О наслаждении
Книга 1 глава XVIII
[...] Ты считаешь, что следует стремиться к добродетели, я призываю к наслаждению. Оба эти понятия сами по себе противоположны, и между ними нет никакой связи. Полезное — то же самое, что вызывающее наслаждение, справедливое — то же, что и добродетельное. Однако некоторые отличают полезное от вызывающего наслаждение; их невежество настолько явно, что они не нуждаются в опровержении. Вернее ли рассуждают те, кто разделил всякое благо на справедливое и вызывающее наслаждение (т. е. заключающее в себе пользу)? С самого начала следует заявить, что стремиться к той и другой цели блага обеим одновременно нельзя, если не встать на ту позицию, что добродетельные качества являются не частями высшей добродетели, а служат для получения наслаждения. Так здраво полагает Эпикур, с которым согласен и я.
Наслаждение — это благо, к которому повсюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела, что греки называли «гедонэ». Едва ли не так думал Эпикур. У этого слова два значения: радость в душе от сладостного возбуждения и удовольствие тела.
ГЛАВА ХШ. ЧТО СОСТАВЛЯЕТ ЦЕЛЬ ДОБРОДЕТЕЛИ
Те четыре качества, которые вы пятнаете именем добродетели и которых требуете от себя с обычным высокомерием, не достигают ничего другого, как этой же самой цели [наслаждения]. [...] Благоразумие заключается в том, чтобы уметь предвидеть выгодное для себя и избегать невыгодного. Известно, что ни один мудрец не является мудрым, если не может сам себе быть полезным. Умеренность состоит в воздержании от какого-либо одного удовольствия, с тем чтобы наслаждаться многими и большими. Справедливость — в приобретении у людей расположения и выгод, в снискании благодарности. [...]
ГЛАВА XLIII. О ТОМ, ЧТО ДОБРОДЕТЕЛЬ — СЛУЖАНKА НАСЛАЖДЕНИЯ
Перед вами истинное и краткое определение добродетелей, среди которых наслаждение будет подобно не блуднице среди матрон, как болтает позорнейший род людей — стоики, а госпоже среди служанок. Она приказывает им одной поспешить, другой возвратиться, третьей остаться, четвертой ожидать, восседая сама и пользуясь их услугами.
ГЛАВА XLIV. О ТОМ, ЧТО ЖИТЬ БЕЗ НАСЛАЖДЕНИЯ НЕВОЗМОЖНО, А БЕЗ ДОБРОДЕТЕЛИ МОЖНО
1. [...]Ты привел много примеров. Что бы ни делали те, которых ты перечислил, они делали это ради одного наслаждения, и этого даже ты не смог бы опровергнуть. Чтобы укрепить эту основу, скажу, что роду живых существ ничего так не выделено природой, как сохранять свою жизнь и тело и уклоняться от того, что покажется вредным. Ничто более не сохраняет жизнь, чем наслаждение с помощью органов вкуса, зрения, слуха, обоняния, осязания, без чего мы не можем жить, без добродетели же можем.
Вопросы к тексту
(50) - (52)Какой награды «домогается» порок? Какой награды может «домогаться» добродетель? Остаётся ли она в таком случае добродетелью?
(54)Сводится ли любовь к удовольствию? Может ли быть любовь без удовольствия, любовь — самопожертвование?
О наслаждении
Глава XVIII
1. Что является полезным, по мнению Валлы? Что является полезным по-вашему?
2. Что такое гедонизм?
3. Как Валла относится к справедливости и добродетели?
Глава XIII
Что, по мнению Валлы, составляет цель добродетели?
Глава XLIV
1. Согласны ли вы с тем, что без наслаждений мы жить не можем, а без добродетели можем?
2. Приведите пример античных философов, которые придерживались противоположного мнения.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1584;