Глядел и сын, найти пытаясь
Хоть в жёлтой яме что-нибудь;
Кладбище называлось: «Воля».
Да, песнь о воле слышим мы,
Когда могильщик бьёт лопатой
По глыбам глины желтоватой;
Был жалок этот смертный одр,
И в комнате, чужой и тесной,
Мертвец, собравшийся на смотр,
Спокойный, жёлтый, бессловесный…
Жёлтый цвет нагнетается в стихотворении «О смерти»: груды жёлтого песку отмечают место гибели рабочего, а погибший жокей сам одет в жёлтое, что подчёркивается повторами («лежал жокей, весь в жёлтом…»; «повисла беспомощная жёлтая нога…», «К его подушкам так бережно и нежно приложили цыплячью желтизну жокея…»).
В стихотворении «Умри, Флоренция, Иуда…» образ жёлтой пыли приобретает символический характер, обобщая мысли поэта о пошлости современной ему цивилизации (антипода культуры):
Хрипят твои автомобили,
Твои уродливы дома,
Всеевропейской жёлтой пыли
Ты предала себя сама!
В стихотворении «В эти жёлтые дни меж домами…лексема жёлтый употреблена символически как характеристика периода времени (жёлтые дни) и реализует контекстуальные семы «грех, похоть», «принадлежность к инфернальным силам», «гибель». Тема греха получает в стихотворении постепенное развитие: в стихах 1-8 сосредоточена лексика, принадлежащая в идиостиле А. Блока полю «греховная страсть»: обжигаешь глазами, тёмный тупик, молчаливая ложь. Однако слова со значением горения – пожар, обжигать – имеют и другой смысл, раскрывающийся в стихах 9-10: героиня – губительница, она имеет демоническую, дьявольскую природу (дьявол, ад – огонь). Наконец, в стихах 11-12 реализована сема «гибель», поддержанная соответствующей лексикой: уничтожит, разящий, кинжал:
В эти жёлтые дни меж домами
Мы встречаемся только на миг.
Ты меня обжигаешь глазами
И скрываешься в тёмный тупик.
Но очей молчаливым пожаром
Ты не даром меня обдаёшь,
И склоняюсь я тайно не даром
Пред тобой, молчаливая ложь.
Ночи зимние бросят, быть может,
Нас в безумный и дьявольский бал,
И меня, наконец, уничтожит
Твой разящий, твой взор, твой кинжал.
Единственная положительная коннотация, возникающая у колоративов с корнем жёлт-, - «родной как неотъемлемая часть бедного и сурового, но дорогого поэту российского пейзажа. Но даже и в этом случае реализуется ещё одна контекстуальная сема – «печальный»:
Река раскинулась. Течёт, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной жёлтого обрыва
В степи грустят стога («Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»).[34]
Наоборот, слова с корнем золот- (злат-) чаще всего сопровождаются положительными коннотациями. Они обозначают яркий, красивый, радостный цвет, выполняют функцию священного знака; с принадлежностью золотого цвета к полю сакральных цветов связано и символическое употребление этих колоративов:
Я искал голубую дорогу
И кричал, оглушённый людьми,
Подходя к золотому порогу,
Затихал пред Твоими дверьми («Я искал голубую дорогу…»).
В этом фрагменте ясно видна иерархия сакральных цветов: голубая дорога – путь достижения Идеала, на котором ещё встречаются соблазны (кричал, оглушённый людьми), золотой порог – предел достижений, за ним обитает сама Прекрасная Дама, достигшего его уже ничто не может смутить (затихал пред Твоими дверьми).
Слова с корнем золот- нередко становятся в синонимические отношения с лексемой красный, благодаря тому, что в сознании поэта и золотой, и красный, очевидно, могут восприниматься как цвет огня. В таких контекстах слова золотой, золотистый и т.д. могут выражать свойственные слову красный контекстуальные смыслы: «любовь», «страсть», «грех», «возмездие».
Например, в поэме «Соловьиный садлюбовная страсть уподоблена золотому огню:
Опьянённый вином золотистым,
Золотым опалённый огнем,
Я забыл о пути каменистом,
О товарище бедном своем.
Точно так же страсть может выражаться и красным цветом, тяготеющим к фокусу огня:
Сама себе закон, летишь, летишь ты мимо,
К созвездиям иным, не ведая орбит,
И этот мир тебе – лишь красный облак дыма,
Где что-то жжёт, поёт, тревожит и горит! («Нет, никогда моей…»).
В стихотворении «Гимн прорвавшийся сквозь тучи» луч солнца предстает в образе золотой иглы, с которой связывается идея возмездия за грехи:
Вот – монах, опустивший глаза,
Торопливо идущий вперёд…
Но и тех, кто безумно обеты даёт,
Кто бесстрастные гимны поёт,
Настигает гроза!
(…)
Золотая игла!
Исполинским лучом поражённая мгла!
Опалённым, сметённым, сожжённым дотла –
Хвала! (Ср. с употреблением лексемы красный в стихотворении «Невидимка»).
Наконец, в стихотворении «Город в красные пределы…лексема золотой употреблена в одном ряду со словами, обозначающими красный цвет, как их синоним – для описания разгула греха:
Блещут искристые гривы
Золотых, как жар, коней,
Мчатся бешеные дива
Жадных облачных грудей,
Красный дворник плещет вёдра
С пьяно-алою водой,
Пляшут огненные бёдра
Проститутки площадной…
Для употребления колоративов группы зелёного цвета в идиостиле А. Блока очень существенна связь с молодой растительностью. Благодаря этой связи, зелёный обычно осознаётся как яркий, красивый, радостный цвет. Коннотации колоративов этой группы обычно положительны: лексема зелёный и её производные связаны с идеями весны, молодости, свободы, радости, земной любви и земных удовольствий. Например, в стихотворении «Не мани меня ты, воля…»образ зелёного пира, в котором земля празднует приход весны (образная реализация слова пир, метафорическое описание возрождения растительности) композиционно противопоставлен образу белой руки, благословившей лирического героя (белый здесь – цвет духовности, аскетизма). Герой избирает путь духовности, подвига, но при этом зелёный сохраняет свою положительную коннотацию, не приобретает смысла «греховный, пагубный»:
Лишь на миг в воздушном мире
Оглянусь, взгляну,
Как земля в зелёном пире
Празднует весну, –
И пойду путём-дорогой,
Тягостным путём
Жить с моей душой убогой
Нищим бедняком.
Таким образом, в данном контексте смысл колоратива зелёный – «свобода и радость естественной земной жизни в противовес мистическим поискам, аскетизму».
Поскольку зелёный цвет связан с силами природы, он может приобретать в идиостиле А. Блока и значение «колдовской, сказочный– это в первую очередь относится к контекстам, в которых описываются сказочные обитатели болот (лесов, полей) – русалки, чертенята, колдуны:
Будете маяться, каяться,
И кусаться, и лаяться,
Вы, зелёные, крепкие, малые,
Твари милые, небывалые («Твари весенние»);
Осень поздняя. Небо открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной.
Низко ходят туманные полосы,
Пронизали тень камыша.
На зелённые длинные волосы
Упадают листы, шурша («Осень поздняя. Небо открытое…»).
Лишь в тех контекстах, где связь зелёного цвета с растительностью максимально ослаблена (колоратив описывает цвет звезды, камня, воды, огня семафора), у слов этой группы могут возникать негативные контекстуальные смыслы – «смерть», «напрасная, обманчивая надежда»:
Проходят сны и женственные тени,
В зелёный пруд смотрю я, не дыша,
Туда сойдут вечерние ступени,
Забытый сон воспразднует душа.
Безводный сон мгновенней и короче,
Мой сон продлит зелёная вода.
Настанет ночь – и влажно вскроешь очи
И ты на дне заглохшего пруда («Проходят сны и женственные тени…», реализованы контекстуальные смыслы «смерть», «колдовство»).
Группа колоративов со значением синего цвета занимает в системе лексикона А. Блока одно из центральных мест: они частотны, свободны в своей сочетаемости, выражают разнообразные контекстуальные смыслы.
С точки зрения оценки колоративы со значением синего цвета амбивалентны. Так, лексема синий может связываться с идеями любви, святости, Вечной Женственности или с ночной темнотой, опасностью, миром за порогом смерти. Проявление того или иного смысла зависит от многих факторов: от контекста, выбора синонима (так, слово голубой реже реализует отрицательные контекстуальные смыслы, чем синий, а слова лазурь, лазурный приобретают в идиостиле А. Блока только значение «сакральныйв разных его вариациях), от номинативного значения слова (так, синий может обозначать как цвет дневного неба, так и ночного, в зависимости от этого могут быть реализованы различные контекстуальные семы)[35].
Cиний цвет устойчиво связан с темой первой любви – см. цикл «Через двенадцать лет»:
И вдруг – туман сырого сада,
Железный мост через ручей,
Вся в розах серая ограда,
И синий, синий плен очей…
Ср. в этом же цикле: «Синеокая, бог тебя создал такой. / Гений первой любви надо мной…»; «Вижу снова я тонкие руки, / Снова слышу гортанные звуки, / И в глубокую глаз синеву / Погружаюсь опять наяву».
В конце цикла образ синего дыма над кадилом возвышается до обобщающего символа утраченного первого сильного чувства:
И когда в тишине моей горницы
Под лампадой томлюсь от обид
Синий призрак умершей любовницы
Над кадилом мечтаний сквозит.
В стихотворении «Вот он – Христос – в цепях и розах…»синий – цвет неба, осознаваемый как простой и естественный. Но именно с простотой, «убогостьюв стихотворении связывается идея святости:
Вот он – Христос – в цепях и розах
За решёткой моей тюрьмы.
Вот агнец кроткий в белых ризах
Пришёл и смотрит в окно тюрьмы.
В простом окладе синего неба
Его икона смотрит в окно.
Убогий художник создал небо,
Но лик и синее небо – одно.
Ощущение простоты передаётся на лексическом (убогий, простой), композиционном уровне (повторы, тавтологические и диссонансные рифмы), а также на уровне символики. Поэт использует общеизвестные символы, успевшие стать своеобразными клише, – агнец, розы, белый цвет как цвет святости и совершенства, синий – небесный и тоже священный цвет. Однако, употребляя именно эти символы, ассоциативное поле которых сильно расширилось за долгую историю их использования, поэт достигает эффекта максимальной нагруженности каждого слова смыслом, что и позволяет ему выразить основную идею стихотворения: святость заключается в синтезе простоты и глубины.
В стихотворении «Легенда» нагнетание синего передает ощущение сгущающейся тьмы и нарастающей опасности:
Весна плыла высоко в синеве.
На глухую улицу в полночь вышли
Весёлые девушки. Было – две.
При первом упоминании синевы (тёмное ночное небо) сема «угроза ещё не так ощутима. Она поддерживается временем действия (полночь) и местом действия (глухая улица), но смягчается описанием девушек: они названы весёлыми, и их пока еще две, чёрная подруга ещё не покинула белую.[36]
После появления в стихотворении Третьего картина меняется. Белая девушка ожидает близкой зари, но вместо этого сгущается тьма (синева) и нарастает чувство страха:
Ей казалось… казалось, близка заря.
Но синей и синее полночь мерцала,
Тая, млея, сгорая полношумной весной.
И одна сказала… «Ты слышишь? – сказала. –
О, как страшно, подруга… быть с тобой».
После исчезновения девушки в чёрном синяя тьма окончательно накрывает место действия, становясь непроницаемой (дважды повторено слово полог), знаменуя торжество страха и воплощение угрозы в реальность:
Но, казалось, близко… Казалось,близко
Трепетно бродит, чуть белеет заря…
Но синий полог упал так низко
И задёрнул последний свет фонаря.
Был синий полог. Был сумрак долог.
И ночь прошла мимо них, пьяна.
И когда в траве заблестел осколок,
Она осталась совсем одна.
На протяжении всего стихотворения синий (знак угрозы) противостоит заре как символу спасения.
Выводы:
В результате анализа употреблений А. Блоком колоративной лексики мы пришли к выводу, что семантические возможности цветообозначений в языке поэта очень велики. Язык цвета является универсальным кодом, способствующим выражению ведущих для творчества А. Блока смыслов. Слова-цветообозначения регулярно участвуют в выражении следующих смыслов: духовность (в поле духовности входят значения святости, веры, душевной чистоты, невинности); любовь; стихия; природа; гибель (ядро этого поля — значение «смерть», на его периферии — такие смыслы, как «болезнь», «отчаяние», «слабость», «опустошённость», «утрата памяти»); зло (в поле зла входят такие смыслы, как «мистическое, глобальное зло», «грех», «жестокость»).
В центре поля «Духовность располагаются «сакральные цвета. Главными «сакральными цветами для А. Блока являются белый, золотой и лазурный. Значение святости может также быть выражено красным, голубым и, реже, синим цветом. Значение «вера, служениеобычно сопутствует белому цвету, а такие значения, как «невинность», «душевная чистота выражаются белым, голубым, золотым и зелёным цветами.
В центре поля «Любовь располагаются синий цвет, тесно связанный с идеей первой любви, и красный цвет страсти. На периферии этого поля — чёрный (чёрные косы, чёрная кроеь) и золотой (золотая коса) цвета.
Ядро поля «Стихия образуют синий, чёрный и белый цвета. На периферии этого смысла находятся серебряный и голубой цвета, передающие значения, близкие к значениям белого и синего цветов, но реже для этого используемые, а также зелёный и золотой цвета, связанные со стихийными силами природы (см. цикл «Пузыри земли»).
Ядром поля «Природа является зелёный цвет. На периферии поля -жёлтый и золотой, красный, розовый, синий, голубой, белый цвета.
В центре поля «Гибель располагаются цвета, являющиеся у А. Блока знаком смерти, в первую очередь это чёрный и белый. То же значение может быть выражено жёлтым, зелёным и синим цветами. Еще дальше на периферии поля располагается серый цвет, выражающий идеи болезненной слабости, отчаяния, опустошённости. Те же смыслы («слабость», «отчаяние», «опустошённость») могут быть выражены чёрным и белым цветами. Наконец, у белого цвета иногда появляется значение «утрата памяти», что для А. Блока равносильно гибели.
Ядро поля «Зло образуют цвета, используемые для обозначения мистической злой силы, т.е. чёрный и жёлтый, реже в этом значении выступает красный цвет. Далее на периферии — цвета, выражающие идею греховности: красный, жёлтый и редко - золотой (как эквивалент красного).
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1991;