Глава 18. Учение о государстве Ж.Бодена
В последней трети 16 в. Франция после проникновения в нее кальвинизма оказалась на грани масштабной религиозной войны. Причиной этого было то, что конфликтовавшие друг с дугом католики и кальвинисты (гугеноты) не признавали принципа веротерпимости и равноправия друг друга. Помимо этого, церковь, аморфная Священная римская империя, крупные феодалы и города используя имеющиеся у них вольности и привилегии, стремились максимально ослабить центральную королевскую власть. Короли династии Валуа, направляемые их властной и жестокой матерью Екатериной Медичи, проявляли слабость и непоследовательность. Поэтому надежды на поддержание в стране мира и сохранение ее целостности стали связываться с полновластным монархом (предвосхищение абсолютизма), способным обеспечить действие законов и подавить всякое сопротивление своей власти. В сложившейся тогда обстановке преобладало мнение о том, что даже тирания лучше гражданской войны, хаоса и распада.
Но для утверждения такой полновластной королевской власти требовалось соответствующее теоретическое (философско-юридическое обоснование), новая политико-правовая теория. Ее автором стал выдающийся французский политический мыслитель Жан Боден (1530 – 1596). Юрист по образованию, он был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, депутатом Генеральных штатов, а затем королевским прокурором в Лионе. Примыкал к т.н. «партии политиков», занимал компромиссную позицию в споре католиков с гугенотами, отстаивал веротерпимость (так, на штатах в Блуа в 1576 г. он одним из немногих голосовал против запрета гугенотского вероисповедания), рассчитывал стабилизировать Францию с помощью политической системы абсолютизма (где король возвышается над всеми и является гарантом общих законов). Свои взгляды на государство, а также пути и методы упрочения централизованной монархической власти он изложил в труде «Шесть книг о республике» (1576). При этом под республикой Боден имел в виду, как и мыслители Древнего Рима, государство вообще.
Основные моменты политико-правового учения Бодена, изложенного в этом труде, таковы:
1) Государство – это управление совокупностью людей (семей или домохозяйств), осуществляемое суверенной властью на основе права (естественного закона);
2) Государство как организация возникает на основе договора, и ее целью является защита населения (подданных) от нападения извне и поддержание внутреннего мира, что должно обеспечить им счастье;
3) Суверенитет государственной власти обозначает ее постоянное и ничем не ограниченное право принимать решения, обязательные к исполнению на определенной территории – т.е. власть государства должна быть неделима и абсолютна;
4) Существуют пять основных признаков суверенитета – издание общих для всех подданных и учреждений государства законов, решение вопросов войны и мира, назначение должностных лиц, осуществление правосудия в качестве суда высшей инстанции, осуществление помилования (т.е. Боден перечисляет все основные функции высших органов современной государственной власти);
5) В своей деятельности государство должно опираться на естественные и божественные законы: божественные законы означают ее право распоряжаться по своему усмотрению жизнью и смертью подданных, в тоже время естественные законы не позволяют вмешиваться в дела семьи, нарушать принцип веротерпимости и взимать незаконные подати;
6) Неделимость суверенитета на практике могут сочетаться с дифференциацией (разделением) власти и управления – т.е. возможна временная передача королевской властью части своих полномочий назначаемым должностным лицам;
7) Лучшей формой правления является абсолютная монархия (но не тирания), поскольку именно при ней суверенитет и властные полномочия полностью сосредотачиваются в руках руководителя государства; («Подобно тому, как во Вселенной над всем властвует Бог, а на небе – Солнце, у людей должен быть один правитель»). Демократия же разрушает всякую власть и государство (ибо «народ – это зверь многоголовый и лишенный рассудка»), аристократия лучше, но чревата раздорами;
8) При этом монархический характер государства не исключает наличия в нем элементов аристократии и демократии: аристократический элемент проявляется в назначении монархом на должности знатных и лучших людей, а демократический – в открытии доступа к должностям всем свободным и разумным индивидам независимо от происхождения; лучшим, согласно Бодену, является такое государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер;
9) Причиной революций и неурядиц в государстве является излишняя неравномерность в распределении богатств между высшими и низшими – при этом сторонником равенства имуществ Боден не был, но предлагал укрепить средний слой с помощью законов против роскоши и о порядке наследования;
10) Справедливость и законность означают распределение прав и наказаний в зависимости от деяний и статуса конкретного индивида (принцип равенства и подобия).
Значение идей Бодена состоит не только в философско-юридическом обосновании абсолютной централизованной монархии, а также в том, что она предвосхищает многие идеи и принципы политико-правовых учений Нового времени (в частности, идея естественного закона и естественных прав, общественного договора и суверенитета как важнейшего атрибута государства). Правивший при его жизни Генрих 3 не стал «успокоителем» Франции, и абсолютизм в ней стал устанавливаться позже – при Франциске 1, и расцвел при Генрихе 4, принесшем стране долгожданный социальный и религиозный мир.
Глава 19. Политико-правовые идеи европейского социализма 16 – 17 вв.
Среди политико-правовых учений 16 – 17 вв. большое влияние приобретает социализм, который стал реакцией или ответом на буржуазные концепции государства и права. В отличие от предшествующих социалистических учений, выраженных в форме ересей и мистических учений, социалистические теории этого времени имеют более умеренный и наукообразный характер. Их авторы обращаются не к малокультурным крестьянам и городским плебеям, а стремятся убедить в своей правоте образованные слои общества. При всем различии в подходах и частностях общим для всех социалистических учений является их острая критика существующих социальных порядков как неприемлемых и упор на рациональность, стремление построить идеальную модель общества на основе принципов разума.
Наиболее видными писателями социалистического толка в рассматриваемый нами период были Томас Мор и Томмазо Кампанелла.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1521;