Столпничество. Семеон Столпник.
Столпничество- желание угодить богу. Столпничество - одна из форм христианского подвижничества, возникшая в IV веке в Сирии. Для Сирии было особенно характерно «отшельничество, соединенное с исключительными средствами аскетического самоумерщвления» .
Столп, на котором подвизались аскеты, представлял собой колонну или башенку. Наверху была площадка, огороженная стенкой, где и стояли столпники. Обычно площадка не была покрыта навесом, и столпники переносили и палящий зной дня, и ночной холод, и ветер, и дождь. От площадки вниз шла лестница.
Происхождение столпничества как особой формы монашеского подвига древние церковные историки связывают с именем преп. Симеона Столпника († 459; память 1/14 сентября). Известно, что уже до него были подвижники, которые выдерживали подвиг более или менее продолжительного стояния. Но у подвига преп. Симеона не было еще примера. «Житие» преп. Симеона, написанное его учеником Антонием, начинается так: «Новое и чудное таинство совершилось в наши времена». Блаженный Феодорит Кирский, современник и свидетель подвигов преподобного, писал: «Знаменитого Симеона — это великое чудо вселенной — знают все подвластные Римской державы: узнали о нем и персы, и мидяне, и эфиопы; распространившаяся молва о его трудолюбии и любомудрии долетела даже до скифских кочевников. Но я, даже имея свидетелями, как говорится, всех людей вселенной, которые подтвердят мое слово о подвигах святого, боюсь, однако, чтобы мое повествование не показалось потомкам невероятным и чуждым истине. Ибо то, что было с Симеоном, превышает человеческое естество».
Преп. Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине IV века. Родители его были христианами. Из многочисленных детей у них осталось в живых только двое — Симеон и его брат Шемши, который впоследствии также стал монахом.
На 12-м году жизни преп. Симеон поступил в монастырь, а на 18-м принял постриг. Когда преп. Симеон был иноком в общежительном монастыре, образ его подвижничества вызвал недовольство и ропот со стороны братии. «Например, чтобы приучить себя к лишению сна и сплошным ночным бдениям, он становился на круглое дерево, стоя на котором, должен был соблюдать равновесие и при первом наступлении дремотного состояния падать. Справедливо видят в подобных монастырских подвигах преп. Симеона своего рода приготовительную школу для будущего его столпничества».
Покинув монастырь, Симеон подвизался в отшельничестве, а затем взошел на столп. Согласно сирийскому житию, перед своим столпничеством во время Четыредесятницы Симеон видел небесного мужа огненного вида в военных доспехах. Он сначала молился, а затем стал на камне, на котором воскурялся фимиам, и, загнув свои руки назад, наклонялся и снова выпрямлялся, смотря на Симеона, потом опять простирал свои руки вверх и устремлял свой взор к небу. Такое видение, которое можно сравнить с видением, бывшим преп. Антонию Великому, повторялось три раза подряд с вечера до утра. После этого св. Симеон, уразумев, что видение было для него, сам, по свидетельству сирийского жития, в течение трех месяцев стоял на камне, а затем начал стоять на столпе. Стоя днем и ночью, как свеча, в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.
Житие преп. Симеона повествует: «О такой жизни Симеона услыхали святые отцы, жившие в пустынях, и удивлялись его необычайным подвигам, ибо никто еще не изобретал себе такого жития, чтобы стоять на столпе. Желая же испытать его, послали сказать ему: “Отчего не идешь ты путем отцов наших, но изобрел другой — новый? Сойди со столпа и последуй житию древних пустынников”. При этом научили посланных, чтобы они, если Симеон не послушается, силою заставили его сойти со столпа; если же послушает и пожелает сойти, то оставить его так стоять, как начал: ибо тогда, сказали они, ясно будет, что новый образ жития его – от Бога. Когда посланные пришли к Симеону и возвестили решение собора святых отцов-пустынников, то он тотчас ступил ногою на лестницу, желая сойти вниз. Видя сие, посланные закричали: “Нет, не сходи, святой отче, но пребывай на столпе: теперь мы знаем, что начатое тобою дело — от Бога. Да будет же Он тебе помощником до конца”».
Подвиг столпничества преподобный проходил на протяжении всей жизни. Высота столпа преп. Симеона постепенно увеличивалась - от 2,6 м до 16 м. О великом подвижнике вскоре узнали в самых отдаленных странах. «К нему устремились, - писал блаж Феодорит, - не только жители нашего государства, но и измаильтяне, и персы, и армяне, подвластные персам, и иверийцы, и гомериты [жители юго-западной Аравии]; приходили и представители соседних с ними племён. Приходило также много людей, живущих на отдаленнейших границах запада: испанцев, британцев, галатов [галлов — жителей современной Франции] и других, живущих между ними. А об Италии и говорить нечего, ибо сказывают, что в великом Риме муж этот пользуется такой славой, что на вратах всех мастерских прибивают небольшие его изображения в надежде благодаря им получить защиту и безопасность».
Преп. Симеон обратил в христианство несколько арабских племен. Некоторые из них мигрировали на юг Саудовской Аравии, где существовали еще долго после завоевания этих мест исламом. Он, как впоследствии и другие столпники, очень почитался не только простым народом, но и интеллектуалами (например, тем же блаж. Феодоритом). За советом к нему обращались даже императоры.
Вокруг места подвига преподобного в конце V в. был построен монастырь св. Симеона Столпника (Калат-Семан). Он располагается к северу от сирийского города Алеппо. В монастыре сохранились остатки столпа св. Симеона.
Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 1158;