Последующие следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия
З |
аключительным разделом частной криминалистической методики мы считаем описание типичного круга и особенностей тактики последующих следственных действий и их сочетания с оперативно-розыскными мероприятиями, осуществляемыми на этом этапе расследования.
Обычно этот структурный элемент частной криминалистической методики охватывает собой процесс расследования от момента предъявления обвинения и до направления дела в суд или его прекращения, то есть завершения расследования. Хотя мы несколько изменили свои взгляды на периодизацию этапов процесса расследования, о чем речь будет идти далее, это не отражается на содержании рассматриваемого элемента методики, поскольку он охватывает не все процессуальные, а лишь следственные действия, только в отношении которых правомерно, с нашей точки зрения, вести речь о тактике проведения. Лишь в области планирования расследования приходится выходить за эти пределы, так как в плане расследования указываются все действия следователя, а не только те, которые направлены на собирание, исследование, оценку и использование доказательств для установления истины.
Мы полагаем целесообразным открывать заключительный раздел частной криминалистической методики описанием типичного перечня и особенностей тактики последующих (за первоначальными) следственных действий, и в этой связи хотелось бы высказать следующее замечание.
К сожалению, в большинстве случаев применительно как к первоначальным, так и к последующим следственным действиям речь идет не об особенностях тактики проведения, а об общих положениях тактики и процессуальных процедурах производства данных следственных действий. Действительных особенностей тактики, связанных с расследованием конкретной категории преступлений, называется немного.
В качестве особенностей тактики в учебниках чаще всего фигурируют наименования объектов, подлежащих осмотру или поиску при обыске, категории лиц, среди которых вероятнее всего может быть обнаружен преступник или которые могут выступать в качестве свидетелей, некоторые вопросы, постановка которых характерна для допроса обвиняемых или свидетелей по данной категории дел.
Нам представляется, что изменение существующего положения является насущной задачей научной разработки частных криминалистических методик. Для этого, видимо, необходимо дальнейшее накопление эмпирического материала и его обобщение именно в плане выявления особенностей тактики, характерных для конкретных категорий уголовных дел, решительное исключение из методики общих тактических положений и процессуальных правил, если они также не связаны с особенностями тактики.
Помимо рассматриваемого раздела, посвященного особенностям тактики последующих следственных действий и их сочетанию с оперативно-розыскными мероприятиями, в частные криминалистические методики в последние годы обычно включается раздел о выявлении причин и условий, способствующих совершению данного вида преступлений, и принятии следователем мер по их устранению. В этом разделе приводится зачастую один и тот же перечень обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и один и тот же перечень процессуальных и непроцессуальных мер следователя. Такая практика уже подвергалась справедливой критике в литературе, но еще не изжита.
Думается, что частная криминалистическая методика не должна содержать раздела о профилактической работе следователя. Общие необходимые сведения о ней должны содержаться в учении о принципах организации деятельности по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, а все специфическое, характерное для данного вида преступлений — в их криминалистической характеристике.
** * **
Мы рассмотрели структуру частной криминалистической методики как “скелет”, основу формирования комплекса криминалистических (методических) рекомендаций. Базой для формирования служат уголовно-правовые и криминалистические классификации преступлений, а из числа последних — в основном, классификация по способу совершения и сокрытия преступлений, частично — по личности преступника. Но построенные лишь по этим основаниям методики уже не могут удовлетворять практику борьбы с преступностью, нуждающуюся в более полном учете общественных явлений и их последствий, которые порождены научно-техническим прогрессом, проблемами экономического и демографического характера. Задачи борьбы с преступностью требуют гибкого, тонкого подхода к выбору оснований для комплексирования криминалистических рекомендаций, разработки методических комплексов на базе криминалистических классификаций преступлений, которые пока лишь обозначаются, но еще не реализуются в криминалистической методике в должной мере.
Вопрос о развитии в криминалистической методике новых направлений привлекает к себе более пристальное внимание ученых-криминалистов. Рассматривая последствия научно-технической революции в сфере борьбы с преступностью, ученые-криминалисты и практики обращают внимание на появление новых видов или способов совершения преступлений, например, в области хранения и передачи информации, использования современных достижений медицины и биологии и т. п. Существенно пополнилась Особенная часть нового Уголовного кодекса РФ. Все это требует разработки новых или уточнения и корректировки существующих частных криминалистических методик. Однако это направление развития криминалистической методики представляется не единственным.
Ряд новых оснований для комплексирования методических рекомендаций был обозначен И. М. Лузгиным. Дальнейшая разработка частных методик, по его мнению, должна идти по пути совершенствования уже сложившихся частных методик; по пути выявления общих особенностей в расследовании нескольких видов преступлений и построения ситуационных моделей расследования; по пути разработки рекомендаций по расследованию правонарушений, типичных для определенного региона, микросреды, отрасли народного хозяйства, возрастной или профессиональной группы, специфических условий (например, при стихийных бедствиях); по пути создания новых методик, обусловленных совершенствованием законодательства[612].
Ведутся активные разработки по комплексированию криминалистических рекомендаций в области раскрытия и расследования преступлений по горячим следам, нераскрытых преступлений прошлых лет, на транспорте.
Мы полагаем, что, учитывая высказанные в литературе предложения и руководствуясь запросами практики борьбы с преступностью, можно констатировать наличие и развитие двух направлений комплексирования частнометодических криминалистических рекомендаций:
1. Совершенствование существующих и разработка новых частных криминалистических методик. К числу последних относятся такие, которые обусловлены появлением новых составов преступлений, связанных, например, с защитой окружающей среды, исторических памятников, рациональным использованием природных богатств и т. п. Изменения в существующих методиках могут быть связаны с новыми способами совершения преступлений, с изменением контингента субъектов преступных посягательств, изменением обстоятельств, способствующих совершению данного вида преступлений, и т. п.
2. Создание комплексов частнометодических криминалистических рекомендаций большей степени общности, охватывающих несколько видов и даже родов преступных посягательств, но совершаемых не вообще, а в специальных условиях места, времени либо лицами, характеризуемыми общим для них отличительным признаком. Такие комплексы отличаются от традиционных частных методик своей структурой и содержанием. По сути, они должны состоять из характеристики основания комплексирования (условий преступного посягательства, группы субъектов преступления и т. п.) и раскрытия особенностей методики расследования, которые обусловлены данной характеристикой и в которых она проявляется. Можно наметить следующий ориентировочный перечень подобных комплексов:
А. По субъекту преступления. Особенности методики расследования преступлений:
¨ совершенных рецидивистами;
¨ совершенных женщинами (здесь имеется в виду выявление признаков, свидетельствующих о совершении преступления женщиной, использование криминологических данных об избираемых преимущественно женщинами непосредственных предметах преступных посягательств, о частоте совершения женщинами тех или иных видов преступлений, избираемых ими способах сокрытия преступлений и т. п.);
¨ совершенных лицами с дефектами психики;
¨ совершенных сезонными работниками;
¨ совершенных осужденными, отбывающими наказание в условиях, не связанных с лишением свободы;
¨ совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях;
¨ совершенных иностранцами.
Б. По времени совершения преступления. Особенности методики расследования:
¨ преступлений по горячим следам;
¨ нераскрытых преступлений прошлых лет.
В. По месту совершения преступления. Особенности методики расследования преступлений:
¨ на транспорте;
¨ совершенных в сельской местности;
¨ совершенных в курортных районах, местах общественного отдыха, массового туризма;
¨ совершенных в экстремальных климатических или территориальных и производственных условиях (на отдаленных лесоразработках, зимовках, охотничьих заимках, горных метеостанциях, в альпинистских группах, на сложных туристических маршрутах и т. п.).
Г. По личности потерпевшего. Особенности методики расследования преступлений:
¨ против иностранных граждан;
¨ против лиц с дефектами и расстройствами психики.
Для формирования этих и иных комплексов частнометодических криминалистических рекомендаций весьма важно широкое использование всех источников криминалистической методики, к анализу которых мы переходим.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 1033;