Предмет и структура философского знания
Предметом философии является всеобщее.
Поэтому философию можно рассматривать как науку о всеобщих свойствах мира в целом: природы, общества, человека.
Отсюда философское мышление трансцендентно, так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметом практического опыта и предметом других наук.
Выдающийся немецкий философ Мартин Хайдеггер (1889 - 1976), связывал специфику философии со стремлением разума уловить всеобщие сущности, которые мерцают в просветах конечного бытия.
Уже ранняя греческая философия дала высокие образцы рационального мышления. В ней теоретической критике и логическому обоснованию были подвергнуты различные идеи и учения. При этом разумное сомнение не отвергает философскую веру, которая предполагает существование универсальных сущностей и целостность мира, веру в авторитет учителя, но оберегает ее от догматизации. Это означает первенство разума над верой в области философии, что принципиально отличают философию от религии.
От науки философское мышление отличает то, что оно носит универсальный характер, так как стремиться постигнуть предельные основания бытия в целом и всех его составляющих. Предметом философской рефлексии становятся обыденное сознание и познание, наука, миф, религия, искусство, язык. Предметом рефлексии для философии становится и сама философия.
В связи с этим философские категории являются предельно общими (бытие, мир, человек, душа, дух, сознание, сущность, явление, содержание форма, материя, пространство, время и т. д.).
Однако существуют и метафорические образы, которые широко используются в некоторых течениях современной философии, наиболее близких к художественному и религиозному восприятию мира (экзистенциализм, философия жизни др.). Вода, огонь, воздух, число, рассматривавшиеся древними философами как первоосновы мира, представляют собой также метафоры, которые нельзя понимать буквально.
Еще одна особенность философии состоит в том, что, наряду с абстрактно-теоретическим знанием, в философию включается и ценностное знание. Это размышления о добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом и т.д.
Специфика философии проявляется и в специфике философских проблем, которая сводится к следующему:
1. Философские проблемы противостоят здравому смыслу.
Об этом свидетельствуют многие известные высказывания древних философов: «Философия начинается с удивления» (Аристотель); «Ожидаю неожиданное» (Гераклит); «Знаю, что ничего не знаю» (Сократ); «Летящая стрела покоится; Ахилл не догонит черепаху» (Зенон); «Бытие постижимо только разумом» (Парменид). Ставя подобные вопросы, философия решает задачу вырваться из пут обыденного мышления и преодолеть тяготение чувственной реальности.
2. Метафизический характер философских проблем.
Аристотель определил метафизику как то, что находится за физическим, т.е. позади природы. Это невидимые духовные сущности, постигаемые только разумом. Они и являются предметом философии. Философское мышление выводит человека за грань видимого мира и позволяет представить универсум в виде сети категорий. Конструирование такой картины мира без опоры на факты выдающийся испанский философ ХХ в. Ортега-и-Гассет назвал «интеллектуальным героизмом» философии.
3. Вечный характер философских проблем и отсутствие однозначных решений.
Философия на протяжении всей своей истории ставит и решает одни и те же проблемы. При этом каждый выдающийся философ вносит свой вклад в их постановку и решение. Величайшая заслуга философии состоит именно в выдвижении и обосновании проблем, в их обобщении до универсальности, синтезе всех возможных вариантов рассмотрения и решения проблемы.
4. Антропологический характер философских проблем.
Философия занимается поиском предельных оснований человеческого существования. Поэтому ее интересует не мир как таковой, а мир в его отношении к человеку и человек в его отношении к миру, к Богу, другим людям. Центральное место в философии занимают вопросы о происхождении человека, его месте и роли в мире, сущности человека и формах его бытия, теле, душе и духе, их соотношении и значении для понимания человека. Именно от решения антропологических вопросов зависят и способы философствования.
Способы философствованияопределяются теми предельными основаниями, которые задают смысл и цельность человеческого существования.
В качестве таких предельных оснований в различных философских учениях выступают природа, Бог, общество, индивид. В зависимости от принятого основания формируется свой способ философствования, решения проблемы человека, его сущности, места в мире, смысла существования, иерархии ценностей. К ним относятся натуроцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Все они зародились в Древней Греции и нашли свое дальнейшее развитие в более поздней философии.
Натуроцентризм (Ф. Ницше, А. Бергсон, У. Джемс, З. Фрейд, О. Шпенглер, А. Уайтхед, Г. Плесснер, А. Гелен и др.) - это такой способ философствования, который исходит из понимания человека как творения природы. Человек - венец природы, либо «больное животное с ослабленными инстинктами» (Ф. Ницше), его «самость составляет его бессознательное» (З. Фрейд). Культура в своей сути репрессивна по отношению к человеческой природе.
Теоцентризм (П.А. Флоренский, Ж. Маритен, Э. Мунье, Р. Гвардини, К. Барт, П. Тиллих и др.) - способ философствования, исходным основанием которого является Бог как творец мира и человека. Поэтому основой существования человека является Бог и все, что с ним связано. Вера выступает предельным основанием знания, истина - то, что от Бога. По Флоренскому, культура сакральна, ибо ее основой является религия.
Социоцентризм (К. Маркс, Э. Дюркгейм, Э. Кассирер, К. Леви-Строс, Г. Гадамер, А.Ф. Лосев и др.) рассматривает человека как продукт социальной среды. Предельным основанием человеческого существования является человеческая деятельность, человеческое общение, в процессе которых возникают человеческие качества, мышление, сознание и язык. Сущность человека, по Марксу, составляет «не ее борода, не ее кровь, а ее социальное качество». Культура социальна, ее субстанцию составляет человеческая деятельность.
Антропоцентризм (Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, Х. Ортега-и-Гассет, М. Шелер, Н.А. Бердяев и др.). Здесь человек - продукт самосозидания, он самоценен и самодостаточен. По мнению Сартра, человек – это реализация своего собственного проекта. Он сам выбирает себя и мир вокруг себя. Он заброшен в мир, чтобы понять истину своего бытия. Культура субъектна, ее субстанцией является творческий дух индивида.
В основание структурирования философского знаниямогут быть положены два принципа: исторический и проблемный.
С точки зрения исторического подхода в философии можно выделить исторические этапы ее развития, каждый из которых имеет свои особенности и внес свой вклад в развитие философской мысли:
1. Философия Древнего мира. Охватывает период в Европе с VI века до нашей эры по IV век нашей эры.
2. Философия средних веков - с V по XIV вв.
3. Философия Эпохи Возрождения - с середины XV до середины XVI вв.
4. Философия Нового времени и эпохи Просвещения - c середины XVI - по XVIII век.
5. Философия XIX века.
6. Философия XX века.
С точки зрения проблемного подхода в философии выделяются следующие разделы:
1.Онтология, или философское учение о бытии.
В этом разделе философии рассматриваются вопросы о том, что такое мир, как он устроен, существует ли первооснова мира, что может быть его первоосновой, что есть сущность и что есть существование, виды бытия. Философия утверждает, что кроме чувственной реальности, существует сверхчувственная реальность, обладающая устойчивостью, вечностью и неизменностью. Чувственные же вещи неустойчивы и вечно текучи. Так возникла метафизика как учение о сверхчувственном мире. Отсюда ее стремление обнаружить скрытую сущность вещей, недоступную непосредственному наблюдению.
2. Гносеология, или философское учение о познании.
В гносеологии ставятся и обсуждаются вопросы о том, как человек познает окружающий мир, каковы этапы или ступени познания, какова роль чувств и разума в этом процессе, что такое истина, каким образом она достижима, каковы ее критерии? Способен ли человек познать мир и существует ли предел познаваемости мира? Рассматриваются вопросы о роли науки и вненаучных форм знания в постижении мира.
3. Философская антропология.
В центре внимания этого раздела философии - универсальные характеристики человека как особого рода сущего. Осмысливаются проблемы человеческой природы, человеческой сущности и существования, человеческого предназначения, места в мире, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Как особая область знания философская антропология складывается в ХV111 в. Наибольшее развитие получает в философии ХХ столетия.
4. Социальная философия.
В этом разделе философского знания изучаются наиболее общие характеристики общественной жизни в ее статике и динамике.
Общество - это совместное бытие людей. Каковы основы этого бытия? Каковы фундаментальные характеристики общественной жизни, что такое общество, какова его структура, при каких условиях общество сохраняет свою целостность, в чем специфика социального бытия, как соотносятся общественное и индивидуальное бытие - все эти вопросы являются предметом социальной философии.
Предельные основания бытия общества в его динамике изучает философия истории. Ее интересует, что такое история, каковы ее движущие силы, смысл и цель истории, роль личности в истории и др.
5. Аксиология, или учение о ценностях.
В этот раздел включаются: этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле; эстетика, или философское учение о красоте, прекрасном и безобразном, о смысле и назначении искусства. В аксиологию входят также учения о других видах ценностей: религиозных, политических и т.д., даются различные классификации ценностей, выстраиваются их иерархии.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1716;