Космология Аристотеля.
Переходя к Аристотелевой космологии, скажем, что в данной сфере Аристотель далеко не новатор, наоборот: он фиксирует, на языке философии формулирует картину мира, такого, каким его видели его современники и бесчисленные поколения до него. И бесчисленные поколения после будут жить в мире, каким его описал Аристотель. В мире, в центре которого находится Земля (а Солнце, как и другие планеты, вращается вокруг нее, прикрепленные к неким небесным сферам).
Лишь в 16-м, 17-м веках система мира Аристотеля-Птолемея будет поколеблена и после продолжительных яростных баталий вытеснена системой Коперника и Галилея.
Согласно Аристотелю, за орбитой Луны законы привычного нам мира не действуют. Небесные светила, по Аристотелю, представляют собой духовные сущности, не имеющие (или практически не имеющие) материального субстрата (следуя Аристотелю, мы бы не смогли назвать их «телами»). Вещь этого мира (например, человек) за пределы лунной орбиты переместиться бы не смогла (поскольку это – тело, имеющее материальный субстрат). Небесные светила, согласно Аристотелю, - исключительно объекты созерцания (бестелесные сущность, которые можно только наблюдать).
Это - духовные сущности, совершенством своим превышающие человека (а, следовательно, – не нечто неодушевленное). Аристотель пишет, что обычные люди не так уж не правы, называя Венеру или Марса «богами».
Небесные объекты совершеннее человека и земных тел. Наиболее совершенный вид движения – круговое, поэтому звезды, Солнце и Луна движутся по кругу. Менее совершенные небесные светила (планеты, кометы) движутся более сложным образом.
Остался последний уровень, он и в пространственном смысле, по Аристотелю, выше всего. Перводвигатель или божественный Ум является, согласно Аристотелю некой границей мира, его абсолютным верхом.
Перводвигатель не движется. Он совершенен. В противоположность камню (просто веши) он есть чистая форма без материи (в то время, как камень – почти что чистая материя). Он завершен, это есть чистая энтелехия, осуществленность.
Эта последняя сущность занята наиболее достойным делом: она мыслит, и мыслит то, что из всего существующего является наилучшим, то есть самого себя.
Перводвигатель движет все сущее (является последним источником всего движения в мире). При этом Аристотель не мыслит Перводвигатель наподобие некоего мотора, пускового механизма, «заводящего» мирозданье (такое уподобление будет характерно для совсем другой эпохи, для «механицизма» 17-го, 18-го веков). Перводвигатель ничто не толкает, не приводит в движение механическим образом. Просто он - наилучшее, то есть – предмет стремления и любви всего прочего, что существует.
Перводвигатель неподвижен и совершенен, занят тем, что мыслит сам себя, а все сущее к нему стремится, он является его конечной целью. Очевидно, напрямую это относится к небесным светилам (которые Аристотель понимает как духовные сущности), (очевидно, они сообщают движение всему остальному).
Аристотелев Перводвигатель не творит мир, он является его «причиной» в смысле конечного источника движения. Сам же мир, по Аристотелю, не сотворен, не имеет начала во времени. /Аристотель пишет, что невозможно помыслить начало времени, следовательно, оно было всегда/. /Невозможно помыслить начало движения, оно всегда имело место. Аристотелев мир стабилен, не имеет начала (и конца) во времени. Но при этом – ограничен в пространстве. У него есть абсолютный низ (земля, то, что находится на земле) и абсолютный верх. Перводвигатель – это и пространственная граница мира, все него ничего нет, никакого «вне» (согласно Аристотелю) не существует.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 785;