Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющие степень свободы и правовое положение личности.
Зачастую в публицистике, термин «политический режим» образно употребляется в оценочно-негативном смысле для характеристики недемократических антигуманных государств. Нередко данное понятие фигурирует в персонифицированной форме по имени его главы (например, режим Пол Пота и Иенг Сари), либо для указания на элиту, господствующую в государстве (режим номенклатуры).
В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни, которые определяют степень свободы личности, выделяют три типа режима – тоталитарный, авторитарный и демократический.
Демократический политический режим–самый сложный тип политического режима. В современной политической науке термин «демократия» имеет множество значений. Он употребляется для обозначения политического мировоззрения, как синоним прав и свобод граждан, как социально-экономическая ценность и как форма государственного устройства. Основная черта демократической политической системы состоит в признании народа как источника власти и суверенитета. Современные демократии, а они существуют примерно в 35 государствах, обладают рядом общих характеристик:
1. наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов;
2. признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающих политику правительства, но и оппозиционным партиям. Оппозиция должна действовать в рамках закона, критическая оценка лидерами оппозиции законодательных документов и решений кабинета – необходимый фактор демократизации политического процесса;
3. построение и функционирование государственного аппарата по принципу разделения властей, причем единственно законодательным органом считается парламент. Высшим законодательным органом выступает парламент – общенациональный представительный орган. Один из отцов основателей США Дж. Медисон считал, что сенат – верхняя палата парламента – является лучшим инструментом для защиты народа от его собственного «непостоянства и страстей». Например, в Великобритании палата лордов формируется из 300 пожизненных пэров, не передающих свой титул по наследству, 818 наследственных пэров и 26 духовных пэров (высшие иерархи английской церкви). По мнению английского ученого У. Беджета, просвещенные пэры палаты лордов представляют «необходимый барьер» для защиты прав и имущества от импульсивных порывов общества.
Во многих странах на выборах в верхнюю палату применяется система многоступенчатых, непрямых выборов. При этом депутаты частично избираются, частично назначаются или получают место по наследству. Руководит деятельностью парламента спикер – председатель нижней палаты, его заместители или коллегиальный орган.
Исполнительная власть имеет более сложную структуру, как правило, возглавляется президентом (или премьер-министром), который руководит тремя основными исполнительными органами: административным аппаратом, министерствами, административными агентствами и ведомствами.
Однако основным гарантом соблюдения законности в деятельности законодательной и исполнительной властей выступает судебная власть. Во многих странах надзор за соблюдением конституции, за соответствующими ей актами исполнительной и законодательной властей возложен на Верховный суд или аналогичную высшую судебную инстанцию. Например, во Франции высшим судебным органом является Конституционный совет. Он осуществляет надзор за соблюдением конституции, за правомочностью деятельности парламента и президента, разрешает споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Во Франции местные органы власти, профсоюзы и другие организации имеют право обращаться в Конституционный совет, если они не согласны с каким–либо решением государственных органов. При этом Конституционный совет обязан давать ответы на такие обращения в определенный срок. Таким образом, основанное на разделении ветвей власти государство, способствует взаимному контролю друг друга и препятствует любым попыткам злоупотребления;
4. признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности, которые основываются на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому именно конституция обладает высшей политической силой по отношению к другим правовым нормам. Все основные принципы государственного управления, важнейшие права и свободы граждан закреплены в конституции.
После победы буржуазных революций мир узнал о создании первых конституций. Французская конституция 1791 года (которая так и не была применена) пыталась заменить правление Людовика ХIV независимым народным правительством. Американская конституция 1787 года провозгласила образование Соединенных Штатов Америки, причем с момента принятия до сегодняшнего дня она ни разу не пересматривалась. Интересно, что в Великобритании нет писанной конституции, однако традиции, обычаи, закон и вся предшествующая история имеют такое сильное влияние, что английское правительство считает себя связанным и ограниченным порядками, сложившимися в течение столетий. Следовательно, можно сказать, что Великобритания также управляется с помощью конституции.
Для внесения изменений и поправок в основной закон в каждой стране предусмотрены специальные законодательные процедуры, которые значительно сложнее процедур, осуществляемых при прохождении обычных законодательных актов. В Швеции, например, предлагаемые поправки в конституцию должны дважды пройти через законодательное собрание, а в промежутке – через всенародный референдум. Во Франции изменения в конституцию имеют право вносить исключительно Национальный конгресс. В том случае, если принимается новый текст конституции, он обязательно выносится на всенародный референдум и считается принятым, если за него проголосует более половины граждан, имеющих право голоса;
5. конкурирующая политика (честная и всеобъемлющая конкуренция, позволяющая участие в государственной власти представительных органов). Связь гражданского общества и государства при демократии реализуется через политические партии и систему представительства. Борьба политических партий в демократическом обществе отражает сложный процесс взаимодействия и столкновения социально-политических интересов людей. Партии обязаны бороться за власть легальными методами. Партия, находящаяся у власти, не должна применять по отношению к оппозиционным силам насильственные методы. Следовательно, в основе практики современных демократий лежат общественное согласие, законность, терпимость к инакомыслию, неприятие насилия. Эти принципы вырабатывались на протяжении столетий, они внедрялись в сознание людей в течение многих десятилетий;
6. формирование правительства партиями, одержавшими победу на выборах.
В современной политике слово «демократия» приобрело значение символа – символа свободного развитого человека в свободном обществе. Однако политологи различают формальную и органическую демократию.
Сторонники формальной демократии считают, что главное - внешнее соблюдение всех основных требований демократии, что повлечет за собой расцвет демократии. Однако многими политологами критикуется данный подход. Как справедливо заметил И.А. Ильин, если гражданин нравственно не развит, то будет вредить своему государству на каждом шагу – неисполнением своих обязательств, произвольным преувеличением своих полномочий, взятками и растратами, коррупцией и шпионажем. Формальная демократия, учитывающая лишь внешние количественные показатели, превращает свободу в свою противоположность – в хаос и анархию.
Истинной, по Ильину, является органическая демократия. Она постепенно вырастает из внутренних духовных основ общежития. Ильин указывает на некоторые основные компоненты становления демократии:
1. живое чувство государственной ответственности;
2. искусство свободы, под которой следует понимать умение пользоваться свободой и бороться за нее. Народ, лишенный искусства свободы, будет настигнут двумя классическими опасностями: анархией и деспотией;
3. высокий уровень правосознания, уважение и добровольное соблюдение законов;
4. осознание и глубокое понимание гражданами приоритетных задач развития государства;
5. формирование демократических традиций;
6. социальные основы демократии: уважение к труду, к семье, хозяйственная самостоятельность каждого гражданина (или личная способность гражданина и общественная возможность кормить свою семью честным трудом).
Ильин предупреждал политиков против немедленного провозглашения демократии «во что бы то ни стало». Он был уверен в том, что страна, лишенная необходимых предпосылок для здоровой творческой демократии, не должна вводить этот режим до тех пор, пока его основные предпосылки не будут созданы.
Принцип демократического государства: разрешено все, что не запрещено. Политические системы многих государств можно назвать демократическими, среди них Франция, США, Швеция, Бельгия, Финляндия, Нидерланды, Австрия, Австралия, Канада. Главное здесь – сочетание индивидуальной свободы с принципами законности и демократии. Для Германии характерно более ограниченное использование демократических институтов и процедур, использование в практике авторитарных приемов и методов.
Авторитарная политическая система занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанную идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции. Автократия, то есть неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные права граждан и использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. Таким образом, власть при авторитаризме стремится жестко контролировать только политическую сферу, она не вмешивается (или слабо контролирует) культуру, экономику, личную жизнь граждан. Авторитарные политические системы могут развиваться даже в условиях рыночной экономики. В ряде случаев формально функционирует парламент и политические партии, но их деятельность носит скорее формальный характер. Допускается «дозированное инакомыслие». Типичным примером могут служить авторитарные режимы Чон Ду Хвана в Южной Корее и Пиночета в Чили. Хорошо известна фраза Людовика ХIV, характеризующая практику авторитарного правления: «Государство – это я».
Авторитаризм является свойством любой социально-политической системы, основанной на доминировании и навязывании воли большинству, поскольку авторитарность – это односторонняя властность. К авторитаризму могут привести кардинальные способы решения общественных и политических проблем (реформы, перестройки, преобразования общества, войны и революции). Основными ограничителями авторитарной власти выступают традиции. При авторитаризме ограничения носят разрешительный характер и ограничиваются не личные, а политические права и свободы. Опору авторитарный режим имеет скорее не в идеологии и политической партии, а в традиционных ценностях и институтах, религии и армии. При авторитаризме, как правило, не выработан легитимный механизм преемственности и передачи государственной власти. В управлении опирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методы управления.
Основные черты:
1. отказ от принципа реального разделения властей;
2. усиление исполнительной власти и концентрация ее в руках главы государства или правительства;
3. ограничение выборности органов государства и превращения парламента в придаток исполнительной власти;
4. ограничение или ликвидация основных прав и свобод граждан;
5. запрещение оппозиционных партий и общественных организаций;
6. отказ от принципов конституционности и законности.
В периоды обострения социальных противоречий возможны милитаризация государственного аппарата, применение политических репрессий.
Принцип авторитарного государства: разрешено все, кроме политики. В зависимости от структуры правящего блока и целей проводимой политики различают авторитарные системы олигархического, монократического, военно-диктаторского типов, популистские, бюрократические и др.
Олигархические режимы основываются на гегемонии блока бюрократии и компрадорской буржуазии (Камерун, Тунис, Филиппины при Маркосе 1972-1985 гг. и др.), то есть власть сосредоточена в руках нескольких богатейших семейств, которые контролируют экономическую и политическую жизнь страны. Смена лидеров происходит, как правило, в результате переворотов, закулисных договоренностей или манипуляций с выборами. Например, олигархическая система характеризуется тем, что формально допускает многопартийность, но реально принцип образования партий нарушен, поскольку разрешается деятельность партий, поддерживающих официальный политический курс. Может формально сохраняться выборность парламента, но претендовать на избрание могут представители господствующего класса. Такие режимы характерны, прежде всего, для Латинской Америки, где господствующая олигархия тесно связана с католической церковью и военной верхушкой. Зачастую олигархи скрываются за фасадом представительных органов власти.
В условиях монократической или конституционно-авторитарной системы запрещается деятельность всех партий, кроме правящей. Создается ситуация формального провозглашения минимума гражданских прав и свобод при их фактическом нарушении. Парламент строится на корпоративной основе, то есть значительная его часть членов назначается, а не избирается. Однопартийная система авторитарного правления распространена сегодня в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки.
Военные или «преторианские» режимы возникают чаще всего в результате военных переворотов. Причинами захвата власти военными являются кризис политических структур, политическая нестабильность, чреватая острыми социальными конфликтами. Социальной предпосылкой военных переворотов выступает «преторианское общество», специфические черты которого сформулированы Д. Раппопортом: отсутствие консенсуса среди наиболее влиятельных группировок; острый конфликт по поводу перераспределения власти и ресурсов между основными политическими силами; резкая социальная поляризация общества; низкий уровень легитимности и институционализации власти. Отличительной чертой военных диктатур является широкий размах террористической деятельности, которая осуществляется армией, полицией, спецслужбами. Как правило, военные режимы оказываются не в состоянии обеспечивать экономическую эффективность, как и реальную легитимность. Этот тип режима представлен военной диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной в сентябре 1971 года, режимом «черных полковников» в Греции, установленным в середине 60-х годов и существовавшим до 70-х годов.
Популистские режимы отличаются вождизмом одного лица, горячо одобряемого и любимого народом. Для этого типа режима характерна идеологическая мобилизация масс, направленная на поддержание общенационального лидера. Специфическая черта популистского режима – усиление этатизма в экономической, духовной и социальной жизни – отражает патерналистские настроения широких масс. Этатистская политика правящей элиты рано или поздно оборачивается высокой инфляцией и глубоким кризисом экономики. Яркими примерами популизма могут служить режимы Варгаса в Бразилии, Насера в Египте, Каддафи в Ливии.
Следует отметить, что во многих странах развивающегося мира политическая организация не достигла системной целостности, поэтому не имеет четко выраженной дифференциации между различными режимами. Преобладают смешанные или промежуточные режимы, которые некоторые исследователи называют демократическим авторитаризмом или авторитарной демократией (В.Г. Хорос). В данном случае речь идет о так называемом «авторитаризме развития», главными чертами которого являются содействие социальной и экономической модернизации. Государство становится инициатором перемен в экономической и социальной жизни, происходящих под его контролем. Политическая модернизация с уклоном на профессионализацию, демократизацию, разделение властей и т.д. идет очень медленно и с большими трудностями. Примером такого режима может быть современный Китай, Южная Корея и др. Иначе говоря, авторитаризм развития содержат в себе потенции демократии, которые получают все более заметный импульс по мере усиления экономической модернизации.
Существуют некие гибридные режимы, в которых органически сочетаются элементы тоталитаризма и авторитаризма. К ним, как правило, относят франкистский режим в Испании и салазаровский в Португалии, просуществовавшие с 30-х годов до демократических революций середины 70-х годов ХХ века. Режим Франко опирался на традиционалистскую философию и поддержку церкви. У Франко и его сторонников не было четкой идеологической доктрины, средства массовой информации лишь частично контролировались властью, экономическое развитие осуществлялось достаточно свободно. И главное, Франко был больше заинтересован в политической пассивности народа и подчинении, а не в активном осуществлении с его помощью своих устремлений. В то же время ему были присущи некоторые элементы тоталитаризма, например, фалангистское движение, сходное с фашистским движением в Италии. Однако помимо фаланги режим Франко принимал такие организационные формы как профсоюзы, церковь и др., но ни одна из них не рассматривалась в качестве исключительной опоры государства. Поэтому Дюверже справедливо называет португальский и испанский режимы псевдофашистскими.
Переход от тоталитаризма к авторитарной политической системе может происходить эволюционным путем, постепенно, в течение многих десятилетий. При этом достаточно сложно назвать историческую дату такого перехода.
В отечественной политической науке идет напряженная полемика вокруг сложившегося в Казахстане политического режима. Достаточно распространенным оказалось определение режима как посткоммунистической или посттоталитарной демократии. С одной стороны, однозначно, что Казахстан бесповоротно ушел от своего коммунистического прошлого. С другой стороны, очевидно, что политический режим, который сформировался у нас в последнее время значительно отличается от западных моделей. Казахстанский политический режим отличают: отсутствие развитого, многочисленного и стабильного среднего класса; неразвитость рыночных отношений; гипертрофированная роль государства и бюрократии; коррупция в эшелонах власти; воспроизводство в обществе отношений патронажно-клиентального типа в противовес горизонтальным; фактическая неподконтрольность органов власти обществу и др., что в совокупности делает определение типа политического режима достаточно сложным.
Единица, кому она нужна?... Единица ноль, единица вздор.
В. Маяковский
Тоталитарная политическая система является наиболее реакционной (нацизм, фашизм, сталинизм). Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого-либо контроля со стороны управляемых. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинского слова totalitas, означающего «цельность», «полнота». Он возник и получил распространение в 20-е – 30-е годы ХХ столетия. Одним из первых этот термин использовал итальянский автор левой ориентации Дж. Амендола, который в своей речи 20 марта 1924 года заявил, что фашизм, как и коммунизм, является «тоталитарной реакцией на либерализм и демократию». Часто использовал этот термин Б. Муссолини, который называл свой режим не иначе как тоталитарное государство. Что касается А. Гитлера, во всяком случае, первоначально, при характеристике своего режима предпочитал использовать термин «авторитарный».
Впервые этот термин был распространен на СССР, по-видимому, в ноябре 1929 года английской газетой «Таймс», которая в одной из своих статей писала о реакции против парламентаризма в пользу «тоталитарного» или унитарного государства, как фашистского, так и коммунистического. Нападение гитлеровской Германии на СССР заставило западных авторов несколько смягчить свои оценки советского режима и направить острие критики главным образом против нацизма и фашизма. С начала холодной войны на Западе коммунизм снова стал рассматриваться как разновидность тоталитарной идеологии, а советское государство как тоталитарный режим.
В научной литературе большинство авторов придерживается тезиса, согласно которому в политической системе тоталитарного типа выделяются фашистский и национал-социалистический режимы в Италии и Германии на правом фланге идейно-политической борьбы и большевистский в СССР на левом фланге. При этом необходимо отметить, что тоталитаризм отнюдь не является монолитом, между его отдельными режимами имеются существенные различия. В качестве основных характеристик тоталитарного режима можно выделить следующие.
Тоталитарный режим в отличие от других форм деспотизма не имеет ни экономических, ни социальных, ни политических, ни идеологических ограничений дискреционной власти. Средоточием власти является партия, поглощающая государство. Это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества посредством прямого вооруженного насилия. Государство, по сути, интегрально и тотально, в его рамках нет места частному. Эта идея нашла отражение в афоризме Муссолини: «Все внутри государства, ничего вне государства и ничего против государства». С этой точки зрения представляет интерес меры, предпринятые Гитлером уже на первом году пребывания у власти. Так, 4 апреля 1933 года был введен запрет на свободный выезд граждан из страны; 11 апреля – день 1 мая объявлен праздником национального труда; 14 апреля – 15% профессоров изгнаны из университетов; 7 мая произведена чистка среди писателей и художников, опубликованы списки не (истинно) немецких писателей и т.д. Нечто подобное происходило и в нашей стране. При монопартийной системе первоначально происходит слияние высших органов государственной власти и партии. Логическим завершением этого является превращение партии в фактически стержневой элемент государственной структуры. Симптоматично, что, провозгласив «вечность» своей партии, Гитлер декларировал в 1935 году: «Партия есть моя частица, а я - часть партии»[25]. Сходные положения можно обнаружить в программных документах большевизма. В Конституции СССР в шестой статье было сформулировано положение, согласно которой КПСС является ядром политической системы СССР.
Тоталитарное государство исповедовало одну единую и обязательную для всех идеологию. Она фактически была превращена в государственную религию со своими догматами, священными книгами, святыми и богочеловеками (в лице фюрера, вождей, дуче и т. д.). Не случайно Н. Бердяев тоталитаризм характеризовал как «обратную теократию». Работы идеологов - основоположников марксизма-ленинизма и фашизма приобрели статус религиозной веры. Показательно, что всех немецких семьях книга Гитлера «Майн кампф» выставлялась на почетное место в доме, считалось почти обязательным дарить ее жениху и невесте к свадьбе и школьнику к окончанию учебы. Таким образом, тоталитарные идеологии постулируют идентичность индивидуальных и коллективных целей.
Неизменным атрибутом тоталитаризма является взаимосвязь между истиной и силой. Нацистские лагеря смерти и советский ГУЛАГ составляют сущностную характеристику тоталитаризма. Террор и страх используются не только как инструмент запугивания и уничтожения реальных и воображаемых противников, но и как нормальный повседневный инструмент управления массами. С этой целью культивируется и воспроизводится атмосфера гражданской войны. Так обстояло дело в нацистской Германии, где террор был развязан против евреев, или, как это было в Советском Союзе, где террор воспринимался как средство борьбы с классовыми врагами, или врагами народа.
Социальной базой тоталитаризма выступают маргинальные слои населения, псевдоколлективистское деструктурализованное общество. Перед властью при тоталитаризме ставится задача полной трансформации человека, конструирования нового типа личности – некоего homo totalitarikus с особым политическим складом, особой ментальностью – путем стандартизации, унификации индивидуального начала, его растворения в массе, сведения всех индивидов к некоему среднестатистическому образу. На смену индивидуальности, оригинальности приходит тип, предполагающий однообразие, однозначность, стирание индивидуальных особенностей. Однако важнейшей характеристикой такого человека – его убеждение, уверенность в своем совершенстве, для чего тоталитарная система создает оптимальные условия для восхождения посредственных людей по карьерной лестнице. Чинопочитание и вожделение чинов и наград становятся важной составляющей тоталитарного сознания. Тоталитаризм существенно снижает способность к критическому анализу реалий современного мира, места своей страны в мире. В целом, тоталитарный тип – это государственный человек, преданный государству и всецело зависящий от него.
Признаки тоталитаризма:
1. единственная массовая партия;
2. монопольно существующая, признанная всеми идеология;
3. монополия на средства массовой информации;
4. террористический контроль со стороны политической полиции;
5. централизованная система контроля и управления экономикой;
6. абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию;
7. сращивание партийного и государственного аппарата;
8. ориентация на создание «нового человека» и «идеального будущего».
Основные отличия тоталитаризма от авторитаризма:
Критерий различения | тоталитаризм | авторитаризм |
Значение идеологии | Единая обязательная идеология | Ограниченный плюрализм, не имеется обязательной для всех идеологии |
Степень регламентации общественной жизни | Полный контроль | Намеренная деполитизация, слабая политическая информированность |
Структура власти | Центр власти – одна партия | Государство обладает высшей ценностью, является средоточием властных функций |
Отношение к сословным привилегиям | Разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи | Сохраняют традиционные классовые и сословные перегородки |
Роль репрессий | Легально организованный систематический террор | Носит избирательный характер |
Социальная база | Маргинальные слои | Пассивное общество |
Принцип тоталитарного государства: запрещено все, кроме того, что приказано. Ранее уже отмечалось, что мировая политическая история знает две разновидности тоталитарных политических систем: коммунистическую и националистическую. Обе разновидности различаются в основном содержанием идеологий, но и с точки зрения организации политической системы имеется много различий внутри самого фашизма. Так, фашистский режим в Италии руководствовался теорией верховенства государства, национал-социалистический – теорией верховенства нации или нации – государства. Итальянский режим отличался стремлением сохранить традиционные структуры, показателем чего служат, например, Лютеранские соглашения (1929 г.), заключенные между Б.Муссолини и Ватиканом. Для режима Муссолини была характерна меньшая концентрация власти. Наряду с фашистской партией значительным влиянием в стране продолжали пользоваться военные, аристократия, церковь, государственная бюрократия. Продолжали функционировать, правда, чисто формально, сенат. Парадокс состоит в том, что Италия оставалась монархией. Муссолини время от времени отправлял отчеты королю Виктору Эммануилу III. Итальянский фашизм отличался также меньшими, чем в Германии, террором и репрессиями. Учитывая эти факторы, можно утверждать, что сущностные характеристики правой разновидности тоталитаризма в наиболее завершенной форме воплотились в германском национал-социализме.
При традиционной типологизации фашизм и большевизм располагаются на двух крайних полюсах идейно-политического спектра. Не случайно они вели борьбу не на жизнь, а на смерть вследствие изначальной несовместимости идеологий. Например, можно выделить такие дихотомические ценности:
Идеалы большевизма | Идеалы фашизма |
интернационализм | национализм |
теория классовой борьбы | национально-расовая идея |
материализм | идеализм, иррационализм, мистицизм |
основные понятия: классовая борьба, прибавочная стоимость | основные понятия: «кровь», «почва» |
Фашисты, как и национал-социалисты, придавая решающую роль политике и идеологии, сохранили частную собственность и рыночные механизмы функционирования экономики. Большевики же пошли по пути полного обобществления средств производства. Если большевики уничтожили рынок, то национал-социалисты его приручили. Гитлер считал более важным социализировать самого человека, а большевики пошли по пути социализации вначале рынка, а затем человека. Национал-социализм откровенно отвергал идею демократии и либерализма, тогда как советский режим декларировал намерение воплотить в жизнь истинно демократические принципы. Гитлер в беседах с Г. Раушнингом настойчиво подчеркивал, что он научился у марксизма методам политической борьбы: «Национал-социализм – это то, чем мог бы стать марксизм, если бы освободился от своей абсурдной и искусственной связи с демократическим устройством».
При всем том неоспорим факт близости фашизма и большевизма. Прежде всего, обращает внимание почти полная синхронность их появления на исторической арене. Их истоки приходятся на период так называемой великой трансформации капитализма из свободно-предпринимательского в корпоративный, то есть большевизм и фашизм выступили в качестве соответственно правой и левой альтернативы центристскому реформаторскому пути развития капитализма в социально-экономической сфере и либеральной демократии в политической сфере.
Тоталитарные государства ХХ столетия значительно отличаются от деспотических режимов прошлого. Из истории мы знаем, что Петр I в России и Людовик XIV во Франции были весьма могущественными и деспотичными правителями. Однако их власть была ограничена примитивными средствами коммуникаций. Фактически до конца ХIХ столетия все средства сообщения были настолько медленными и малоэффективными, что большинство самодержавных правителей не имело возможности осуществлять полный контроль над всей территорией своих государств. Петр I и Людовик XIV могли требовать внешнего подчинения и получать подтверждения своей власти, но они не могли контролировать все аспекты жизни общества.
В ХХ веке, благодаря гигантскому развитию техники появились условия для возникновения тоталитарных государств. Благодаря электронному контролю у государства есть возможность навязывать свою систему ценностей, координировать и централизованно использовать ресурсы общества.
Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются соотношением государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1096;