СУБКУЛЬТУРА БЕДНОСТИ
Еще в 40-е годы XX века антропологи и социологи стали задумываться о том, что бедность представляет собой не только, а если взглянуть на вопрос глубже, то и не столько экономическую проблему, сколько культурную. Однако лишь в 1961 г. Оскар Левис, изучавший проблемы в Мексике, а позже и на Кубе, четко сформулировал понятие субкультуры (или культуры) бедности. В Мексике он столкнулся с любопытным фактом: для того чтобы как-то компенсировать несчастья и лишения, выпавшие на их долю, дети бедняков формируют специфическую систему ценностей (т.е. культуру), которая помогает им жить в большом обществе. В такой культуре преувеличиваются ценности настоящего в противоположность ценности будущего. Бедный стремится взять от жизни как можно больше здесь и сейчас. Совершая преступления, он не задумывается о будущих последствиях. Считая себя обойденным, он крадет у имущих, стремясь "распределить богатство по справедливости". Характерные черты субкультуры бедности — повышенная агрессивность и озлобленность, культ силы и равенства, склонность к авантюрным и рискованным предприятиям, обвинение других в своих собственных бедах, специфическое понимание успеха в жизни.
В то же время им присущи те же мечты и надежды на лучшее будущее, что и богатым. Разница в том, что первые верят в осуществимость своей мечты меньше вторых.
Однако на Кубе он столкнулся с другим явлением. Экономически многих кубинцев следовало отнести к категории бедных, иные обитали в трущобах и малоприспособленных жилищах. Тем не менее у них не было того самого "комплекса бедности", который служит непременным признаком субкультуры бедности, а именно апатии: пессимизма, отчуждения от власти и т.д.
Напротив, кубинцы после революции 1961 г. переживали подъем патриотизма, веры в светлое будущее, социальной активности. Ученый пришел к выводу о том, что экономические показатели бедности и культурные показатели бедности необязательно связаны друг с другом [5].
Там, где они совпадают, формируется особый образ жизни и система ценностей. Им свойственны замкнутость и сознательный изоляционизм. Совместными усилиями социологи выработали обязательный список черт, которым должна соответствовать субкультура бедности:
- экономическая и социальная зависимость;
- отсутствие четких моделей ролевого поведения;
- девиантное поведение: наркомания, алкоголизм, проституция;
- отчуждение и политическая пассивность;
- отсутствие жизненных планов и уверенности в себе;
- повышенная конфликтность внутрисемейных отношений (грубость, ссоры родителей и детей, частые разводы);
- доминирующее положение женщины в семье;
- ранний секс,
- преклонение перед физической силой [6, с.46].
Социологи пришли также к заключению, что эти черты могут быть присущи не всему низшему классу, а лишь его части — тем, ктохронически беден. Это та часть бедных, к которым применимо понятие"андеркласс". Он описывает социальную категорию людей, которые выпали из социальной структуры общества, кто живет вне рамок общества, господствующей культуры и общепринятого образа жизни, кто, наконец, стал носителем культуры обездоленных.
К постоянно, или хронически бедным, по данным исследований, относятся лишь 2% от общего числа находящихся за чертой бедности [6, с.48]. Поэтому неправомерно переносить черты их образа жизни на всех бедных. Как правило, субкультура андер-класса территориально локализована (гетто, районы, очаги или кварталы бедности). Более того, субкультура андеркласса является не только локализованной, но в некоторых странах и наследуемой.
Таким образом, субкультура бедных — специфическое явление, которое имеет характерные только для него черты. Они и были описаны выше. Однако не все, кто относится статистикой к бедным, разделяют ценности данной субкультуры.
Для многих бедность всего лишь временное состояние. Поэтому правильнее связывать субкультуру бедных — как специфическое и яркое явление — только с хронической бедностью, а количественно — лишь с незначительной частью бедных, относимых к андерклассу.
Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 1327;