Голодайте на здоровье!
В один из четвергов - в приемный день - пришел больной, отрекомендовавшийся врачом. Он хотел посоветоваться по поводу лечения голоданием, о котором слышал и читал, но, как он сам сказал, знает недостаточно ни для врача, ни для пациента. Дождавшись, когда схлынул поток посетителей и приемная опустела, он остался в моем кабинете. Завязалась беседа. Двум врачам всегда есть о чем поговорить. Естественно, что разговор сразу перешел на лечебное голодание.
- Вы говорите, что длительным голоданием следует лечить только в стационарных условиях, а ведь за границей им пользуются широко и частные врачи, - сказал доктор С.
- Частные врачи? Возможно. Они берутся за все. Но оставим Запад. Посмотрим, стоит ли пользоваться этим методом амбулаторно в наших условиях. Думаю, да. У нас уже были опыты амбулаторного лечения, проходили они удачно. Но к этому способу мы обязаны предъявить большие требования: необходимо сделать все контрольные анализы, рентген, электрокардиограмму, проводить физиотерапевтические процедуры, всё время следить за кровяным давлением, составом крови. Главное же условие - чтобы врач стал специалистом в этой области, чтобы он знал разгрузочно-диетическую терапию так же, как медикаментозную или физиотерапевтическую. Но и это еще не всё: врач обязан обеспечить больного врачебным и сестринским надзором. Всякое постороннее вмешательство (критика, соболезнование, насмешка, уговоры) не только мешает лечению, но и может нанести непоправимый вред. Поэтому врач должен влиять не только на лечащегося, но и на окружающих его людей. Вот сколько забот ожидает медика, взявшегося за амбулаторное лечение голоданием! Надо учесть и еще одно обстоятельство: вне стационара больной лишается такого важного фактора, как общение с другими людьми, которые, как и он, лечатся голоданием. Наши наблюдения показали, какое значение имеют взаимный интерес, сочувствие во время голодания и восстановления.
И знаете, такова сила нашего метода, что больные, попадающие в клинику, очень скоро становятся последователями и энтузиастами этой терапии. Зайдите в отделение, поговорите с первым, кого встретите, и вы услышите самые положительные отзывы об этом лечении.
Никакого уныния, оптимистическое настроение. Психологически это можно объяснить так: каждый, решивший голодать, преодолевает естественное сопротивление сознания, основанное на первичной мысли, что питаться - это нормально, хорошо, а голодать - плохо, опасно, мучительно. Но, выбрав этот метод лечения, пациент начинает чувствовать себя "героем", и, значит, ему не приличествует жаловаться, а нужно держаться молодцом. все бодрятся, все поддерживают друг друга, и это создает общий благоприятный фон.
Вдруг я замечаю на лице С. улыбку - застенчивую, виноватую, так не идущую к его мужественной внешности. Да это вовсе и не улыбка - у него дрожат губы. Что же с ним? Объяснение я получаю незамедлительно: - Я верю в этот метод, хочу лечиться, но должен откровенно сказать вам, что я не чувствую себя "героем", я до слабодушия, позорно боюсь ощущения голода, голодных мук.
Поверив в мое сочувствие, С. продолжает: - Дело в том, что я ленинградец. Мне было девять лет, когда началась воина. Отец погиб на фронте в первые месяцы. Наша семья осталась в городе. Постепенно умирали мои родные: дедушка, дядя; умирали соседи. Нас было четверо детей, и трое из них погибли. Дольше всех держались мать и я, потом скончалась и она. Меня с тяжелой дистрофией положили в больницу. Как видите, я выжил. Не считайте меня трусом. Я не боюсь никакого труда, лишений. Наоборот, трудности привлекают меня, мобилизуют. Но голод...
- У многих, как и у вас, лечебное голодание ассоциируется с вынужденным голоданием и уж, конечно, с ленинградской блокадой и её тяжелым последствием - дистрофией. Известно также, что от голода погибают в капиталистических и экономически слабо развитых странах тысячи людей. Однако вынужденное голодание резко отличается от лечебного, дозированного голодания. Подчеркиваю, что дозированное голодание никаких дистрофических необратимых патологических изменений в организме человека не вызывает, в этом вы убедитесь. Что же касается "мук голодания", то они не так страшны. Побеседуйте с нашими больными - и вы услышите, как они говорят: "Голод не тетка, а родная мать".
Я познакомил доктора С. с больными, рассказал о сущности и методике проведения лечения голоданием.
Вот вкратце то, что, я считаю, должен знать каждый, кто хочет лечиться дозированным голоданием, ибо первыми условиями успешности метода являются достаточная осведомленность больного и отсутствие страха перед этим видом терапии...
При поступлении пациент прежде всего проходит детальное обследование, в том числе терапевтом, невропатологом и рядом других специалистов. Делают биохимические анализы крови, мочи, кала, снимают электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, измеряют кровяное давление, пульс, определяют вес и т. д. Затем больного приглашают на собеседование, на котором, совместно с ним, определяется предполагаемый срок голодания - он зависит от возраста, особенностей заболевания, показателей обследования. Обычный курс голодания 25 - 30 дней, и лишь в редких случаях 35 - 40 дней. В общей сложности за весь период голодания больные теряют в весе, как мы уже знаем, в среднем 12 - 18% от первоначального веса.
Итак, решительный шаг сделан - больной психологически настроился на голодание. Теперь начинается подготовка физическая. Прежде всего - неприятная процедура очищения кишечника большой дозой горькой соли в обеденные часы, и с этого времени прекращается прием какой-либо пищи, а также применение всех медикаментов.
Утро первого дня начинается с очистительной клизмы. Казалось бы, слабительное и клизма должны удалить из желудка и кишечника все отходы. Оказывается, нет. В течение всего периода голодания больному ежедневно ставят клизму, и ежедневно она выводит из организма отходы. Это обычно очень удивляет больных, но мы уже знаем, что с момента наступления спонтанной секреции в организме, перешедшем на эндогенное питание, происходит усвоение собственных ресурсов и образование кала, подобного первородному калу новорожденных.
Следующими процедурами являются ванна и массаж. Массаж проводится особый, так называемый "давящий", при котором достигается гиперемия кожи, особенно в области позвоночника, его грудного и шейного отделов. Помните ли вы описание Пушкиным знаменитых тифлисских бань, где банщик буквально "танцует" на своем клиенте? Нечто подобное происходит и при давящем массаже.
Массаж и ванна (или душ) окончены, теперь можно и "позавтракать". Больные пьют настой шиповника. Затем минут 20-30 отдыхают и отправляются на прогулку. В зимнее время они должны быть очень тепло одеты, так как в период голодания ощущается повышенная зябкость. На прогулке больные проводят комплекс дыхательных гимнастических упражнении. Прогулка продолжается до 13-14 часов, затем "обед". Это тот же отвар шиповника или просто вода, а в некоторых случаях "боржоми". Летом, когда жарко, больные обычно и на прогулку берут с собой бутылочку с водой, к которой время от времени "прикладываются". Всего за день они, как правило, выпивают 1,5-2 литра воды, хотя количество её не ограничивается.
Через день больные получают физиотерапевтические процедуры по назначению врача, с учетом сопутствующих хронических соматических заболеваний (УВЧ, диатермия, душ Шарко, жемчужные ванны и т. п.).
Все свободное от сна, процедур и прогулки время важно занять больных трудотерапией, чтением, настольными играми. Тут уж проявляются индивидуальные склонности - одни с увлечением играют в шахматы, другие читают, рисуют, вышивают. Вечерние часы охотно проводятся за телевизором, молодежь танцует.
Вечерним чаем служит тот же отвар шиповника. На ночь больные опять пьют, чистят зубы, поласкают горло (гигиена рта очень важна в период голодания). Спят они по возможности при максимальной вентиляции, но тепло укрытые. В последние дни голодания, когда зябкость увеличивается, на ночь больным кладут грелки.
Такой режим дня соблюдается весь период голодания, и, что удивляет людей, не знакомых с проведением нашего лечения, больные не слабеют, не стремятся лежать. Даже наоборот, к концу срока они проявляют зачастую большую энергию, чем в начале голодания.
Обычно в первые 3-5 дней голодания у пациентов исчезает аппетит, затухают все натуральные пищевые условные рефлексы. Их уже не раздражает запах пищи, звон тарелок. Однако воспоминания о еде остаются постоянно, особенно если больные не отвлекаются от мыслей о пище. И здесь большое значение имеют установка больного на лечение и доверие к лечащему врачу.
Помогают врачам, выполняют их назначения медицинские сестры. Неусыпный надзор, разъяснение, неизменное сочувствие, а иногда просто добрый совет очень нужны лечащимся у нас. Больные попадают в необычные условия - им приходится отказаться от такого привычного акта, как прием пищи. Даже таблетки от бессонницы, валериановые капли, лакомства (конфеты, печенье), т. е. то, что разрешается в любой больнице, у нас не допускаются. Сколько бы врач ни объяснял больному подробности метода - могут возникнуть недоумение, недопонимание, дополнительные вопросы. И тут на помощь приходит медсестра. Большое психотерапевтическое значение имеет также контакт больных с теми, кому помогло лечение голоданием, чтение книг по этому вопросу.
Клиническими показателями завершения лечебного голодания являются возникновение аппетита и свежего цвета лица, очищение языка от налёта, исчезновение неприятного запаха изо рта и почти полное прекращение выделения кала после клизмы. Однако иногда, по целому ряду обстоятельств, приходится начинать кормить больных раньше появления этих показателей. Но всё же результаты лечения остаются положительными.
Как бы безболезненно и удачно ни протекал процесс голодания, переход к восстановлению всегда воспринимается как одержанная победа, как праздник. Соки, фрукты, необременительная пища после голодания кажутся особенно вкусными. В столовой у нас всегда оживленно, весело.
Правильность проведения восстановительного периода имеет не меньшее, если не большее, значение, чем голодание, и тут необходимо постоянное наблюдение врача и хорошо разработанная индивидуальная диетотерапия.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 874;