Майолика
Майолика (роспись по сырой эмали) зародилась более тысячи лет назад в Египте, Вавилоне и других странах в результате стремления этих стран сделать у себя фарфор «как в Китае». В XI веке она попала в Италию из мавританской Испании через остров Мальорку, от названия которого и произошёл термин «майолика». Майолика (от названия острова Мальорка, Испания) – вид керамики с пористым, естественно окрашенным черепком от светло-кремового до красного (кирпичного) цвета, покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью. Для изготовления майолики используют легкоплавкие глины в чистом виде. Часто майоликовые изделия покрывают слоем белой глины, ангобом, скрывающим натуральный цвет черепка. Низкая температура глазурного обжига майолики (960–1050С) позволяет использовать для декорирования широкую палитру цветных глазурей и эмалей. Область применения: изготовление посуды, облицовочной плитки, декоративной керамики.
Одним из первых русских предприятий, выпускавших изделия из майолики, стал московский завод Афанасия Гребенщикова, основанный в 1744 году. Однако мировую известность этому материалу в России, как и всему отечественному декоративно-прикладному искусству XVIII века принесли произведения гжельских крестьян-керамистов. Быстро освоив и переработав у себя дома в Гжели европеизированную гребенщиковскую продукцию, они создали самобытное искусство и такой же оригинальный сосуд, как квасник. Этого успеха в майолике добились гжельские мастера в конце XX века. В конце XX века зародился еще один очаг керамического искусства: в Ярославле в 1992 году появилась производственная фирма "Майолика Павловой и Шепелёва".
Итальянская майолика Портал мечети в С-Петербурге декорирован майоликой
Суповая миска и блюдо из майолики, Квасники из майолики, созданные на заводе А. К. Гребенщиковазавод А.К. Гребенщикова
Фаянс
Фаянсовая посуда относится к разряду керамической посуды. Само слово фаянс произошло от названия города Фаэнца в Италии, где активно выпускалась керамическая посуда разных видов. В те времена фаянс использовали для изготовления посуды, облицовочной плитки, умывальников и унитазов, но с изобретением фарфора стали отдавать предпочтение новинке. Производили фаянс из смеси белой глины (каолин), полевого шпата и кварца, полученную массу обжигали в печи при высокой температуре и покрывали глазурью. Получаемое изделие чаще всего белого цвета с мелкопористой структурой на изломе. Черепок (обожжённая масса для изготовления изделий) фаянса характеризуется такими качествами как мелкопористость, хрупкость, плотность. Фаянсовая посуда внутри, как правило, белого цвета, снаружи покрыта бесцветной или цветной глазурью.
Первые упоминания о фаянсе связаны с историей Древнего Египта. Согласно имеющимся данным, фаянс производился в Египте и Месопотамии ещё в 4500 году до нашей эры. Правда, состав древнего фаянса сильно отличался от состава современного. В Месопотамии и Египте фаянсовые изделия изготавливали из кварцевой гальки с различными примесями: известняк, сода, железные и медные руды. До Старого Света фаянс добрался лишь в XVI веке. Сначала он под именем майолики выпускался в итальянских городах: Урбино, Фаэнца, Губбио, - а затем уже истинно фаянсовые изделия стали производиться в Сен-Порше во Франции.
На Руси фаянсовая посуда начала выпускаться в XVIII веке. На московской фабрике А. К. Гребенщикова мастера расписывали фаянс прямо по сырой эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова изготавливали фаянсовые изделия, покрытые разноцветными глазурями, делали посуду с печатными рисунками и с объёмными рельефами. Фаянс с синими рисунками производился на фабриках Гжели.
Посуда из фаянса, Посуда из фаянса
завод А.К. Гребенщикова
Фарфор
Фарфо́р (тур. farfur, fağfur, от перс. faghfur) — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Можно выделить два основных вида фарфора, мягкий и твердый, но это не значит что какой то из них крепче. Разница между ними заключается в температуре обжига, для мягкого фарфора температура требуется меньше и материал в процессе приготовления размягчается сильней, вплоть до деформации изделия. Для твердого фарфора в силу меньшего содержания флюсов температура для обжига требуется выше от 1400 до 1460 градусов цельсия. Изделия из фарфора можно сделать настолько тонкими, как яичная скорлупа, но они останутся довольно прочными для использования по назначению.
В России издавна были известны фарфоровые изделия из Китая и Германии. Но ввозной фарфор был очень дорог. В начале XVIII века были предприняты попытки организовать собственное производство фарфора, однако при Петре I они не увенчались успехом. Лишь при Елизавете Петровне в 1744 году в десяти верстах от Петербурга был основан первый фарфоровый завод - Императорский. В 1900-е годы исключительно на Императорском фарфоровом заводе стали применяться рельефные цветные эмали, которые использовал в своем творчестве художник Рудольф фон Вельде, создавая стилизованные растительные орнаменты. Излишняя густота красок, плохо растекающихся на глазурованной поверхности, ограничивает художника в свободе мазковой живописи и диктует ему свои законы. Рисунок, несколько примитивный на первый взгляд, всегда обрамлялся золотым контуром.
Тарелка из сервиза "Собственный" императрицы Елизаветы Петровны
Орловский сервиз (1760-е годы)
был предназначен для утреннего туалета и завтрака фаворита Екатерины Григория Орлова. Около 300 различных предметов: зеркало в фарфоровой раме, туалетные принадлежности (флаконы, коробки, шкатулки), разнообразная посуда для завтрака с монограммой, изображением трофеев, эмблем
Одним из самых ярких образцов стиля ампир в российском фарфоре
является знаменитый Гурьевский сервиз, созданный мастерами
Императорского фарфорового завода во главе с С. Пименовым, в период
с 1809 по 1816 годы.
Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 1966;