Организация власти и нормативные регуляторы в первобытном обществе
В истории человеческого общества первобытное общество занимает довольно значительный отрезок времени -несколько тысячелетий. В своѐм развитии оно прошло несколько периодов.
Долгое время выделялось два периода матриархат и патриархат. Считалось, что в начале существовал матриархат, то есть материнский род, в котором господствовала женщина, и родство в котором велось по материнской линии. На смену матриархату приходит патриархат, с которым начинается разложение первобытного общества. В современной науке данная периодизация подвергается критике, и некоторые ученые считают, что матриархат имел место только у некоторых народов, кроме того, матриархат рассматривается как тупиковый путь развития.
Вместо данной периодизации современной наукой предлагается другая периодизация, согласно которой первобытное общество проходит три периода:
^ Ранний - период становления первобытнообщинного строя, период праобщины;
^ Средний - период зрелости первобытного общества, родовая община;
^ Поздний - период распада родовой общины или эпоха классообразования.
Кроме этой периодизации в современной науке предлагается и другая периодизация - первобытное общество
проходит два этапа или периода:
Первый – период присваивающей экономики;
Второй – период производящей экономики.
Значительное время человек жил в форме первобытного стада, а затем через родовую общину, еѐ разложение
пришел к формированию государства.
Находясь в зависимости от природы, от суровых климатических условий, люди должны были действовать
сообща. Так как могли выжить только в коллективе – это определяло соответствующую социальную
организацию общества – род, родовая община. Род – это в определенном смысле семья (т.к. сородичи), также это
семейно-производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде,
совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Что бы выжить люди должны были
сообща трудится, производить для жизни необходимые материальные блага. Это определяло совместную
собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ.
Родовая община, являясь формой организаций человеческого общества, знала власть и управление. Власть и
общество совпадали, каждый член общества – носитель частицы это власти. Органы управления и власти не
отделены от общества. Различие членов общества – только по половозрастному признаку.
Власть в первобытном обществе принято называть потестарной. Такая власть не знала каких-либо
имущественных, сословных или классовых различий, она не носила политического характера, не была оторвана
от общества, не стояла над ним, основывалась на силе общественного мнения. Власть в первобытном обществе
по сути своей была первобытнообщинной демократией, которая строилась на началах самоуправления и не знала
особого разряда людей, которые бы осуществляли только власть и управление не участвовали в
производственной деятельности.
Родовая община объединяла несколько поколений – родителей, молодых мужчин и женщин и их детей.
Возглавлялась семейная община наиболее авторитетными, мудрыми, опытными добытчиками пищи, знатоками
обычаев, ритуалов. Родовая община представляла собой личный, а не территориальный союз людей.
Семейные общины объединялись в более крупные образования – в родовые объединения, племена, союзы
племен. Особенностью первобытных общин был кочевой образ жизни и строго фиксированная система
половозрастного разделения труда.
На первом этапе первобытного общества управление в общине строилось на началах естественного
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 1217;