Изгоями становились вконец разорившиеся смерды, покинувшие общину, купцы-банкроты, дети духовенства, не научившиеся грамоте и т. д.
Холопы (челядь, рабы) – наиболее бесправная часть древнерусского государства. Личность холопа не защищалась законом.
За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес всегда его господин. Холоп не имел собственности, он сам был собственностью господина. Источниками холопства были: плен, брак с рабыней, рождение от рабыни, банкротство. В холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления, холопом мог стать беглый закуп. Кстати, закуп в отличие от холопа имел некоторые права и защиту закона.
Хотя рабов в Киевской Руси было много, но рабство не стало основой общественного производства. Оно осталось лишь одним из укладов. Главное значение имели феодальные производственные отношения.
Городское население в древнерусском государстве было свободнее крестьян. Городов на Руси насчитывалось тогда до 300. Они были центрами ремесла и торговли, военными опорными пунктами. Все городское население платило налоги. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления (в отличие от Запада). Города находились под княжеской юрисдикцией. Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все её статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое объединялось в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви.
Подводя итог по вопросу об общественном устройстве Киевской Руси, отметим следующее: все феодальные общества (древнерусское также) были строго стратифицированы, т. е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное лишь на эксплуататоров и эксплуатируемых было бы упрощением.
Государственный строй.Древнерусское государство представляло собой совокупность Киевского и местных феодальных княжеств, которые находились в вассальной зависимости от великого князя. Киевская Русь не была централизованным государством. Как и другие государства этого периода, Русь была «лоскутным» государством. Местные князья обязаны были участвовать со своей ратью в походах киевских князей.
Государственное единство Киевской Руси держалось на системе сюзеренитета-вассалитета. Вся структура государства покоилась на лестнице феодальной иерархии. Вассал зависел от своего сеньора, тот – от более крупного сеньора или верховного сюзерена. Вассалы обязаны были помогать своему сеньору (платить ему дань, участвовать в его военных экспедициях). В свою очередь сеньор обязан был защищать вассала от посягательств соседей и прочих притеснений.
С укреплением феодального землевладения местные княжества усиливаются и все в меньшей степени нуждаются в помощи великого князя. К середине XI в. новые политические центры настолько усилились, что единое древнерусское государство в XII в. распалось на ряд самостоятельных княжеств. Пока же, рассматриваемый нами период (X – XI вв.), Древнерусское государство по форме правления было типичной раннефеодальной монархией. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великий князь киевский сосредоточил в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Он возглавлял всю военную организацию древнерусского государства. Основу военной организации составляла великокняжеская дружина, дружины местных князей, а также ополчение. Князь Владимир Мономах вспоминал в конце жизни о своих 83 больших походах. Внешние функции государства великие князья выполняли не только силой оружия, но и дипломатическим путем. Дипломатическое искусство Древней Руси находилось на европейском уровне. Переговоры вели сами князья, они же иногда возглавляли посольства, направляемые в другие страны. Выполняли князья и судебные функции.
Фигура князя возникла в результате эволюции власти, принадлежавшей племенному вождю. Князья периода военной демократии были выборными. Великокняжеский киевский престол передавался по наследству, сначала по принципу старшинства[1], т.е. старшему в роде, а затем «отчины», т.е. от отца к сыну.
Великий князь хотя и был монархом, но не мог обойтись без Совета крупных феодалов. Юридически он никак не был оформлен, но имел серьезное влияние на князя. В Совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины, т. е. княжьи мужи. Иногда в древнерусском государстве созывались феодальные съезды, в которых принимали участие крупные феодалы. Съезды решали междукняжеские споры, вопросы о войне. На одном из съездов была принята Правда Ярославичей – важная составная часть Русской Правды.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 930;