Тюмень–2014


Разработчик:        
    канд. филос. наук, доцент   Л.Ф. Балина
(занимаемая должность)   (учёная степень, учёное звание)   (инициалы, фамилия)

 

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры культурологии и социально-культурных технологий

 

( ) 2014 г., протокол №.

 

 

Зав. кафедрой/ Акулич Е.М. /

 

 

Утверждена на заседании учебно-методической комиссии

 

 

( ) 2014 г., протокол №.

 

Председатель/ Антонова Л.Ю. /


 

1. Цель дисциплины: Основная цель изучения курса «Культурология» заключается в формировании у студентов необходимых представлений о культуре как способе бытия человечества во всем ее многообразии, о роли культурно-исторической детерминанты в цивилизационном развитии человечества.

Задачи дисциплины:

- осуществить анализ присущих человечеству форм хозяйственной, политической активности и художественной деятельности;

- показать и обобщить опыт интерпретации разнообразных исторических феноменов, и, прежде всего явлений культурной и интеллектуальной истории;

- сформулировать современные подходы к анализу культуры;

- обосновать мировоззренческую значимость данного курса для специалиста-исследователя в области культуры;

- сформировать понимание закономерностей и детерминизма историко-культурных процессов.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:
Содержание курса призвано показать студентам историко-культурологической детерминанты осмысления культуры, выработатьнавыки критического анализа с целью выявления проблемного поля дальнейших научных изысканий. Культурологии предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: история и философия науки, культура массовых коммуникаций, логика и теория аргументации и др.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

Общекультурными (ОК):

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- владением навыками организации исследовательских и проектных работ (ОК-4);

- владением пространственным мышлением (ОК-5);

- владением историческим мышлением (ОК-6);

Профессиональными (ПК):

- владением современной методологией гуманитарного знания (ПК-1);

- способностью использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской, педагогической и научно-практической деятельности (ПК-2);

- готовностью использовать углубленные специализированные знания для решения профессиональных задач (ПК-3);

- способностью самостоятельно ставить и решать проблемы в области изучения, сохранения и актуализации культурного наследия (ПК-4).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- категориальный аппарат и научные методы познания;

- классификацию наук и научных исследований;

- основные понятия и категории культуры;

- ориентироваться в проблемах научного анализа культуры, а также иметь возможность собственного суждения;

- классические проблемы, концепции и методы концептуального осмысления культуры;

уметь:

- формировать научно-исследовательские и научно-практические проблемы и использовать эвристические методы их решения;

- оценивать эффективность и результаты научной деятельности;

- адаптироваться к изменению профиля деятельности;

- собирать и обрабатывать информацию, критически анализировать полученные результаты, самостоятельно ставить и решать поставленные творческие задачи, формулировать выводы;

- обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

- работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями;

владеть:

- основами современной методологии научного познания;

- методами и приемами информационно-описательной деятельности, систематизации данных, структурирования описания предметной области: выделением ключевых категорий и понятий, персоналий; ведением собственной базы данных; составлением рефератов, обзоров и методических пособий.

 

Содержание дисциплины

5.1. Содержание тем дисциплины[1]

№ п/п Наименование тем дисциплины Содержание тем  
1. Тема 1. Теория культурыкак наука и учебная дисциплина. Культурология как наука о сущности и видах культуры, ее проис­хождении, формах бытия и функционирования, перспективах и зако­но­мерностях развития. Становление культурологии как науки; основные этапы и их пред­ставители. Современное состояние, основные направления, те­чения и школы исследования культуры. Структура и состав современного культурологического зна­ния. Культурология как теория и ис­тория культуры. Место и роль теории культуры в системе наук о культуре.
2. Тема 2. Методы теоретического исследования культуры. Философская, общенаучная и конкретно-научная методология в культурологических исследованиях. Эмпирические, теоретические и метатеоретические методы исследования культуры. Структурные, функциональные и типологические методы исследования культуры. Генетический, реконструктивный и системный методы в исследовании культуры. Метод моделирования в исследовании культуры. Специфические методологии исследования культуры. Постмодернистские методологии осмысления культуры.
3. Тема 3. Понятие культуры. Многозначность термина «культура». Полимодальность культуры. Проблема онтологического статуса культуры: культура – природа; культура – общество: культура - чело­век. Сущность и основные признаки культуры. Варварство, цивили­за­ция, культура. Деятельность как основа возникновения и развития культуры. Понятие субъекта культуры. Народ как творец культуры. Культура и культурность. Контркультура, субкультура. Куль­турная самоидентичность и проблемы инкультурации и социализации человека. Человек как творец и творение культуры. Структура индивиду­аль­ной культуры. Основные исторические модели «культурного чело­века». Проблема построения модели «современного культурного че­ловека». Культура и основные фазы жизненного цикла человека: детство, юность, зрелость, старость. Культура и экзистенциальные проблемы человека: здоровье, бо­лезнь, смертность, смысл жизни.
4. Тема 4. Морфология культуры. Основные под­ходы к структуризации культуры в современных исследованиях. Виды и эле­менты культуры. Производственно-экономическая (хозяйственная) куль­тура. Благо как универсалия культуры. Политическая культура. Справедливость как универса­лия куль­туры. Нравственная культура. Добро как универсалия культуры. Художественная культура. Красота как универсалия культуры. Ху­дожественная культура и искусство. Специфика искусства как эле­мента культуры. Искусство элитарное и массовое. Проблема «дегума­низации искусства» (Х.Ортега-и-Гассет). Познавательная культура. Истина как универсалия куль­туры. Понятия ценности. Ценность и значимость. Классификация и ие­рархия ценностей. Ценность как критерий различения «наук о при­роде» и «наук о культуре» в неокантианской тради­ции. Аксиологиче­ские кон­цепции культуры. Понятие нормы. Классификация норм. Нормативные концепции культуры. Языки культуры как совокупность форм ее бытия и средств вы­ра­жения (проявления). Понятие «кода» культуры. Понятие знака. Знак и значение. Классификация знаков. Куль­тура как «текст». Специфика и сущность текста. Герме­невтика как теория и практика истолкования тек­стов. Трак­товка текста в постмо­дернизме. «Деконструкция» как метод изучения культуры. Понятие «гипертекста». Понятие символа. Символ и смысл. Классификация симво­лов. Символические концепции культуры. Символы в науке и искусстве. Оп­ределяющая роль символа в религиозных куль­турах. Основные функции куль­туры и проблема их системного представления в современных иссле­дова­ниях.
5. Тема 5. Динамика культуры. Закономерности и противоречивость культурно-историчского про­цесса. Сущность, механизмы, источники, факторы и виды измене­ний в культуре: «подъем», «спад», «взрыв», «кризис», «скачок», «ре­волю­ция», «эрозия», «колонизация», «симбиоз», «трансформация», «инте­грация», «синтез» и т.п. Макро- , миди-, и мини- ритмы изменений в культуре. Основные модели развития культуры, их специфика и эв­ристи­че­ские возможности: циклическая, линеарная, спирале­видная, маят­нико­вая (волновая), ковариантная, ризомная, си­нергетическая. Традиции и новаторство как способы функционирования и раз­ви­тия культуры. Обучение, воспитание и образование как система (само)воспроизводства культуры. Традиционализм, модернизм, постмодернизм. Проблемы куль­тур­ных модернизаций. Состояние и перспективы развития культуры в современном мире. Культура и глобальные проблемы современности. Про­блема «кризиса культуры» и его осмысление в отечественной и зарубежной литературе. Межкультурные коммуникации. Основные модели взаимодей­ст­вия культур. «Диалог» культур и его виды. Толерантность и открытость – основания взаимовосприятия культур.
6. Тема 6. Основания типологии культуры. Единство и многообразие культурно-исторического процесса. Основания типизации культуры. Формационный и классовый типы культур. Социокультурная стратификация и субкультуры. Культурное «ядро» и культурная «периферия». Специфические и «се­ре­дин­ные» культуры. Локальные культуры. Этническая и национальная, элитарная и массовая куль­туры; их специфика и соотношение. Пол и культура. Культуры «мужские» и культуры «женские». Специфика гендерного анализа при изучении культуры. Основные особенности восточного и западного типов культуры: отношение к миру, природе, обществу, человеку. Динамика цивилизаций Запада и Востока. Европоцентризм и востокоцентризм. Современные подходы к проблеме «Запад-Восток» и необходимость углубления диалога культур.
7. Тема 7. Исторические типы культуры. Проблема происхождения культуры. «Первичные очаги» и исто­ри­ческие пути распространения культуры. Проблемы культурно-исторической типизации. Основные исто­ри­ческие типы культуры, их специфика и соотношение. Основные культурно-исторические традиции, их харак­терные черты, специфика, место и роль в современном мире. Религия как способ сакрализации культурно-исторических тра­ди­ций. Тенденции культурной универсализации в мировом совре­менном процессе. Проблема культурно-исторической специфики России и ее осмысление в отечественной и зарубежной литературе.
8. Тема 8. Специфика культуры первобытности. Культура древневосточных цивилизаций Основные периоды истории первобытного общества и человека: от homo habilis - к homo sapiens. Неолитическая революция, ее историко-культурологическое значение. Основные черты первобытной культуры: архаизм, синкретизм, табуированность. Ранние формы религии: тотемизм, фетишизм, магия. Анализ исследования Дж. Фрезера ранних первобытных обществ, изложенных в работе «Золотая ветвь». Магия и религия. Симпатическая магия. Священный брак. Табу на людей. Табу на предметы. Запретные слова. Наследование души. Мифы и ритуалы. Праздники огня. Возникновение искусства. Основные теории генезиса искусства. Особенности первобытного искусства. Функции первобытного искусства. Эволюция изобразительных форм палеолита, мезолита, неолита. Наскальные изображения. Ритуальный танец. Мелкая пластика. Древнейшие формы мифологического творчества. Обрядовое действо. Мегалитические сооружения. Наскальное искусство Африки и Австралии. Основные памятники истории первобытной культуры и их культурологическое значение. Историко-культурные условия генезиса древневосточных цивилизаций. Характерные черты социально-политического устройства древних цивилизаций. Основные этапы истории Древнего Египта. Характерные черты культуры Древнего Египта. Пантеон богов и культовые центры Древнего Египта. Государство и право. Письменность, книги, литература. Особенности архитектуры, строительства, изобразительного и монументального искусства. Быт и нравы древних египтян.
9. Тема 9. Культура античной Греции. Культура античного Рима. Генезис греческой культуры, Крито-Микенская цивилизация. Особенности этнического состава эллинской культуры, специфика расселения и географическое положение. Периодизация. Религиозные представления и мифология. Культ Зевса, Аполлона, Афины. Особенности архитектуры Древней Греции: стилистика храмов, городского пространства. Ордерная система: дорический, ионический, коринфский варианты. Скульптура как феномен культуры Древней Греции. Поликтет, Фидий, Мирон, их творчество и основные памятники. Литературные памятники Гомера, Архилоха. Рождение театра и драматических произведений: трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида, комедии Аристофана. Основное наследие культуры Древней Греции классического периода: возникновение научных знаний, философии. Специфика культуры Древней Греции эллинистического периода. Причины кризиса и упадка древнегреческой культуры. Своеобразие культуры этрусков и италиков, II-I тыс. до н.э. Периодизация культуры Древнего Рима. Стилевые особенности архитектуры: многообразие типов построек, новаторства строительного мастерства («Римский бетон», арочные, сводчатые и купольные конструкции). Основные памятники архитектуры культуры Древнего Рима и их историко-культурологическое значение: Пантеон, Акведуки, Колизей, монументальный комплекс Траяна, термы Каракаллы и др. Стилевые особенности римского скульптурного портрета, монументальной живописи. Литературные памятники Вергилия, Овидия, Горация, Марциала. Своеобразие «золотой» и «серебряной» латыни. Развитие научных знаний и философии: География Птолемея, история Ливия и Тацита, медицина Галлея, философия Сенеки, Марка Аврелия, Цицерона. Феномен Римского права, его специфика и историко-культурологическое значение. Причины кризиса и упадка культуры Римской империи.
10. Тема 10. Культура западноевропейского Средневековья. Исторические, социальные, мировоззренческие и духовные предпосылки Средневековой культуры. Топография и периодизация культурного пространства данного периода европейской территории. Основные культурообразующие и мировоззренческие идеи средневекового общества: монотеизм, телеологизм, креационизм, Тео-антропоцентризм. Философская проблема знания и веры, ее решение в богословской интеллектуальной культуре средневекового мышления: идеи Тертуллиана, Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Проблема методологии познания: основные идеи патристики, схоластики. Специфика социального устройства и человеческих отношений Средневекового общества: система вассалитета, ордена, феодальных отношений, иерархичность, проповедничество. Нравы и обычаи, особенности менталитета средневекового человека. Роль церкви в образовании. Особенности художественной культуры Средневековья: архитектурные стили и основные памятники. Стилевые особенности, жанры живописи и скульптуры. Наследие Симоне Мартини, Иеронима Босха, Николо Пизано. Средневековый театр: жанры, сюжеты, формы театральных представлений. Исследования М.М. Бахтина, А.Я. Гуревича, Й. Хёйзинги народной, карнавальной культуры. «Категории средневековой культуры» А.Я. Гуревича.
11. Тема 11. Культура западноевропейского Возрождения. Исторические, социальные, мировоззренческие и духовные предпосылки культуры Ренассанса. Топография и периодизация культурного пространства. Основные культурообразующие и мировоззренческие идеи: гуманизм, натурализм, пантеизм. Антропоцентризм в общественной мысли и литературе: наследие Пико дела Мирандолы, Франческо Петрарки, Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского. Философские идеи Мишеля Монтеня: дедуктивность, индивидуализм, скептицизм, философия жизненного практического опыта. Критика Средневековья и актуализация культурного опыта Античности. Стилистические черты архитектуры и скульптуры Ренессанса. Основные памятники и наследие Ф. Брунеллески, Браманте, Донателло, Микеланджело. Стилистические черты живописи эпохи Треченто: основные памятники наследия Джотто, Дуччо, Мазаччо. Основные памятники, стилистические черты живописи Кватроченто. Развитие науки и техники: основные открытия в астрономии, естествознании, медицине, географии, технические достижения. Научные открытия и культурное наследие Джордано Бруно, Н.Коперника, Галилео Галилея, Леонардо да Винчи, Васко да Гамы, Х.Колумба, Магеллана, Я. Бёме, И. Гуттенберга. Специфика культуры Позднего Возрождения. Распространение стилистики итальянского Ренессанса. Стиль эпохи барокко: гигантизм, индивидуализм, усложненность форм, театральность. Наследие П. Перуджино, Тициана.
12. Тема 12. Западноевропейская культура Нового времени. Западноевропейская культура эпохи Просвещения. Социально-экономические, духовные и мировоззренческие предпосылки эпохи Нового времени. Оформление европейской цивилизации. Периодизация нововременной культуры. Специфические черты культуры Нового времени. Специфика и динамика хозяйствования, экономики, общественных отношений. Мировоззренческие и философские идеалы нововременной культуры. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVII веке. Мануфактурное производство. Широкое применение энергии водяных и ветряных мельниц. Буржуазные революции в Нидерландах, Англии. Формы политического устройства: республика, абсолютная монархия, конституционная монархия. Образование национальных государств. Причины военно-политических конфликтов. Узлы международных противоречий. Рождение международного права. Вестфальская система: от религиозной к государственно-правовой общности. Оптимизм и гуманистический рационализм как доминанты общественного сознания. Рассудочно-прагматический и теологический характер раннебуржуазного рационализма. Научные открытия в XVII веке. Становление науки как социального института: Новые формы организации исследовательской работы. Основные черты научной революции XVII века. Наука и религия. Прогресс опытного знания. Новая оценка возможностей человеческого разума Р. Декарта, Ф. Бэкона. Открытия в астрономии: научные поиски Г. Галилея, И. Кеплера. Гелиоцентрическая система. Введение нового календаря. Перелом в развитии математики, физики и механики: И. Ньютон. Технико-технологические перемены в обществе и новые явления в хозяйственной жизни. Горное дело и металлургия. Военная техника и артиллерия. Кораблестроение и судоходство. Изобретения в текстильном и часовом производстве. Искусство в XVII веке: барокко, классицизм. Художественное творчество и искусство барокко. Барокко в архитектуре и скульптуре: Ф. Борромини, Л. Бернини. Эстетические принципы и основные памятники. Художественное творчество и искусство классицизма. Классицизм во Франции (Н. Пуссен, К. Лоррен), Италии, Германии, Англии. Творчество Н. Буало, П. Корнеля, Ж. Расина. Живопись Рембрандта, П. Рубенса. Три «золотых века» европейского искусства: Франция, Голландия, Испания. Дворянская и народная культура раннебуржуазного общества. Социально-экономическое состояние европейских стран в XVIII веке. Предпосылки историко-культурного своеобразия европейского развития в XVIII веке: наследие классицизма, рационализма, сциентизма, абсолютизма, буржуазного мировоззрения. Социально-экономическая культура Европы. Неравномерность развития европейских стран: антифеодальные движения (Италия, Германия); кризис абсолютизма (Франция); промышленный переворот (Англия). Великая Французская революция XVIII в. Основные этапы революции. Декларация прав человека и гражданина. Конституция 1791 г. От монархии к республике. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Заключительный этап революции на пути к единству. Прогресс естественных наук и социальные учения в эпоху Просвещения. Развитие опытного естествознания: К.Линней, Ж.Бюффон, Ж.Ламарк. Просвещение как духовный переворот. Рациональный способ восприятия мира. Идеалы нового общества. Секуляризация общественной мысли. Формирование новых эстетических и культурных ценностей. Мировоззренческие идеи Просвещения: культ Разума и Просвещения, пользы и образования, идеи гражданского общества, теория «общественного договора». Своеобразие Английского Просвещения: Г. Кавендиш, Дж. Уатт, Г. Филдинг, Дж. Локк. Своеобразие Французского Просвещения: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Луи Монтескьё как выразители общего духа свободомыслия. Искусство в XVIII веке. Художественная культура: от классицизма, просветительского реализма, сентиментализма к романтизму. Художественная культура Европы XVIII века: стилистические черты французского рококо (А.Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар), английского сентиментализма (Томас Гейнсборо), французского революционного классицизма ( Жак Луи Давид). Классицизм в скульптуре: Этьен-Морис Фальконе, Жан-Антуан Гудон. Барокко в музыке: наследие И.С. Баха, венских классиков – В.А. Моцарта, Й. Гайдна, Л. ван Бетховена.
13. Тема 13. Западноевропейская культура XIX века. Западноевропейская культура XX века. Социально-экономические тенденции европейской культуры XIX века: образование республик и конституционных монархий, колониальный раздел мира, соперничество государств, тенденции европоцентризма, империализма (Германия, Франция). Основные философско-мировоззренческие идеи и проблемы культуры XIX века: прагматизм, индивидуализм, позитивизм, деятельность, прогресс. Проблема отчуждения (К. Маркс), необходимость изменения смысла жизни, трагизм, метафоры «сверхчеловека» и «воли к власти» (Ф. Ницше). Кризис смысложизненных ориентиров и идеалов Просвещения. Научно-технический прогресс, его предпосылки и основные направления развития. Оценки современников и исследователей: «Золотой век» науки, «кульминационный взлет» (П. Сорокин), «машинный век», «эпоха стали». Научные открытия в области физики, химии, биологии, астрономии, геологии, медицины, техники и механики, социологии, психологии. Своеобразие политической культуры XIX века: принципы либерализма, социализма, консерватизма, разделения властей, признание равенства в правах и свободах. Процесс оформления принципов в политические партии. Понятие правового государства. Кризис христианской космологии и морали: предпосылки и содержание новых взглядов. Художественная культура XIX века: периодизация и стилистические особенности развития. Романтизм Ф.Шопена, Р. Шумана, Р. Вагнера, Э. Делакруа, У Тёрнера, Э.Т.А. Гофмана, М. Шелли. Критический реализм Ч. Диккенса, О. Бальзака, Г. Курбе, О. Домье. Импрессионизм К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, Э. Мане, К Дебюсси. Постимпрессионизм В. Ван Гога, П. Гогена. П. Сезанна. Культурно-цивилизационные процессы ХХ века. Культура ХХ столетия как «прощание с эпохой Нового времени и присущей ей иерархией ценностей» (А.В. Павлов), « в ХХ веке все в разладе со всем» (Г. Стайн), «утрата гуманного» (Р. Гвардини). Модерн, модернизм, постмодерн и постмодернизм как новые формы философского, политического и художественного выражения действительности. Смысложизненные ориентиры европейской культуры XX века: польза, спорт, мода, игра, провокация, искренность. Переосмысление кризиса идеалов Просвещения: Т. Адорно и М. Хоркхаймер. Тоталитаризм и свободомыслие в ХХ веке; признаки тоталитарной культуры: идеология, организация, террор (Х. Арендт). Метаморфозы религиозности: новый характер взаимодействия науки, религии, идеологии. Социально-экономические изменения в культуре ХХ века: характер производства, распространения и потребления материальных и духовных ценностей. Обострение явлений массовой и элитарной культур. Восток: традиции и модернизация в ХХ веке. Специфика Востока. Азиатский способ производства. Появление и распространение мировых религий. Церковь как политическая организация. Первостепенное значение традиций, стационарность, созерцательность, интуитивность, религиозность менталитета. Страны Востока в орбите колониальной политики. Колониализм и неоколониализм. Культура колонии и метрополии. Крах колониальной системы империализма в ХХ веке. Использование традиционного культурного потенциала на современном этапе цивилизационного развития. Социальная организация и общественно-политическая мысль. Подъем свободных экономических зон. Коллективизм как основа морали.
14. Тема 14. Культура Киевской Руси. Культура Московской Руси. Восточные славяне в эпоху образования государства (VI – IX вв): расселение восточных славян, разнообразие племен, особенности хозяйственной деятельности, общественного строя, обычаев и нравов. Славянская земля как «страна городов» - Гардарика: торговая система, города, внешние отношения. Образование древнерусского государства: «норманнская» (Г. Байер, Г. Милел, А Шлецер) и «антинорманнская» теории происхождения государственной власти на Руси. Своеобразие восточнославянской мифологии, ее зависимость от мировоззрения. Исключительность славянских представлений в историографической оценке А. Афанасьва, Б.А. Рыбакова: двоякая предопределенность человеческой жизни, вариативность крайностей, приспособленность к повседневной жизни. Индоевропейские корни происхождения славянской мифологии. Письменная культура Киевской Руси: письменность, летописание, литература. Распространение письменности; глаголица и кириллица (Кирилл и Мефодий). Летописи как памятники письменной культуры Руси: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха». Становление книжного дела, первые рукописные книги: «Остромирово Евангелие», «Мстиславово Евангелие», «Изборники». Жанры литературы: жития, хождения, исторические повести, поучения. Церковная и гражданская литература Киевской Руси: наследие К. Туровского, К. Смолятича. Духовные и государственные ценности, чаяния русского человека. Художественная культура Киевской Руси: деревянное и каменное зодчество, стилистические особенности архитектуры и монументальной живописи, основные памятники. Материальная культура славян: техника обработки металлов, дерева; ювелирное дело (зернь, скань, финифть), кожевенное дело (юфть, сафьян). Специфика культуры Киевской Руси в оценке П.А. Сапронова, Г.В. Драча, И. В. Кондакова. Предпосылки формирования Московского государства: события монголо-татарского нашествия, их значение для историко-культурного развития русской государственности. Оценка данного периода в историографии Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева. Условия возвышения Московской государственности: сер. XIV – сер. XV вв. – хозяйственно-материальный подъем русской культуры, общественной мыли, рост городов. Объединение русских земель, патриотизм, мотивы народной идеологии. Развитие литературы (повести и сказания, «О разорении Рязани», «Задонщина», «Сказания о Мамаевом побоище»), восстановление летописания. Появление переводных сочинений: «Христианская топография», «Шестоднев», «Книга сошному письму». Возникновение и развитие книгопечатания (Иван Федоров, Петр Мстиславец), первые печатные книги («Апостол»), первые типографии. Начало публицистики: Ф. И. Карпов, М. Грек, И. Пересветов, А. Курбский. Исторические произведения: «Царственная книга», «История о Казанском царстве», «Хронографы». Общественно-политическая мысль к. XV – нач. XVI вв.: идея «Москва – третий Рим», светские общественные течения («нестяжатели» и «осифляне»). Художественная культура Московской Руси: стилистические особенности архитектуры, живописи, иконографии. Два новых вида храмового зодчества. Основные архитектурные памятники Твери, Новгорода Великого, Пскова, Москвы. Живопись Ф. Грека, А. Рублева: основные памятники, их своеобразие и величие. Специфика культуры Московской Руси в оценке П. А. Сапронова, Г. В. Драча, И. В. Кондакова (на выбор).  
15. Тема 15. Культура России XVII века. Культура России XVIII века. Художественная культура Московской Руси XVII века: стилистические особенности архитектуры, живописи, иконографии. Два новых вида храмового зодчества. Основные архитектурные памятники Твери, Новгорода Великого, Пскова, Москвы. Живопись Ф. Грека, А. Рублева: основные памятники, их своеобразие и величие. Москва как центр певческой культуры. Композиторы: Иван Нос и Федор Христианин. Жанры музыки, стилистические черты, виды распевов. Первые певческие капеллы. Развитие научных знаний, материальной культуры Московской Руси XVII века: новые промыслы, ремесленное производство. Специфика культуры Московской Руси XVII века в оценке П.А. Сапронова, Г.В. Драча, И. В. Кондакова. Предпосылки культурного развития России в XVIII веке: ослабление влияния церкви, усиление светских элементов, распространение идей просвещения и образования. Условия становления культуры Петербургской России: реформы Петра I, их целенаправленность и своеобразие. Образование культуры нового типа с элементами прагматизма, регламентации, самовластия, «вольтерьянства». Положительное и отрицательное значение данного процесса. Специфика культуры Просвещения в России: «просвещенное самодержавие» и «просвещенное дворянство», патриотизм (в отличие от космополитизма европейского Просвещения), общественность, государственность. Русские мыслители – просветители: Н.И. Новиков, М.В. Ломоносов, А. Кантемир, М. Щербатов, А. Радищев, Д. Фонвизин, Н. Карамзин. Ключевые идеи отечественного Просвещения. Своеобразие русского барокко (московская архитектурная школа: Д. В. Ухтомский, А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов), классицизма (Н .А. Львов, А. Н. Воронихин, К. Росси, Монферан, С. С. Пименов, И. Е. Старов). Русская живопись: основные виды, стилистические черты. Жанр парадного портрета: И. Н. Никитин, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский. Национальные особенности классицизма в живописи: И. Я. Вишняков, А. П. Антропов, И. П. Аргунов. Классицизм и реализм в литературе: национальные особенности в стилистике, жанрах, композиции. Творчество А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина. Специфика культуры Петербургской России в оценке П. А. Сапронова, Г. В. Драча, И. В. Кондакова (на выбор).
16. Тема 16. Культура России XIX века. Культурно-исторические события России XIX века: значение Отечественной войны 1812 года, реформы Александра II, отмена крепостного права, отражение западноевропейских революций в российском сознании, декабризм, распространение марксизма. Этапы культурного пути России в XIX веке. Идеологическое противостояние западников (А. Н. Герцен, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, В. Г. Белинский, И. С. Тургенев, В. П. Анненков) и славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, К. С. Аксаков). Столкновение идей и стратегий «выбора пути». Декабризм и декабристы, значение деятельности декабристов для русской культуры. Декабризм как явление русской культуры, его специфика и значение. Романтизм в искусстве первой половины XIX века: традиционализм В.Жуковского, гражданственность А. Дельвига, одухотворенность К. Батюшкова, мифологизм А. А. Алябьева. Сентиментальные мотивы в творчестве Е.Баратынского, Ф Тютчева, В. Одоевского. Романтизм в академической живописи и в творчестве О. А. Кипренского, В. А. Тропинина, К. П. Брюллова. Традиции классицизма в творчестве А. А. Иванова, критический реализм А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, А. С. Даргомыжского, М. И. Глинки. Явление русской интеллигенции конца XIX века, общественно-политическая мысль, «разночинцы» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов). Идеология «почвенничества».
17. Тема 17. Культура России ХХ века. Особенности, основные черты культуры «Советского эксперимента» (20-50 гг. ХХ века). Проблемы идеологизации духовного развития, слияние искусства и идеологии. Эстетика соцреализма: основные положения (резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», 1925 г.). Формализм в искусстве, его последствия: отрицание творчества М. Булгакова, А. Платонова, А Бека, А. Рыбакова, Е. Замятина, А. Мосолова. Воплощение темы войны в скульптуре и живописи соцреализма в 50-е гг. ХХ века: Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», 1951 г.; А.И. Лактионов «Письмо с фронта», 1947 г. Выдающиеся достижения в области образования, науки. Идеологии «милитаризма», централизации, «закрытости» общества, пропаганды. Феномен «поколения шестидесятников», маргинальных и диссидентских взглядов. Причины стагнационных процессов в российской культуре «перестроечного» периода. Новые ценности и идеалы российской культуры на рубеже веков. Новые возможности российской культуры после распада СССР. Темы, идеи, личности в художественной культуре современной России.
18. Тема 18. Культурно-историческое развитие Тюменского региона. Культура Тюменской области: история, современное состояние и перспективы. Начало заселения Сибири русскими и проблема этнического происхождения первых русских переселенцев в Сибирь. Сословная принадлежность первых русских поселенцев в Сибири. Судьбы служилых людей и их потомков. Роль первых поселенцев в формировании старожильческих групп русского населения Сибири. Основные этапы заселения Сибири русскими. Личность Ермака и ее историческое значение. Постоянная миграция населения как важнейший фактор сложения культуры Тюменского региона. Проблема единства русского населения и других национальных сообществ. Отражение соотношения "общерусское - региональное – локальное - национальное" в культуре Тюменского региона. Складывание культурно-исторических центров Тюменской области в XVIII веке: Царёво Городища и Ялуторовского острога (позже – уезда), Верх-Суерской, Емуртлинской, Белозерской и других слобод, Тобольской губернии. Картографические чертежи С.У. Ремезова как историко-культурное наследие. Культурное значение Большого Сибирского тракта (узаконен в 1783 году). Основные сферы духовной культуры Тюменского региона: религиозные и образовательные центры. Развитие купечества, меценатства, медицины, образования в Тюмени и в Тобольской губернии в XIX веке. Личности, определившие состояние культуры в данный период. Культурно-исторические памятники. Культура Тюменской области в советское время: становление и развитие нефтегазового комплекса, всеобщего, средне-специального и высшего образования, культурных центров региона. Развитие ЯНАО и ХМАО в контексте культурно-исторического пространства региона. Диалог национальных объединений, культурных округов, развитие традиций и инноваций во всех социокультурных сферах как специфика современного состояния культуры Тюменской области.

4. Лабораторный практикум, индивидуальные занятия -не предусмотрены учебным планом.








Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 740;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.