СОГЛАСОВАНО
Проблема настоящего искусства встала особенно остро в наш XXI век, так как информационные потоки, которые ежедневно обрушиваются на человека, становятся всё интенсивнее, и скорость их измеряется уже не байтами, а гигабайтами. Процесс создания чего-то прекрасного, идущего от души и для души, а не ради денег или славы, все более обесценивается современным обществом. Если твой «продукт» непрестижен, то и говорить даже об этом не стоит… Книги и газеты, да и вся печатная продукция (кроме, пожалуй, нескольких модных журналов) потеряли былую актуальность.
А, между тем, история человечества знает немало прекрасных примеров, когда творчество становилось не только неотъемлемой частью жизни человека, но и всей его жизнью. И самым понятным мне лично примером является, прежде всего, литература.
Для писателей и поэтов литература становилась чем-то большим, чем просто средством зарабатывания денег (вспомним, что многие из творцов погибали за свое творчество).
Искусство становилось для таких людей самой жизнью, без него человек умирал сначала духовно, а потом и физически. Через творчество люди доносили до человечества свое понимание добра или зла, многие пытались разобраться в противоречиях бытия, многие заостряли внимание на социальных язвах. У каждого своя стезя! Отсюда многообразие литературных течений, взглядов на назначение искусства. И отсюда же - непримиримость творческих лагерей
И как cказал Федор Михайлович Достоевский: «В том то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно».
И действительно, современна ли до сих пор, в наш век информации, литература, например, начала 20-го века, говорящая не о возможностях Интернета или СМИ, а о способностях души к высоким стремлениям, о проблемах того далекого времени?
Но в том то и дело, что меняются времена, но не люди. Поэтому литература, затрагивающая проблемы любви, дружбы, предательства и долга, до сих пор актуальна и интересна.
Например, А.И.Куприн - певец возвышенного чувства. Он нашёл особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в своих произведениях. В своём окружении Куприн видел печальное расточение силы и красоты, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к «любви, верной до смерти».
Для писателя любовь – самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке. И он находит эти идеальные условия в отдаленности, а главное, в отчуждённости от цивилизационного мира и его представлений о жизни. Неземное чувство, о котором так мечтает писатель, выразилось в повести «Гранатовый браслет». И думается, по мнению автора, если соединить воедино эти два исключительных полюса, то мечта исполнится.
В настоящее время очень популярно движение «Анастасия», которое пропагандирует отрешение от современной цивилизации и уход «в леса», к природе… Так что можно назвать Куприна если не основателем данного учения, то, по крайней мере, "предком".
Произведения Куприна до сих пор будят в читателях самые сокровенные, самые нежные устремления и заставляют задуматься над своими собственными чувствами. Да, в конце концов, после чтения Куприна хочется меняться к лучшему, и это тот эффект, которого добивался писатель!!! И этот эффект существует до сих пор, когда писатель уже давно умер, а его произведения стали классикой. Разве это не полезная литература?..
А вот Анна Ахматова была «обычным уникальным» поэтом: она не создала своей системы символов, в отличие от Блока и его современников, не была новатором, но была хранительницей, а точнее – спасительницей классических традиций. Ахматова охотно уходит от изысканных чувств в изысканной обстановке к народной речи и народному обиходу, опираясь на мифологическую и фольклорную символику.
В памяти потомков Ахматова в основном осталась автором любовной лирики. Женской лирики… Но какие чувства передавались в ней! Важно содержание личности, заложенное в стихах, глубина чувства, новое понимание его. Любовь у Ахматовой почти никогда не предстает в спокойном ожидании. Чувство, само по себе острое и необычайное, получает дополнительную остроту и необычайность, появляясь в предельном кризисном выражении – взлета или падения. Вся жизнь навзрыд…
Ценность стихов Ахматовой в том, что она отобразила чувства женщины… И ничего не изменилось с того времени: те же чувства, те же мысли, те же страдания и надежды.
Этот список можно продолжать до бесконечности. И можно говорить не только о литературе, но и о музыке, о живописи, вообще, об искусстве.
«Все кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы зависят от воспитания молодежи» (Аристотель)
Конечно, управлять людьми – это настоящее искусство. Много написано книг об этом, психологи занимались и занимаются этой проблемой. И если задуматься над чем, что происходит с человеком на протяжении его жизни? Как он меняется? Как меняет мир вокруг себя? Можно с уверенностью сказать, что если он воспитывался в творческой среде, то он вырастет творцом. Будет создавать замечательные произведения искусства. Если его родители были учеными – то, скорее всего, они привили ему любовь к науке.
Я считаю, что именно от воспитания молодежи зависит будущее. Будущее не только каждого человека в отдельности, но и будущее страны, мира, планеты Земля. И те, кто понимает это, ведут пропаганду среди молодежи. Если «отравить» нашу жизнь негативным отношением друг к другу, к обществу и стране, то наше будущее мне видится не очень радужным.…
Но мы не хотим, что бы нами манипулировали! Мы – молодое поколение России можем, даже должны, «посеять» в сердцах и душах людей доброту и понимание. Ведь от этого зависит, какими будем мы, каким будет мир вокруг нас. Мы хотим создать на Земле империю Добра. И сделаем для этого все возможное!
Жить ради самой жизни. Хотите узнать мое мнение? Я думаю, отчасти это правильно. Но все зависит от самого человека, все зависит от того, какой будет его жизнь. Будет ли человек просто статичной единицей общества, обыкновенным Обывателем, который, подчиняясь стадному чувству, по инерции движется вперед по реке жизни. А может застрял на середине пути и стоит на месте, потому что лень завести мотор. И ему абсолютно все равно, что происходит вокруг, главное, чтобы никто не врывался в его тихий однообразный мирок, где он и останется до конца своих дней. Или же все будет по-другому – это будет вечно беспокойный, не умеющий сидеть на одном месте человек – сам себе Гений - который не только сам ЖИВЕТ в полном смысле этого слова, но и помогает так же ЖИТЬ другим, пытаясь вытащить из-под многолетней скорлупы упирающегося Обывателя.
Скажем пару слов о современности. Думаете, здесь нет места Гениям? Ошибаетесь! Они здесь, рядом с нами и внутри каждого из нас. Сколько талантливых людей вокруг – присмотритесь. И может быть окажется, что ваш сосед-тихоня пишет рок-музыку, а бесшабашный друг вашей сестры – поэт-романтик. Или бывший одноклассник, который рисовал на тетрадных полях, стал прекрасным художником, а знакомый, с которым не виделись сто лет – знаменитым архитектором. Все здесь, рядом с нами. Нужно просто «достать из кармана набор красок» и позволить, чтобы где-то глубоко внутри вас Обывателя все-таки победил Гений!
Жить ради самой жизни. Считаете, это правильно? Можно долго об этом спорить, ведь существует множество точек зрения по поводу этого высказывания. Кто-то считает, что единственное предназначение человека – продолжение рода, якобы это закладывалось самой природой на самом начальном этапе развития человеческой расы, и раз еще до нас это было решено, так тому и бывать! И не нужно пытаться что-то изменить, куда-то бежать, торопиться, нужно просто ЖИТЬ и все. Просто существовать. Вот и вся цель. Другие же полагают, что жизнь нам дана для развлечения, и человек должен жить для себя самого, для того, чтобы быть счастливым, чтобы добиваться обладания всеми желаемыми благами и пользоваться ими. Они сторонники высказывания, что в жизни нужно попробовать все. То есть цель – развлечение. Третьи воспринимают жизнь как гонку на выживание, вечную борьбу с собой и тем, что тебя окружает. И нужно обязательно победить! Только вот невозможно это, если самому себе внушать непреодолимость бесконечной «черной полосы». Цель – борьба.
Цель жизни Гения – творчество. Да, именно оно отличает Обывателя от Гения, делает из Обывателя Гения. Человек, живущий ради творчества, как я считаю, себе не принадлежит. Он раб своих идей, мыслей, своего нескончаемого вдохновения. Только не подумайте, что я рисую вам его жизнь черно-белой палитрой! Нет! Гений очень зависим от творчества и счастлив от этого! Ведь оно и дает ему ЖИЗНЬ. И он сам раскрашивает ее множеством различных красок, строит окружающий мир на контрастах и, в то же время, гармонии. Вы когда-нибудь смешивали краски? Синий с желтым дают ярко-зеленый, а красный с белым – нежный розовый цвет… А теперь представьте, что эти краски всегда у вас в руках и вы можете сделать каждое мгновение своей жизни столь радостным и красочным, как вы того хотите. Представили? Теперь вы поняли Гения!
Перейдем от теории к практике. История знает множество творческих людей, признанных гениями своего времени: Пушкин и Толстой, Королев и Гагарин, Циолковский и Менделеев. Все они, несомненно, внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Но, оценивая их роль в истории развития целых народов, нельзя не отметить и воздействие их произведений на каждого отдельного человека той эпохи. Для широких масс такие творцы были идейными вдохновителями, воспитывали высокие идеалы, давали правильное направление, иногда даже смысл жизни отдельным людям. В целом их значимость трудно переоценить. И часто творческим людям даже неважно оценят ли по достоинству их творения, будут ли они признаны и любимы. Для них главное – сам процесс творчества, в котором они выражают себя, свои мысли, чувства, взгляд на мир. В их жизни единственное счастье – творчество.
«Все начинается с любви...»
Во все времена люди неустанно слагали гимны самому великому, самому прекрасному и светлому чувству на земле. Великие А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок, С. Есенин посвятили любви тысячи и тысячи строк.
Прошли годы, века, а люди и сегодня восхваляют то, без чего бы жизнь на земле потеряла бы всякий смысл.
Война... Что может быть ужасней? Молодой, семнадцатилетней девчонкой Юлия Друнина ушла на фронт. Но даже тогда, когда смерть стояла совсем рядом, ей хотелось хоть краем девичьей ладошки прикоснуться v тому неиспытанному счастью, которое взрослые называют любовью. И вот прорываются стихи:
За траншеей — вечер деревенский.
Звезды и ракеты над рекой...
Я грущу сегодня очень женской,
Очень несолдатскою тоской...
Фронтовая любовь в стихах Друниной — это одновременно и колеблющийся огонек в землянке, и искреннее счастье оттого, что:
Ты рядом — и все прекрасно,
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете...
Читая эти строки, действительно лишний раз убеждаешься в том, что любовь — это не просто прекрасное, но еще и волшебное чувство. Сколько раз любовь помогала людям выжить, выстоять, с честью и достоинством перенести все превратности судьбы, сохранив в себе при этом все самые лучшие душевные качества.
Я могу за тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.
Эти чудесные строки принадлежат Эдуарду Асадову — поэту с нелегкой судьбой.
В полной мере пришлось принять ему “горесть злейших на свете судеб”. Война жестоко обошлась с Э. Асадовым, отобрав навсегда зрение у этого поэта. Но любовь — любовь к Родине, любовь к жизни, людям — сотворила чудо! Только благодаря ей он выстоял и выжил. Поэтому так много в творчестве Э. Асадова прекрасных строк о любви!
Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно,
Только знать бы, что все не зря,
Что любить тебя не напрасно!
Вот так самое загадочное, самое таинственное чувство помогало поэтам творить, а людям жить. И пусть порой рядом с ним стоят предательство, клевета, ложь, обман. Но несмотря на это, человек ищет свою любовь, а найдя ее, бережет, не доверяя никому. О любви написано много: стихи, поэмы, сложены романсы, баллады; написаны повести, огромные романы. Любовь — самое прекрасное чувство на земле!
“Любовь — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего...”
Сочинение 2
Любовь... А что это такое? Мы так часто говорим “я люблю...”, что уже многие не задумываются над смыслом этих слов. А ведь Роберт Рождественский прав. Жизнь каждого человека наполнена любовью, да и сама жизнь тоже начинается с любви. Каждого человека с первой минуты рождения окружают любовью. А маленький человечек, чувствуя теплоту и любовь со стороны родителей, растет и испытывает такое же чувство к окружающим, но пока еще не может выразить, показать свою любовь к ним. И первый человек, кому мы дарим первые улыбки, а он нам заботу и любовь, — это наша мама. Многие поэты посвящали ей свои стихи, выражая благодарность за любовь и ласку. Ведь именно мама всегда найдет нужные слова, чтобы успокоить, поможет в трудную минуту, порадуется твоему успеху. А тепло ее глаз и рук способно растопить любое “замерзшее” сердечко. Поэты, писавшие о героизме матерей во время Великой Отечественной войны и о родных матерях, призывают не забывать матерей, писать письма, приезжать в гости. Им так нужна наша любовь и ласка. А нам всегда теплее и уютней в этом “холодном” мире от материнской любви. Однажды я прочитала стихотворение “В память о матери”. Я не знаю, кто автор, оно мне совсем случайно попалось. Но оно тронуло меня до глубины души тем, как автор мог передать боль и переживания одинокой женщины, дети которой разъехались и давно не приезжали. Она прожила, наверное, нелегкую жизнь. Единственное богатство, которое осталось у нее в жизни, — дети. Она ждет их, вспоминает детство, еще и еще раз перечитывает письма, мечтает собраться со всеми за столом, поговорить. Но они забыли о ней, у них много других дел. Почему мы вспоминаем о близких нам людях и находим время приехать к ним только тогда, когда беда постучалась в двери? Почему? Почему не можем собраться в далеком родном доме летним деньком или погреться у знакомой с детства печи холодным зимним вечером? Как много таких “почему?”. И как много разных отговорок на них. И даже если мама поймет их, то материнское сердце не сможет. Поэтому поэты вновь и вновь просят нас любить, помнить, жалеть и уважать своих матерей, почаще бывать у них.
Слушайте, пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграммы!
Второй матерью для человека является родная земля. В 50—60-е годы население Земли заговорило об охране природы, о том, что человек, достигнув свободы во всем, губит окружающий мир. Развитие новых технологий, научно-техническая революция все пагубней и пагубней влияет на окружающую среду. Писатели и поэты стремились показать в своих произведениях то, что сделала с людьми свобода: они забыли о любви к родной земле и долге перед ней, они вырубают леса и отстреливают животных, не думая о том, что богатства природы когда-нибудь закончатся. А что потом? Голые поля и реки без воды? В лесах только пни и кустарники? Жутковато, но реально. Оказывается, что мы еще счастливые люди, так как можем любоваться весенней зеленью, слушать трели соловья, видеть красоту русских лесов и полей. Но мы не осознаем этого или просто не хотим осознавать. А что будут видеть те, кто будет жить лет через сто? Эти проблемы современные авторы стараются отобразить в своих произведениях, чтобы каждый, кто прочитает, задумался над будущим природы, над жестокостью современного общества. “Плаха” Айтматова, “Прощание с Матёрой” Распутина наводят на мысль о том, каким жестоким и слепым стал мир по отношению к тем, кто живет не по современному ускоренному типу жизни, а так, как жили деды. Ценя каждую минуту своей скоротечной жизни, они находят время остановиться и полюбоваться белой березой, голубизной неба, своей родной землей. И они гордятся тем, что умеют увидеть, услышать, почувствовать всю эту красоту. Всю свою любовь к родной земле народ передал нам в народных песнях, сказках и легендах.” А мы не сберегли и не знаем всего этого.
Много морально-нравственных проблем подняли в своих произведениях писатели и поэты в 50—80-е годы. В это время на полках книжных магазинов появляются ранее запрещенные произведения, а также книги только пришедших в литературу писателей и поэтов.
сочинение 3.
юбить — значит жить жизнью того, кого любишь.
Л.Н. Толстой
Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится. Любовь одолеть не может ни страх, ни жадность, ничто.
Любовь — это стремление к идеалу. Когда человек влюбляется, в любимом он видит и ценит то, чего другие не видят и не ценят. Также человек не замечает недостатков своего любимого. Вдохновившись идеалом любви, люди пишут стихи, музыку, картины. Идеал любви очищает от грубости, пошлости, жестокости.
Любовь — это превосходное чувство, одно из главных ценностей жизни. А с чего же начинается любовь? Любовь начинается с дружбы, взаимопонимания, общих целей, интересов, стремлений. А что же тогда начинается с любви? С любви начинается все: жизнь, работа, мечта, искусство, подвиг. Даже такие чувства, как ненависть, ревность, зависть, начинаются с любви.
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка —
все начинается с любви.
Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть —
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг
Все начинается с любви.
Любовь бывает разной: любовь к Родине, к родителям, к друзьям, к искусству, к мужчине, к женщине. Любовь является источником творчества и красоты. Тема любви широко охватывается поэтами-современниками, такими как Ахматова, Друнина, Симонов, Заболоцкий, Евтушенко, Высоцкий, Рубцов и многие другие. В своих стихах они показывают все прелести любви. Некоторые авторы показывают несчастную любовь: страдания, тоску, одиночество, неверность.
сочинение 4
Любовь — самое прекрасное чувство на Земле, дарованное человеку свыше. Любовь — самое непонятное и загадочное явление в эмоциональной жизни людей. Именно любовь заставляет нас совершать необдуманные поступки: хорошие и наоборот. Счастливая любовь окрыляет человека, делает его способным воспарить над землей.
Каждый из нас видел влюбленного человека, возможно, был на его месте: до чего счастливые у него глаза! Они сверкают, словно звезды на ночном безлунном небе... Походка становится легкой и невесомой: за спиной же выросли невидимые, к сожалению, для других крылья... Находящийся в таком состоянии человек открывает ранее неизвестные в себе способно- ста и таланты. У одного просыпается поэтический дар, другой берется за кисти и краски. Влюбленные хотят кричать на весь мир о своем чувстве. Их сердце, душа и разум слишком переполнены эмоциями, чтобы оставаться молчаливыми.
Но совершенно иначе чувствуют себя те, кто имел несчастье пережить любовное разочарование или потерю. Их сердца разрываются от боли и тоски. Жизнь полностью теряет смысл. Для таких людей единственным вопросом становится: “Зачем мне такая жизнь, если рядом нет того, кого я люблю больше всех на свете?”. Мысли о сведении счетов с жизнью все чаще и чаще посещают несчастного. Ничто не способно вернуть его к прежней жизни. Лишь спустя какое-то время боль утихает, оставляя в сердце глубокую рану.
Возможно, позже люди, перенесшие сердечную утрату, будут неспособны дарить и откликаться на светлое чувство, опасаясь новых ударов судьбы. Они будут рассуждать о человечестве в ,-лом, будут говорить о любви к нему. Но все это лишь пустые слова...
Человечество, по-моему, действительно любить намного проще, чем конкретного человека. Эта любовь не требует ни каждодневного подтверждения, ни каких бы то ни было затрат — материальных или душевных. Все человечество не сможет предъявлять претензий по мелочам, не будет спорить и ссориться по поводу и без.
Истинная любовь к человечеству начинается с любви к своим близким, к тем, кто тебя окружает. И пусть банальная, фраза “Возлюби ближнего своего” не кажется нам чем-то нереальным и сверхъестественным: любовь великая начинается с малого.
Любовь—это не просто красивые слова. Любовь — это великий труд: ежедневный, упорный, иногда даже слишком тяжелый. Полюбив человека, ты обязан заботиться о нем, быть всегда рядом в нужную минуту. Не зря при вступлении в брак влюбленные клянутся быть вместе “в болезни и в здравии, в горе и в радости”. Без взаимного уважения, без терпения друг к другу даже самая страстная любовь не сможет просуществовать долгие годы.
Интересно, что пары, прожившие в браке 40— 50 лет, основными правилами счастья называли именно эти качества: терпение, внимание, уважение. И, естественно, ответственность друг за друга и друг перед другом Без этого никак не обойтись. Очень важно, чтобы каждый чувствовал надежное плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Думаю, многие согласятся, что без всего вышесказанного любовь не возможна.
Но чтобы научиться всему этому, надо видеть в человеке свою “вторую половинку”. Надо учиться сдерживать свои эмоции, если что-то тебя раздражает в любимом: лучше сказать спокойно ему об этом. Работа над самим собой — вот что самое трудное в любви. Но здесь также важно не “перегнуть палку”: не стоит унижаться, присмыкаться перед человеком. Настоящей любви такие жертвы совершенно ни к чему.
Конечно же, проще не заводить серьезных отношений, если нет желания трудиться. Но спустя годы, оглянувшись на свою жизнь и не найдя в ней ничего стоящего, сердце больно защемит от бесцельно прожитых дней. Не зря же говорили мудрые люди: “Любовь легко приобрести, но трудно удержать...”
Для чего пишут поэты
Поэт- человек, раскрывающий
перед всеми свою душу.
Акутагава Рюноске.
Поэтический процесс - явление широкое, сложное, неоднозначное. Русская поэзия - одна из ярчайших страниц в мировом поэтическом творчестве, подарившая миру целую плеяду поэтов- гениев: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, Блока, Некрасова.
И если вдуматься, нелегкими были судьбы самых гениальных русских поэтов; трагическим оказался уход из жизни Пушкина, Лермонтова, Есенина. Они были убиты. Их погубили клевета, зависть, равнодушие…
«Погиб поэт, невольник чести,
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой»,-
напишет М.Ю. Лермонтов о смерти великого Пушкина в стихотворении «Смерть поэта» в 1837 году. А спустя четыре года уйдет из жизни и Лермонтов, оставив после себя огромное литературное наследие и боль в сердцах современников: ведь этому русскому поэту было всего двадцать семь лет.
Трагически ушедшему из жизни поэту-барду И. Талькову принадлежат замечательные строки:
Поэты не рождаются случайно:
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена великой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Эти проникновенные слова побуждают к размышлениям: почему пишут поэты, что влечет их к творчеству?
Поэтическое слово было для них способом самовыражения, возможностью сказать о наболевшем, поделиться сокровенным, прокричать на весь мир о своей любви к России.
Все большие поэты писали о Родине, России: «Москва, Москва, люблю тебя как сын, как русский - сильно, пламенно и нежно». (М.Ю.Лермонтов), «О Русь моя, жена моя» (А.Блок).
С.Есенин признался:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю,
Живи в раю»- Я скажу:
«Не надо рая, дайте родину мою».
Настоящие русские поэты говорили правду о властях, о социальной несправедливости и расплачивались за эту искренность: не раз оказывались в ссылке Пушкин и Лермонтов, поплатился за это жизнью Есенин…
Одна из ярких страниц в литературе 20 века - поэзия Серебряного века, представленная В.Брюсовым, А.Ахматовой, М.Цветаевой, И.Северяниным, А.Белым, Н.Гумилевым, Б.Пастернаком и другими поэтами.
Серебряный век отличается многообразием течений: это акмеизм, символизм, футуризм.
Так, в основу поэтики символистов лег мировоззренческий подход: видеть, слышать, чувствовать потусторонний мир в символах звуках, красках, был выдвинут принцип необязательного соответствия реальному миру.
Акмеисты не без идеализации воспевали окружающий мир, отыскивали красоту в изысканных вещах, салонных залах и замках. Зачастую они прятались в свои красивости от социальных невзгод, погружались в экзотику других стран. Так, основное для зрелого Гумилева - экзотика дальних странствий, декоративность и романтика.
Футуристы объявили себя самыми радикальными новаторами. Они с пренебрежением относились к писателям-классикам, отстаивали право на «заумный язык». В своем манифесте «Пощечина общественному вкусу» футуристы декларировали: «Только мы - лицо нашего времени. Рог времени трубит нам в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Толстого, Достоевского и проч. и проч. с Парохода Современности».
Одна из самых ярких тем в творчестве русских поэтов - тема поэта и поэзии, размышления о назначении поэта.
Обратимся к стихотворению «Поэт». Пушкин сравнивает поэта с пророком, который должен видеть и слышать больше, чем остальные люди; быть более чутким, наблюдательным. Высока и почетна миссия поэта - всему внимать, вести за собой людей, учить их добру:
Восстань, поэт, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей!
Поэтом быть нелегко: «жало мудрое змеи» вложено в уста поэта «десницею кровавой». Тяжело достаются ему восприимчивость и чуткость сердца – «угль, пылающий огнем» (для этого шестикрылый Серафим «рассек» ему мечом грудь, причинив боль).
Лермонтов в стихотворении «Пророк» пишет о том, что поэты нередко обречены на непонимание, даже враждебность общества. Поэт, провозглашающий «любви и правды чистые ученья», вынужден терпеть духовную слепоту толпы.
Поэты приходят на землю, чтобы при помощи слова делать мир красивее, интереснее, чтобы говорить о добре, красоте, счастье, не дать замкнуться в житейских, материальных делах и проблемах. И, наверное, именно поэтому, сейчас, в эпоху прагматизма, приоритета материальных ценностей над ценностями духовными, поэзия утрачивает свое великое значение, в большем почете проза.
Из современных поэтов мне очень близок поэт Г.Горланов, проникновенные строки которого о России, добре, красоте, маме, малой родине – Ахунах - не могут оставить равнодушным.
Говоря словами И. Талькова, высочайшая миссия поэта – «светить» заблудшим душам:
Глаза таких таинственных посланцев
Всегда открыты и верны и мечте…
И в хаосе проблем их души ярко светят тем мирам,
Что заблудились в темноте.
Добро и зло в современном мире
Добро и зло… Нравственные категории, лежащие в основе человеческой жизни, устройства мира, Вселенной. Что есть добро? Что есть зло? Каково их соотношение в мире? Можно ли его изменить? Эти вопросы волновали людей, наверное, на протяжении всего срока существования человечества. Волнуют они и современных людей. Тем более что сейчас очень напряженная обстановка во всем мире.
Мо родители жили во времена, когда Россия входила в состав СССР – Советского союза. Это было огромное и мощное государство, объединявшее много народов. По рассказам моих родственников, все народы в этом государстве жили мирно и дружно. Они считали себя одной большой семьей, с уважением относились друг к другу, к особенностям каждого народа, к его культуре, даже внешности…
К сожалению, сейчас все это исчезло. У нас в стране, как и во всем мире, усиливаются националистические, расовые настроения. Люди относятся с недоверием или пренебрежением, презрением к выходцам с Кавказа, арабам, вообще мусульманам. Я понимаю, что все это «не от хорошей жизни». Ты прекрасно знаешь, что у нас в стране, как и у вас, конечно, совершались террористические акты. Погибло очень много ни в чем неповинных людей, стариков, детей.
Один из самых страшных терактов был совершен во время показа мюзикла «Норд-Ост» на Дубровке. Представляешь, люди, многие со своими семьями, детьми, пришли посмотреть веселое представление. Для всех зрителей это обернулось кошмаром, для многих стало последним зрелищем в жизни…
Хотя нет! Последним зрелищем для них были люди в масках, говорящие на непонятном языке и готовые убить в любой момент за любое действие. Мне кажется, многих заложников в то время мучила мысль: «За что?» Почему эти люди-звери в масках хотят их убить, что такого дурного они совершили, чем их обидели? Почему дети должны расплачиваться за игры политиков, за борьбу за власть и деньги, за чужие амбиции?
Этим вопросом чуть позже задавался и весь мир, когда мертвые тела выносили из театра на Дубровке…
А ужасный, не поддающийся никакому пониманию теракт в Беслане, когда была захвачена школа, где находились дети, пришедшие 1 сентября на урок мира. А ведь это уже был не российский город, не Москва, а Северная Осетия. Это еще раз подтверждает мысль, что террористы не имеют ни национальности, ни привязанностей, ни сердца. Ты знаешь, я думаю, что и людьми-то их назвать сложно: это страшные существа в человеческом облике, машины смерти, убийцы. И никто никогда не докажет мне, что они совершают свои преступления из каких-то там своих убеждений, принципов, кодексов. Для всех людей есть лишь один, самый главный, кодекс – кодекс человечности. А все остальное уже не от Бога, а от дьявола…
Хотя, что я тебе рассказываю о террористах. Ваш народ пострадал от них не меньше, вспомнить хотя бы Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Знаешь, мне иногда кажется, что мир сошел с ума… Вернее, не мир, а люди, живущие в нем. Нам всем катастрофически не хватает любви друг к другу, взаимопонимания и уважения, терпимости… Как ты думаешь, раньше этого было больше в мире? И куда все это ушло, в чем причина дикой агрессии людей?
Моя бабушка говорит, что люди делают зло потому, что чувствуют себя несчастными. Счастливый человек стремится сделать мир вокруг себя лучше, светлее, радостнее, он стремится увеличить количество счастья, счастливых людей вокруг себя. Но и с несчастьем происходит то же самое… Так почему же люди стали несчастнее? Ты знаешь, я слушала передачу, в которой говорили, что почти все жители нашей планеты считают, будто мир стал опаснее, жить в нем стало тяжелее. Люди боятся своего будущего, не хотят знать о нем!
Я понимаю, мир и наша жизнь в нем стремительно развиваются. Мы иногда даже не успеваем за этим развитием. Это как у писателей-фантастов - миром владеет не человек, а творения человеческого разума – высокоинтеллектуальные машины. Но думаю, что не это в первую очередь пугает людей. Их волнуют «дела насущные»: безработица, экономический кризис, нищета. Ведь от этого напрямую зависит благосостояние их семьи, жизнь их детей и стариков родителей.
Но, кроме того, людей волнуют и состояние окружающей среды, ухудшающееся с каждым годом, и надвигающиеся воины, и те же теракты. Можем ли мы предотвратить все это? Политики, руководители государств, различные общественные организации занимаются этим. Успешно или не очень, не знаю… Но, я думаю, что и каждый человек может помочь сделать этот мир немного лучше. Что для этого нужно?… Мне кажется, просто с большим уважением относиться друг к другу, с большим уважением, терпением и пониманием.
Все мы очень разные, на первый взгляд. Но, по сути своей, все мы очень похожи. Все мы хотим любви, безопасности, заботы. Все мы хотим счастья для своих близких, мира, возможности счастливо трудиться и отдыхать, делать это мир лучше. Может, просто не надо мешать себе быть счастливыми? Может, просто стоит позволить себе быть хорошими?
Ответы на эти вопросы нам еще только предстоит найти. Одно бесспорно – в современном мире добра становится меньше. Иногда кажется, что зло навеки взяло верх. Но это не так. Как утверждается в моей любимой книге С. Лукьяненко «Ночной дозор», соотношение темных и светлых сил в мире постоянно. Просто нужно постоянно делать добро, чтобы его увидеть и почувствовать.
Дар дружбы
В самом начале своего сочинения мне хотелось бы задаться вопросом: «Для чего человек рождается на свет?». Возможно, вопрос несколько неожиданный, если брать во внимание обозначенную тему. Но сейчас я поясню свою мысль.
Итак, человек рождается на свет, по моему мнению, чтобы стать самим собой. Осознав себя, человек оказывается в состоянии гармонии. А гармония идет через человека на весь мир. Именно это ощущение делает человека счастливым.
Но проблема в том, что стать гармоничной личностью не так-то просто. Это во многом зависит того, встретятся ли тебе на жизненном пути нужные и важные люди. Настоящие друзья. Ведь дружба - это великий дар. К сожалению, в нашем обществе за нее очень часто выдают совсем другие отношения. Но дружба – это кардинально иное, чем приятельство, многие ничем не обязывающие знакомства.
Я считаю, что друзьями могут называться лишь те люди, рядом с которыми человек становится самим собой. В обществе этих людей он не боится показаться смешным, глупым, неинтересным. Потому что друзья – это те люди, которые принимают тебя таким, какой ты есть.
Мне бы еще хотелось заметить, что самые длительные браки построены, как мне кажется, на дружбе. Дело в том, что состояние влюбленности часто проходит, уходит острота чувств, и брак в такой ситуации оказывается под угрозой. Но союзы, в которых после страсти остается крепкая дружба, как правило, сохраняются на всю жизнь. Я считаю, что именно в таких браках супруги становятся по-настоящему близкими людьми.
Настоящие друзья могут помочь человеку в любых, самых тяжелых для него, ситуациях. Но, кстати, я считаю, что дружба в большей степени проверяется радостью, чем бедами. Попадая в неприятные ситуации, человек может найти помощь и поддержку у своих приятелей. А вот порадоваться, разделить счастье способны лишь друзья. Отчего-то человек устроен так, что в чужой беде он видит какое-то успокоение для себя: «У меня все не так плохо», «Как хорошо, что меня беда обошла стороной». А вот чужим успехам порадоваться куда труднее. Начинается простая человеческая зависть. В итоге получается, что друзья проверяются счастьем, потому что искренне радоваться вместе с тобой способен только настоящий товарищ.
Итак, как же зарождается дружба? На самом деле, в жизни практически невозможно спрогнозировать свои отношения с тем или иным человеком. Бывает, что симпатия возникает сразу же, с первых минут общения. И тебе начинает казаться, что уж эти-то отношения на века. Но… проходит какое-то количество времени, и ты понимаешь, что этот человек вовсе не «твой». В том смысле, что на самом деле у вас так мало общего и, по большому счету, вы очень по-разному смотрите на жизнь. Бывает же совсем наоборот. С первого взгляда ты не ожидаешь от человека ничего, кроме улыбок и приветствий при встрече. Но после какого-то количества времени ты начинаешь присматриваться к нему и понимать, что этот человек тебе интересен и, возможно, он станет твоим другом.
Теперь, пожалуй, стоит пояснить смысл, который я вкладываю в выражение «свой человек». Мне кажется, что есть несколько типов взаимоотношений между людьми. Первый тип: вы общаетесь с человеком очень хорошо, несмотря на то, что во многом несхожи. Возможно, у вас разные музыкальные пристрастия, вы предпочитаете разную литературу и вряд ли договоритесь, на какой фильм пойти в кинотеатре. Но это не столь важно. Главное, что у вас одинаковый жизненный стержень. То есть, вы смотрите на жизнь под одним углом и одинаково воспринимаете важные жизненные события. Вы – "свои" люди.
Второй тип: вы схожи в музыкальных, литературных и прочих вкусах, но жизнь воспринимаете кардинально по-разному. Я считаю, что такие дружеские союзы вряд ли будут держаться долго.
Крепкое товарищество между совершенно разными по своей сути людьми может завязаться лишь в экстремальных ситуациях. Я имею в виду боевых товарищей, с которыми человек прошел войну. Такое страшное событие в жизни очень скрепляет людей. Об этом написал свой замечательный роман Э.М. Ремарк. «Три товарища» - это произведение о любви, дружбе, о людях, прошедших первую мировую войну. Поколение этих людей принято называть «потерянным». Главный герой романа, Роберт Локамп, попал на войну совсем еще юнцом. Пройдя все ее ужасы, он вынес оттуда осознание ценности настоящей дружбы. Позже, уже в мирное время, герой вновь повстречал своих боевых товарищей, и они открыли совместное дело.
Роберт, Отто и Готтфрид держатся друг за друга, не оставляя товарища в беде. Когда нужна срочная медицинская помощь любимой женщине Роберта, Отто Кестер, откладывая все свои проблемы, срывается с места и привозит врача из другого города. Когда оказались необходимы деньги для возможного излечения Пат, Кестер, не раздумывая, продает самое дорогое, что у него есть, свое детище – свою гоночную машину.
Но мотив дружбы в этом произведении проявляется и в теме любви. Ведь свою возлюбленную Роберт зовет «мой любимый, храбрый старый дружище». И это не случайно. Пат покорила его сердце еще и тем, что приняла его таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Их любовь не была бы так сильна, если бы между ними не было бы еще и тесных дружеских чувств.
Подводя итог всему вышесказанному, я хочу сказать, что настоящая дружба – это истинный дар. Такие взаимоотношения удается построить далеко не каждому. Но тот, кто нашел друга в жизни, настоящий счастливчик. Потому что он сделал большой шаг к самому важному открытию на свете – познанию самого себя.
Если бы я был учителем
«Если бы я был учителем, то … сразу отменил бы все уроки!» Признаюсь честно, моим первым порывом было написать именно такие слова. Помните, как веселились дети в сказке Сергея Михалкова «Праздник непослушания», когда узнали, что не надо больше выполнять свои ежедневные обязанности? Но тут же мне пришлось вспомнить и о том выводе, к которому пришли герои в финале, – правила, установленные взрослыми, разумны и необходимы, только выполняя их, можно жить и развиваться.
Поэтому, поразмыслив, я решил начать свое выступление совсем по-другому: «Если бы я был учителем,… То хотел бы быть похожим на мою первую учительницу!»
Все знают о том, что первый учитель – один из самых важных людей в жизни любого человека. Ведь от педагога во многом зависит, чем для его учеников станет обучение в школе – радостью или мукой, бесконечным счастьем познания или десятилетней каторгой. Именно первый учитель прививает любовь к учебе, открывает радость узнавания нового, воспитывает стремление к постоянному развитию, показывает важность дружбы и сотрудничества. Именно первый учитель вдохновляет на «подвиги», внушает уверенность в себе или, наоборот, заставляет усомниться в своих силах, понять свое несовершенство. Недаром про первого учителя сложены такие строки:
Посеяли в сердцах добро,
Распознавать учили зло,
И справедливостью своей
Вы покорили всех детей!
Вы были нам поводырем
При нашей встрече с букварем.
Вы помогли нам мир открыть,
Писать и с книгою дружить!
Всегда для каждого из нас
Вы время находили,
И каждый день, и каждый час
Вы терпеливы были!
Всеми перечисленными качествами обладает моя первая учительница - Татьяна Васильевна Тарыгина. Вместе с этой пожилой, но всегда улыбчивой и «легкой» женщиной в наш класс всегда входили добро, теплота, терпение, мудрость и, конечно же, профессионализм. Татьяна Васильевна – одна из лучших учителей нашей школы, в чей класс попасть всегда было большой удачей. Одним из таких счастливчиков стал я.
На уроках Татьяна Васильевна учила нас вдумчиво читать, красиво писать, быстро считать. Она открывала нам радость познания окружающего мира, такого удивительного и прекрасного. Именно Татьяна Васильевна привила нам любовь к труду, показала, как важно уметь что-то делать своими руками, какое счастье может подарить творчество.
Но, помимо школьных, моя первая учительница преподавала нам и «человеческие» уроки. Она старалась «сделать из своих учеников людей» - воспитать в нас доброту, честность, справедливость, терпимость, умение дружить.
Давно уже имея своих внуков, Татьяна Васильевна будто и нас приняла в свою семью – также беспокоилась о каждом, также стремилась развить наши способности, сплотить и сдружить свой класс так, чтобы каждый был уверен в своем товарище. Именно поэтому, как мне кажется, она настаивала на том, чтобы мы ходили в школьной форме, хотя это было совсем необязательно. Но, нося одинаковые костюмы, мы чувствовали себя неким братством, предать которое было невозможно.
Именно Татьяне Васильевне я обязан тем, что начал заниматься эстрадными танцами, хотя до ее предложения даже не думал о том, чтобы выступать на сцене. Однако это занятие настолько увлекло меня, что я продолжаю танцевать до сих пор. Кроме того, Татьяна Васильевна всегда поощряла мои занятия айкидо, интересовалась моими успехами, даже приходила на соревнования. Это, конечно же, вдохновляло меня, придавало сил и уверенности. Может быть, еще и поэтому я продолжаю заниматься айкидо и сейчас.
Честно говоря, уходить от Татьяны Васильевны в «свободное плавание» было грустно и немного боязно - неизвестно, что и кто ожидал нас впереди. Однако я считаю, что с нынешним классным руководителем - Аллой Александровной - мне тоже повезло. Хотя это и молодой учитель, но своей добротой, вниманием, искренней заботой и профессионализмом она очень напоминает Татьяну Васильевну.
Бесспорно, очень важно, с какими учителями человек встретится на своем жизненном пути, ведь от них во многом зависит его судьба. Американскому писателю и историку Генри Адамсу принадлежат такие слова: «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние». Учитель – творец человеческих душ, в этом он подобен Богу. Именно поэтому педагог, на мой взгляд, одна из важнейших профессий на Земле. И именно поэтому, если бы я был учителем, я хотел бы искренне любить свою профессию и постоянно совершенствоваться в ней. Точно так, как это делает моя первая учительница.
Можно ли стать Ломоносовым в наши дни?
Проблема человеческого гения волнует умы не только ученых: генетиков, антропологов, философов, социологов, психологов, - но и обычных людей, простых обывателей, будущих родителей и учителей. Как воспитать человека, который будет докой во всех сферах жизни? Ответ прост: никак, им надо родится. Да и рождаются такие люди не так уж и часто. Безусловно, для каждого родителя его ребенок – Спиноза, в каждой школе найдется хотя бы один ученик с прекрасными способностями. Но стоит ли называть его гением? Простых способностей мало, нужен талант. Недостаточно просто быть умным, или высококлассным специалистом, гений – это куда более емкое понятие. А уж если человек говорит, что талантлив во всем, то он наверняка лукавит.
Хотя были и исключения. Практически каждая нация имеет своего гения: в Италии это Леонардо Да Винчи, великий мастер Ренессанса, шесть веков назад уже представивший свои разработки в области анатомии, оптики, гидравлики и инженерии, предупредивший многие открытия современной науки, в Америке – Бенджамин Франклин, философ, политик, архитектор, пионер научного растениеводства, в России – Михаил Ломоносов, писатель, химик, астроном, реформировавший систему русского языка и основавший ведущий университет страны. И в каждой стране имена этих людей стали нарицательными. Однако если мы посмотрим на даты жизни этих великих людей, мы поймем, что жили они в XVII, XVIII, а то и в XV веках. Неужели после них не рождались таланты, равные им? Неужели в наши дни невозможно появление нового Ломоносова? Как ни прискорбно, но я осмелюсь заявить, что это так.
Сейчас на фоне стремительного развития науки и техники наблюдается общий спад умственных способностей появляющихся на свет детей. И это не голые слова: ученые мира хватаются за голову, день за днем фиксируя хроническое «отупение» их наций. И во многом винить нужно этот самый технический прогресс, дети не хотят думать, за них это делают компьютер и прочие достижения науки. В Японии родители уже запрещают детям работать за компьютером: дети пишут от руки. Поводом к таким переменам послужило неуклонно растущее количество ошибок в письменных работах детей. Несмотря на открывшиеся возможности для качественного обучения детей, получения достойного образования, уровень образованности только падает. И это при огромном росте числа академий и ученых, новых возможностях для творчества.
Не родится Ломоносов еще и потому, что ему этого сделать не дадут, во всяком случае, в нашей стране, где дипломы об образовании можно купить в московском метро. Гений сейчас оценивается в 2000 долларов, степени и ученые звания раздаются сотнями. Еще в начале века, когда знаменитому пролетарскому писателю Алексею Максимовичу Горькому было отказано в академическом звании, разразился скандал на всю Россию. Чехов и Короленко в знак протеста вышли из Академии. Эта неприглядная история продолжилась и после Октябрьского переворота, когда Алексей Максимович, став законодателем социалистического реализма, вычеркнул из списков на пайки знаменитого филолога и лингвиста академика Алексея Александровича Шахматова, бывшего противником присвоения Горькому этого звания. И старый ученый умер в 1920 году от истощения, затаскивая к себе на чердак охапку дров. Подобные страсти, терзавшие прежнюю науку, сейчас просто невероятны. Сейчас автор “Песни о буревестнике” не стал бы терять время на полемику, а купил бы себе нужный диплом, оставив с носом недоброжелателей. Так что, родись Ломоносов сейчас, вряд ли пошел бы он с одной копейкой в кармане покорять столицу своим гением.
Но это в России. А что же в развитых странах бывшего капиталистического лагеря? Там образование не дается так легко, и таланты и способности оцениваются по заслугам, недаром десятки тысяч молодых ученых уезжают зарубеж. Нет, мне кажется, и там не родится сейчас Бенджамин Франклин, которого по праву называют «американским Ломоносовым». На западе потому так и следят за системой образования, что не хватает самородков, они готовы дать стипендию на обучение любому, кто докажет, что в 15 лет человек способен понять и осмыслить большее, чем «Приключения Тома Сойера».
Некоторые ученые говорят о негативном влиянии экологического фактора. Так ли это? Возможно, ужасающее состояние окружающей среды влияет на интеллектуальный потенциал теперешнего поколения? Я склонна согласиться с этой теорией, но нельзя не принять во внимание и тот факт, что дети просто не хотят читать, узнавать что-то из книг. Куда более образовательным занятием кажется им просмотр телевизионных передач.
Конечно, со мной не согласятся многие: мол, дело не во времени, вероятность того, что родится гений такая же, как и того, что на свет появится человек с откровенно низкими умственными способностями. Да, вероятность есть. Но наше поколение людей потеряло жажду к знаниям и саморазвитию, многие родители не задумываются о том, что их ребенок в 6 лет не умеет читать, они не задумываются о том, чтобы объяснить ему примитивные понятия нравственности.
Я считаю, что в наше время не «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» ни Российская, ни какая другая «земля рождать»
СОГЛАСОВАНО
Главным внештатным специалистом
Министерства здравоохранения Республики Беларусь по организации работы медицинских работников со средним специальным медицинским и фармацевтическим образованием, главная медицинская сестра УЗ «9-я городская поликлиника г. Минска»
Шешко С.А.
22 июня 2012 г.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 945;