Игровая психотерапия
Игровая психотерапия– вид коллективной психотерапии, при которой ситуация воздействия определена игровой деятельностью. Существенный психологический признак игры – одновременное переживание условности иреальности ситуации. Человек вигре знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной жизни. Поэтому игра может служить задачам диагностики, обучения, тренировки, психокоррекции. Поскольку игра – это модель жизни, постольку этот метод можно отнести и к разряду моделирования.
В исключительно популярном в последнее время впрактической психологии методе – тренинге особенно явственно присутствуют элементы игровой психотерапии. Психологический тренинг вцелом, безусловно, можно отнести к игровому моделированию, амногие его модификации – к игровой психотерапии. К. Левин, первым использовавший тренинговые группы (Т-группы), считал, что воздействия других людей на человека (упоминавшиеся «горизонтальные связи») – наиболее эффективный путь изменения его направленности иповедения. Следовательно, общение людей даже в искусственно созданных группах должно способствовать росту их коммуникативной компетентности, совершенствованию межличностного поведения, повышению эффективности управленческой деятельности и даже оптимизации мотивационной сферы и росту личности. Особую ценность тренингу и близким к нему формам общения в искусственных группах (например, в «группах встреч») придает возможность посмотреть на себя со стороны. Либо с помощью специальной аппаратуры (аудио, видео), либо через сообщения других участников сеанса. Таким путем можно проверить надежность работы механизма индивидуальной социальной рефлексии, т. е. выявить адекватность своего представления о собственном образе в глазах других.
В русле практики групп встреч (по английской терминологии «энкаунтер-группы») выработал свою знаменитую клиен-то-центрированную психотерапию К. Роджерс [470,471]. Другой известный теоретик и практик групп встреч У. Шутц в качестве основных элементов этого вида терапии видел актуализацию самосознания и ориентацию на широко известный сейчас принцип «здесь и теперь» [480]. Этот же принцип в качестве основополагающего принят и в разработанной немец-ко-американским психологом Ф. Перлзом гештальт-терапии [276, 467]. Специфика этого вида терапии заключается в том, что в группе на добровольных началах в роли пациента выступает только один человек, а остальные члены группы без комментариев наблюдают его взаимодействие с психотерапевтом. Через это наблюдение они начинают лучше понимать себя и свои проблемы.
Классикой игровой психотерапии является психодрама – вид игровой психотерапии, в которой пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей инсценировки, воспроизводящей (моделирующей) жизненные ситуации, имеющие личностный смысл для ее участников. Важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Цель психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Автор метода Я. Морено считал основой лечебного эффекта психодрамы «душевное облегчение и очищение» (катарсис). Отбросив индивидуалистический подход 3. Фрейда к пациенту, Я. Морено предложил заменить поток свободных ассоциаций процессом спонтанного поведения человека в малой группе (участники психодрамы) [461].
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 713;