить ширину книги? Сохраняя правильные размеры полей, приходится формат набора уменьшать на 1/4 кв. Полоса набора от этого становится уже и как бы более вытянутой в высоту. Сами страницы после обрезки делаются тоже более узкими.

Нечто аналогичное мы наблюдаем и при шитье втачку.

Корешковое поле ушивается скобками, и раскладка в корешке, поэтому увеличивается на 1/2 кв. За счет уменьшения формата набора на 1/4 кв.

В обоих случаях полосы набора окажутся одинаковыми по ширине, но внешне книги будут разными, так как в первом

Хтр — конспект лекций

случае происходит действительное сужение формата, а во-втором — формат страниц сохраняется, а изменению подвергается именно композиционная плоскость полосы и страницы издания. Чтобы в обоих случаях иметь одинаковые форматы страниц, необходимо для книги с бесшвейным скреплением брать формат бумаги с увеличением по короткой стороне при прямой доле листа или по длинной стороне при обратной доле.

Размер этого увеличения формата бумаги зависит от доли листа, примененной в издании.

Уменьшение формата страниц происходит и при оформлении издания иллюстрациями в обрез. В этом случае ширина страниц уменьшается обрезкой дополнительно на 5 мм, а высота — на 10 мм.

Способ фальцовки может изменить формат издания, если под ним подразумевать не площадь страницы, а способ ее получения. Использование кассетных фальцевальных машин позволяет применять не только поперечно-перпендикулярную фальцовку, но и параллельную в сочетании с поперечной. А это позволяет изменять доли листа и размеры страниц, например, одинаковые по размерам страницы мы можем получить из формата 60×90 в 16-ю долю и из формата 70×90 в 18-ю долю. Площади страниц одинаковы, а форматы изданий и доли листа разные.

Многокрасочная печать вследствие необходимости помещать в печатной форме метки, обеспечивающие совмещение контуров красок, значительно уменьшает изобразительное поле и размеры страниц. Для получения многоцветных оттисков в установленном формате приходится изменять размеры бумаги. Все эти особенности печатных процессов необходимо учитывать при выборе и расчете форматов.

Использование нестандартных форматов ставит полиграфическое предприятие перед рядом сложных проблем. Чем больше тираж, тем больше сложностей. Поэтому применять их нужно только тогда, когда они совершенно необходимы.

Полоса набора — это оттиск со сторон набора печатной формы. Формат полосы набора каждого конкретного издания обуславливается многими причинами, и прежде всего форматом издания и размером полей. Формат полосы должен быть таким, чтобы полоса набора красиво лежала на странице, чтобы размеры полей и самой полосы способствовали наилучшему восприятию материала и удобному его размещению. Читатель, работая с книгой, будет держать в поле зрения не одну страницу, а разворот двух смежных страниц, поэтому размер полосы набора устанавливают, ориентируясь на разворот двух страниц. При классических соотношениях полей рекомендуется наименьшее поле корешковое, несколько больше верхнее, еще больше — боковое и самое большое — нижнее. Вся полоса оказывается несколько сдвинутой вверх и в корешок. Такое размещение полосы набора на странице объясняется двумя причинами. Во-первых, глаз человека видит середину вертикальной линии несколько выше геометрического центра. Поэтому, если полосу хотим видеть стоящей на равном расстоянии от верхнего и нижнего краев страницы, ее нужно сместить вверх. Во-вторых, разворот двух смежных страниц как бы соединяют два соседних корешковых поля в одно большое. Поэтому, чтобы разворот полос композиционно воспринимался как единое целое, полосы необходимо сдвинуть в корешок.

Книги не одинаковы по содержанию и назначению, поэтому при одних и тех же форматах издания размеры полей и полосы набора могут меняться. Отраслевой стандарт регламентирует минимальные размеры полей, а также минимальную и максимальную длину строки, для того чтобы дать возможность выбрать наилучший формат полосы и полей.

При выборе формата полосы и полей необходимо усвоить следующее:








Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 3411;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.