Поясняющий пример. Когда мы слышим "покалякать", "сапогов", "хапнуть" или "сперва"
Когда мы слышим "покалякать", "сапогов", "хапнуть" или "сперва", мы должны знать, что:
по форме речи — это просторечие;
по культурному статусу — это выражения, характеризующие невысокий уровень образования (не более 4-6 классов);
по социальному положению говорящий относится к низшему классу.
Необразованный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться [5, с.56].
По употребляемым словам и выражениям можно судить о том:
- из какого социального слоя происходит говорящий,
- где именно он жил (город, село, область),
- в каких условиях происходила социализация, т.е. кто и как на него влиял,
- какие книги он читал,
- с кем дружил и т. п.
Чем старше человек, чем шире его жизненный опыт, тем с большим числом языковых систем ему доводилось сталкиваться.
Таким образом, в одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых систем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входить в разные речевые общности, подобно тому как один индивид имеет несколько социальных статусов и входит в разныебольшие группы.
Одна из таких групп — речевая общность (языковой коллектив). Ее составляютносители и трансляторы данной формы языка.
Так, например, речевой общностью воровского жаргона выступают не только воры, но и все те, кто пользуется, понимает и употребляет его.
Сделаемвыводы: культурно-речевой статус — еще одна и очень важная характеристика социального статуса, несущая гигантскую познавательную информацию о человеке. Носителями такого статуса выступают речевые общности — большие социальные группы людей.
Выделим ключевые понятия:
Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 679;