АЗБУКА ФИЗИОГНОМИКИ

...Конец XVIII века. Старый замок на юге Франции. Слуга докладывает графу Лебрену о прибытии гостя. Вскоре друзья оживленно беседуют в библиотеке, где старинные фолианты соседствуют с картинами в богатых, хотя уже ветхих золоченых рамах, охотничьи трофеи — с античными скульптурами. Раздается бой часов, распахиваются дверцы в них и появляются механические человечки — музыканты, исполняющие менуэт... Гость поднимается и откланивается, хо­чет уйти, но... учтивый хозяин вдруг бросается на него, заламывает ему руки и выхватывает спрятанный у гостя писто­лет. Приятель сознается, что решил покончить жизнь самоубий­ством и приехал повидать друга в последний раз.

— Но как Вы об этом узнали? — недоуменно вопрошает он.
И в ответ слышит:

— Я ученик великого Лафатера.

Другой ученик Лафатера — Кюбисси, проходя через гостиную парижского судьи Ланжа, был поражен одним из висевших на стене женских портретов и остановился, чтобы лучше рассмот­реть его. Спустя четверть часа судья, не дождавшись Кюбисси, принялся искать его и нашел стоящим на том же месте с устрем­ленным на портрет пристальным взором. «Что Вы скажете об этом произведении? — спросил судья. — Не правда ли, красивая женщина?» — «Несомненно, — отвечал Кюбисси, — но если портрет сделан удачно, то его оригинал обладает, по-види­мому, черной душой; это, должно быть, сам дьявол?!» То был портрет знаменитой отравительницы Бренвилье, столь же про­славившейся своей красотой, сколь и злодеяниями, которые и привели ее на эшафот.

Скорее всего это легенды, но слава швейцарского пастора, богослова, моралиста и поэта Иоганна-Гаспара Лафатера (1741— 1801 гг.), стоявшего у истоков физиогномики, была действительно велика. Несмотря на множество ошибок и заблуждений, он был первым исследователем, доказавшим взаимосвязь между «движе­ниями души», психическими процессами и эмоциями, выражае­мыми мимикой.

 

Все свободное время Лафатер отдавал писанию портретов сво­ей паствы, которые выполнял в филигранной манере мастеров эпохи Возрождения. Часами он изучал черты их лица, старался разгадать характер, склонности, особенности. При тогдашней религиозности людей и тайне исповеди он всегда имел возможность проверить свои предположения. Популярностью Лафатер затмил императоров и королей. На его физиогномиче­ские сеансы съезжались со всей Европы, ему привозили детей, возлюбленных, больных, присылали портреты, маски, слепки. Им восторгались, его боготворили, но и побаивались. По свидетельству современников, знаменитый авантюрист, блестя­щий граф Калиостро избегал встречи с Лафатером, хотя, оставаясь до конца своих дней простодушно-наивным и рассеян­ным, пастор стремился увидеть европейскую знаменитость, о которой ходили слухи, что ему 350 лет, что он маг и чародей и может превращать простые металлы в золото. Лафатер дружил с Гёте и оставил восторженное описание его лица. «Его разум всег­да пронизан теплым чувством, а чувства всегда ярко освещены разумом. Обратите внимание на форму этого теплого лба, на этот быстрый, пронзительный, влюбленный и подвижный глаз, не очень глубоко сидящий под чуть изогнутыми веками, на вырази­тельный нос, на этот по существу очень поэтический переход К. верхней губе, на мужественный подбородок и открытое крепкое ухо. Да найдется ли человек, который не видел бы, что это лицо гения!» Искусство Лафатера субъективно. Талант, по­множенный на кропотливый многолетний труд, позволил ему достичь блестящих результатов. Но это было искусство интуиции, догадки, которое умерло вместе с ним.

Лафатер утверждал, что по чертам лица можно узнавать внутреннюю сущность человека. Это учение, или «система», по­лучило название физиогномонии (совр. — физиогномика). Вот как сам Лафатер определял, что он понимает под этим термином: «Я называю физиогномонией способность познавать внутреннюю сущность человека по его внешности, замечать некоторые естественные признаки, не сразу бросающиеся в глаза».

Лафатер считал, что по выражению глаз и очертанию рта можно судить не только о настроении человека в данный момент, но и о его характере вообще, потому что люди сами «отрабатывают» свою внешность в зависимости от того, каким, по их представлению, должно быть выражение лица соответст­венно общественному положению. Поэтому существуют харак­терные черты придворного, юриста, врача, военного, государ­ственного деятеля и др.

Учение Лафатера произвело большое впечатление на совре­менников. Популярность его как автора философских и этиче­ских сочинений еще более способствовала этому. Среди приверженцев нового учения был и великий Гёте, который помо­гал Лафатеру при создании его сочинений по физиогномике.

В России у Лафатера также было много сторонников. К ним, в частности, принадлежал Н. М. Карамзин. Путешествуя в 1789—1790 гг. по Европе, он посетил Лафатера и получил от него рукопись «Сто физиогномических правил», о чем рассказал в своих «Письмах русского путешественника». Вернувшись в Россию, Карамзин усиленно пропагандировал учение Лафатера и распространял его сочинения.

Физиогномика как наука пока не получила всеобщего признания, однако судить об истинности ее основных положе­ний следует исходя из опыта. Воспользуемся трактовкой фи­зиогномических данных (носа, бровей, глаз), которую приводит в своей книге американский психолог профессор Т. Map, и попытаемся использовать ее пусть сначала для характеристики своих знакомых и близких. Итак, проверим, можно ли судить о характере и способностях человека по форме элементов его лица.

Рис. 1. Форма носа.

НОС. Длинный нос характерен для человека консервативного, гордого, обладающего большими творческими возможностями, однако лишенного деловых качеств. Люди, у которых нос с горбинкой, заносчивы, у них плохие отношения с подчиненны­ми. Кончик носа в форме капли знаменует успех в делах. «Орли­ный» нос — признак человека неустойчивого, мстительного. Курносый нос свидетельствует о не очень крепком здоровье, а слишком курносый встречается у тех, кто живет беспечно, не заботясь о завтрашнем дне.

Согласно концепциям восточных физиогномистов, нос отра­жает особенности духовной жизни человека. Считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и оформленные крылья. Слишком большие ноздри свидетельствуют о личностных дефектах. Человек с идеальным носом имеет натуру льва — отли­чается мужеством, страстностью, напористостью. Окружающим нравятся люди с красивым носом. Отсюда следует, что обла­датель красивого носа — сильная личность.

Длинный нос, как правило, считается признаком ярко выра­женной индивидуальности. Здесь выделяются самые различные оттенки: длинный нос, хорошо сбалансированный с глазами, ртом и подбородком, свидетельствует о сильной натуре. Корот­кий нос говорит об открытости души и оптимизме. Костлявый длинный нос — показатель гордости, высокомерия, неуживчиво­сти. Костлявый длинный нос с выраженной горбинкой нередко принадлежит хмурому человеку; если переносица у такого носа слишком впалая, деформированная или испещрена горизонталь­ными рытвинами, — это признак недомогания, однако при общей сбалансированности лица этот признак не доминирует. У японцев идеальной считается высокая и ровная переносица — кстати, такая переносица бывает у здоровых людей. .

Многое может сказать кончик носа. Человек, у которого кончик носа напоминает подвешенную каплю, обычно жизнера­достен, следовательно, он процветает; если кончик носа напоми­нает клюв орла, такой человек проницателен, хитер и нередко злопамятен. Полный, большой луковицеобразный кончик носа — свидетельство сердечности и теплоты. Поднятый, с выпячен­ными ноздрями нос означает своеволие, несдержанность, распущенность. Раздвоенный кончик носа — свидетельство робости. Слишком маленькие ноздри говорят об уступчиво­сти, широкие крылья носа — о самомнении. Красный нОс — непорядочность, красный пористый нос («испорченный апель­син») часто принадлежит пьяницам. Темные пятна на носу — признак физического неблагополучия. Резко выделяющийся на лице нос у женщин, как правило, указывает на неблагополуч­ную жизнь в молодости, однако это становится явным только после 35—40 лет.

БРОВИ. Брови, поднимающиеся к центру лба, — признак пылкого воображения. Брови, поднятые вверх треугольником, свидетельствуют о сильном характере, их обладатель легко превращает свои замыслы в дела. Брови, образующие одну линию, предвещают неспокойную жизнь в возрасте 30—35 лет, однако человек с такими бровями в силах преодолеть все трудности. Идеальные брови — продолговатые, широкие, густые, гармонично обрамляющие глаза — признак человека разумного. Маленькие, бесформенные брови обычно встречаются у людей неуравновешенных.

По мнению японцев, идеальными следует считать широкие, длинные брови. Пропорциональность развития бровей (форма, цвет, густота) указывает на сбалансированность эмоций, ума и характера. Жесткие, щетинистые брови свидетельствуют о противоположном. Согласно мнению физиогномистов брови отражают взаимоотношения с ближайшим окружением. Прият­ная форма бровей сигнализирует о том, что их обладатель ладит с окружающими.

Когда густые брови на внешних концах вздыблены, говорят, что это признак щедрости души и мужества. Такого человека считают рожденным для успеха. Опущенные внешние концы бро­вей указывают на застенчивость. Когда же по структуре и Цвету такие брови кажутся безжизненными, считается, что это следствие истощения внутренней энергии. Если у мужчины ровные и длинные брови, да притом приятная на вид кожа, он слывет интеллектуалом. Женщина с такими бровями считается кокеткой, от нее можно ждать любой выходки. Короткие брови всегда означают противоположное. Однако короткие, но густые брови говорят о взрывной натуре их обладателя. Если брови густые и щетинистые, их хозяин — «дьявольская» натура. Щетинистые брови всегда указывают на строптивость,, упрямство, бескомпромиссность. Густые, тяжелые, соединяющиеся на пере­носице брови означают неодолимое стремление к лидерству. Женщина с такими бровями обладает сильным характером, она не подходит для традиционной роли домашней хозяйки. Высоко расположенные брови — признак целеустремленности. Брови, расположенные очень низко, говорят об обратном.



 


Рис. 2. Форма лба.

ЛОБ. Если верхняя сторона треугольника широкая, это приз­нак верного товарища, практичного, делового человека, ко­торый больше интересуется служебными делами, чем домом, семьей. Узкая верхняя сторона треугольника свидетельствует о возможности семейных неурядиц. Такой лоб говорит о незави­симом характере. Волосы артиста, художника, словом, человека творческого часто растут в форме буквы М. Такие люди не забо­тятся о завтрашнем дне. Ломаная линия волос говорит о трудном детстве.






 


 





 


Рис. 3. Морщины лица.

МОРЩИНЫ. Короткие, с неправильными очертаниями мор­щинки на лбу — признак здоровья. Одна, но четко выраженная морщина поперек лба — признак везения. Две или три попереч­ные морщины и пересекающая их вертикальная говорят об ус­пехах в будущем. Это знак долголетия и славы. Две короткие, но глубокие морщинки между бровями бывают у мыслителей и хороших администраторов. Глубокие складки, идущие от ноздрей к губам, — признак долгой жизни и больших успехов.

В начале XX века крупнейший исследователь мимики К. Хутер дал подробное описание того, как по пропорциям основных частей человеческого лица можно понять сущность личности, увидеть напряжение силы воли и стремление к самовоспитанию, противоречие между благоразумием и идеальными устремления­ми, с одной стороны, и чувственными импульсами и низмен­ными инстинктами — с другой. Ученый считал, что исходя из пропорции лица можно судить о склонности к само­дисциплине и самовоспитанию, к спокойному сознательному или инстинктивному и неосознанному образу жизни.

Человеческое лицо Хутер делит на три основные части: 1) лоб, форма которого определяет образ мыслительной деятельности, реальное понимание жизни; 2) средняя часть, отражающая степень чувственности и нрав, душевную глубину и внутреннее содержание. В частности, глаза и рот информируют о преобла­дающей в данный момент мыслительной деятельности, направ­лении мысли, нос — о жизненной воле или обусловленном ею характере, на форму и выразительность носа существенно влияет внешний вид лба и нижней части лица; 3) нижняя часть, которая дает представление об энергии человека, его любви к наслаждениям и о низменных инстинктах, выявляет стрем­ление к собственной выгоде и эгоизм.

Величина и ширина лба и нижней части лица позволяют судить о силе эмоций, а средней части — наоборот, о тонко­сти чувств и нежности. Маленькая, узкая средняя часть лица указывает на тонкие душевные чувства, массивная — на волю и самолюбие, любовь к внешним проявлениям и недостаточно тонкие чувства. Утончение и дифференцирование внутренней жизни оживляют среднюю часть лица, особенно вблизи носа и глаз. Обеднение, огрубение внутренней жизни также отражаются на форме лица.

По соотношению частей лица Хутер предлагает определять характер и темперамент человека (рис. 4). Вот несколько примеров.

1. Лоб, средняя и нижняя части лица одинаковой высоты. Человек с таким лицом обладает гармоническим равновесием между физиологией и эмоционально-интеллектуальной сферой. Активность, стремление к наслаждению и ощущение радости жизни управляются у него мыслительной деятельностью. Ему свойственно правдолюбие в сочетании с жизнерадостностью и любовью к труду. Он непринужден, но сдержан, серде­чен, оживлен и коммуникабелен, но с развитым чувством

 

Рис. 4. Соотношение частей лица.

собственного достоинства, не скован и благодаря врожденной диспозиции находится в гармоническом равновесии.

2. Лоб и нижняя часть лица имеют одинаковые размеры, а
средняя часть несколько длиннее.
Длинный нос в данном случае
не нарушает гармонии форм, и, поскольку они достаточно
утонченны, здесь также мы видим гармоничное жизненное
направление и благородную жизнь чувств. Такой человек обла­
дает представительностью, его отличают выдержка и талант, гар­
монично-благородная сущность.

3. Лоб маленький, средняя и нижняя части лица большие.
Такой человек импульсивен и груб, стремление к проявлению
силы и воли у него доминирует над чувствами и разумом.
Он проявляет смелость, отвагу и пытливость, обладает агрессив­
ностью и большой силой убеждения, склонен к безрассудному
применению энергии, способен пренебречь даже наслаждения­
ми, очень взыскателен к себе.

4. Лоб и средняя часть лица длинные, нижняя часть лица
короткая.
Такой человек силой воли, острым и холодным
интеллектом добивается большего, чем позволяют его физичес­
кие способности. Он упорен, не признает «нежностей», форма­
лист, строг, педантичен. Наряду с выдающимися способностями
проявляет отрицательные склонности.

5. Нижняя часть лица длинная, средняя несколько короче,
лоб еще короче.
Полная, мягкая и большая нижняя часть
лица указывает на жажду наслаждений. Вся мыслительная
и умственная деятельность такого человека ориентирована на
это. Он практичен и приземлен, не склонен к перемене мест,
консервативен во взглядах. У него нет ни эмоциональных,
ни духовных взлетов. Его трудно расшевелить, однако если это
удается, то так же трудно остановить.

6. Нос маленький, лоб и нижняя часть лица большие.
Интеллектуальная жизнь у такого человека столь же высока, как
и стремление к удовольствиям. Он впечатлителен, мягкосерде­
чен, добродушен. Ему свойственны душевное тепло и эмоцио­
нальное сопереживание. Он с трудом делает карьеру.

7. Нос слишком маленький, курносый, лоб и нижняя часть ли ца длинные. Разум и чувственные инстинкты у этого человека сильны и расходуются необузданно. Он агрессивен, нагл и полон внутреннего беспокойства, обладает пробивной силой, вспыльчив, внутренне анархичен. Мыслительная жизнь бывает активной, но в работе отсутствуют дисциплина и терпение. Обладая высоким интеллектом, он любит «вставлять шпильки», поднимает проблемы и высказывает острые критические заме­чания, но сам не может устранить недостатки и создать что-то лучшее, однако богат идеями, что придает ему известный блеск.

8. Нижняя и средняя части лица маленькие, лоб высокий.
Такие пропорции . характеризуют человека мысли и чувств.
Активность и жажда наслаждений у него отстают. Он прост
и скромен, обладает интуицией, нежен в чувствах, склонен к
самоотречению и бескорыстию, жертвенности, верен своему иде­
алу. Психическая глубина сочетается у этого человека с
честностью.

9. Лоб длиннее, чем нос, а нос длиннее, чем нижняя челюсть.
Такие пропорции характеризуют человека с высоким духом,
который разумно регулирует жизнь чувств, владеет инстинктами
и при этом служит высоким жизненным идеалам.

Профили 1, 2, 8 и 9 свойственны натурам творческим, верным жизненным идеалам. Они гарантируют идеальный жизненный прогресс и счастливое развитие. Профили 3 и 5 харак­терны элементарным личностям, сильным в деятельности, а также в покое и наслаждении. Они ориентируются на реаль­ную жизнь и хорошо чувствуют себя в ней. Профиль б занима­ет промежуточное положение между двумя названными груп­пами. Профили 4 и 7 принадлежат интеллектуально одарен­ным людям, но «проблематичным» по характеру и в общем действующим скорее отрицательно (из-за твердости и критично­сти натуры).

ГЛАЗА. Издавна они считались «окнами души». По глазам всегда определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза, по мнению физиогномистов, излучают свет и тепло. Они хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку.

В оценке характера и судеб людей глаза занимают централь­ное место. Трактаты по физиогномике рекомендуют начинать «чтение» лица именно с глаз. Однако следует иметь в виду, что наиболее достоверную информацию можно получить от глаз человека, которому уже за 40, т. е. когда все личностные признаки устоялись.

Большие глаза обычно указывают на чувствительность души, нередко на мужество и даже на стремление к лидерству. Глаза малого размера чаще принадлежат замкнутым, иногда самодо­вольным и упрямым людям. Нередко такие люди отличаются удивительным постоянством. Широкая радужная оболочка — признак мягкости и спокойствия, узкая — свидетельствует) о несбалансированности внутренних процессов, что неблагоприят­но отражается на взаимоотношениях с окружающими. По цвету радужной оболочки можно судить о наличии или отсутствии жизненной силы: черный, коричневый и зеленый — энергич­ность, голубой — чувствительность, светло-коричневый — застенчивость.

Посадка глаз также говорит о многом: оба глаза на одной горизонтальной линии — благоприятный признак; глаза скошены книзу — у мужчин решительность, у женщин неблагоразумие; если верхнее веко слегка опущено — это признак зрелости, если сильно, то у мужчин это означает истощение энергии. Неприятный цвет опущенного века свидетельствует о физиологи­ческих отклонениях; разбухшее нижнее веко — признак бурной жизни; слишком провисшее нижнее веко говорит о бесконтроль­ности влечений; вздутые веки (верхние и нижние) — усталость от жизни. Если внешние уголки глаз утопают в сети расходящих­ся морщинок — это признак проницательности.

Японцы так различают типы глаз. Большие, с живым блеском — глаза дракона. Такими глазами наделен человек, пользующийся властью. Удлиненная форма глаз с загнутыми вверх венчиками — глаза сфинкса, утонченная натура. Большие глаза с многочисленными складками на веках — глаза льва, ими наделены лидеры. Узкие, вытянутые по форме глаза с двой­ными, тройными веками бывают у слона, они, как правило, характерны для тучных людей, спокойных по характеру. Круглые, с желтоватым блеском — глаза тигра. Узкие, малень­кие глаза с черно-желтой радужной оболочкой — глаза овцы; глаза с треугольным разрезом и провисшими веками — глаза лошади; глаза с изломом верхнего века и тусклой радужной оболочкой — глаза вепря; глаза с чрезмерно широкой радужной оболочкой — глаза волка. В Японии различают до 40 типов глаз, и все они отождествляются с глазами животных. Поведение, характерное для такого животного, приписывается обладателям соответствующего типа глаз.

УШИ. Восточная физиогномика уделяет внимание и ушам. При «чтении» лица опираются на общее правило: хорошо оформленное ухо Свидетельствует о счастливом детстве, бесформенность и бледность ушей говорят о влиянии неблаго­приятных факторов. Слишком большие уши почти всегда сви­детельствуют об изъянах личности, слишком малые — тоже о неблагополучии.

По ушам и их положению на голове судят об интеллекте и характере. Верхняя кромка ушей: выше уровня бровей — высокий интеллект; на уровне глаз — интеллект выше среднего; ниже уровня глаз — средний или даже низкий интеллект. Ухо без хо­рошо оформленной мочки указывает на несбалансированность личности. Мочка длинная — беспечность, мочка маловы-раженная — щепетильность. Люди с очень большими мочками на Востоке считаются мудрецами. Если мочка уха слегка подается вперед — это душевность. Внутренний ободок уха является показателем эмоциональных переживаний: если ободок втянут — сдержанность, если выпячен — несдержанность. Предпочтение отдается розовому цвету ушей; желтизна или голубизна ушей считается признаком недомогания. Темный цвет кожи около передней и верхней части уха — скрытое заболевание. Родинки внутри уха — неблагополучие.

РОТ. Это наиболее выразительная часть лица. Плотно сжатые губы и стиснутые зубы свидетельствуют о реши­тельности, настойчивости, плотно закрытый рот — о целе­устремленности человека, его решимости, твердости. Напротив, расширение ротовой щели (особенно некоторое отвисание нижней челюсти) выражает снижение психической актив­ности личности. Особое значение имеют уголки рта. Ч. Дарвин справедливо считал опущенные книзу уголки рта рудиментом плача. Действительно, при плаксивом настроении и депрессии уголки рта опущены. Человек может шутить, казаться активным, но уголки рта выдают его подавленное состояние. Искривление одного угла рта, сопровождающееся временной асимметрией лица, — выражение иронической усмешки.

Физиогномика позволяет по форме и размеру рта определять внутреннюю энергию человека. Японцам импонирует большой рот у мужчин и маленький у женщин. Женщина с большим ртом считается мужественной, что не очень нравится




 


 


Рис.5. Усмешка и смех (рисунок П. Рубенса).

 

мужчинам. Общее мнение: люди с малым ртом озабочены борьбой за выживание, наделены слабым характером. Тонкая линия закрытых губ говорит о щепетильности характера. Человек с большим ртом и опущенными уголками губ обладает сильной волей, трудно поддается влиянию. Посто­янно подергивающийся рот («рот лошади») является признаком невротичности.

Небольшой по размеру рот в форме дуги (уголки губ проявляют тенденцию опускаться) принадлежит чувствительной натуре. Выпуклые, большие губы — свидетельство успеха. Симметричное (без ■ перекосов) открывание рта говорит о сба­лансированности эмоций. Если к обеим сторонам рта спускаются морщины — это признак нелегкой жизни. Если же такие морщины идут к уголкам губ от крыльев носа (создается кольцо рот — нос) — это свидетельство коварства. Рот, одна сторона которого опущена, часто при­надлежит упрямцу. Верхняя губа явно выступает над нижней — нерешительность, нижняя выпячена дальше верхней — эго­истичность. Морщины над губами — естественный признак старения. Часто тонкие морщины сигнализируют о слабом здоровье. Морщины, глубоко врезавшиеся в губы, иногда говорят о процветании в молодости и лишениях в зрелые годы.

Обладатель губ «бантиком» — человек активный, способ­ный быстро решать самые разнообразные вопросы. У человека с вытянутыми губами дела идут плохо, его легко обмануть.

«Читать» лицо можно двумя способами: путем наблюдения со стороны и в процессе беседы. Второй способ предпочтитель­нее. Однако в обоих случаях сначала определяют форму лица. Японские физиогномисты различают продолговатую, треуголь­ную, трапециевидную, квадратную и круглую форму.

Продолговатое лицо по форме близко к прямоугольнику. Японцы утверждают, что большинство правителей их страны имели именно такую форму лица. Продолговатость свидетель­ствует об интеллекте, чувствительности, уравновешенности. Нередко человек с такой формой лица расчетлив и рассудите­лен. Говорят, что такие люди обладают организаторским талантом, кроме того, у них ярко выражена целеустремленность.

Для треугольного лица характерны высокий и широкий лоб, выступающие скулы, небольшой, но костистый нос, глубоко посаженные глаза, малый по размеру и слегка выпяченный подбородок. В зоне между скулами и подбо­родком на таком лице мало плоти. Считается, что человек (мужчина или женщина) с таким лицом обладает высокой чув­ствительностью. Треугольная форма лица в Японии воспри­нимается как признак высокой одаренности. Вместе с тем в характере человека с треугольным лицом японцы выделяют и такие черты, как хитрость и неуживчивость. Эти люди, считают физиогномисты, не склонны к привязанности и преданности. Говорят, что среди шпионов и изменников больше всего людей с треугольной формой лица.

Трапециевидная форма лица имеет много общего с тре­угольной. Для этого лица характерны широкий лоб и слегка суженный (но не заостренный) подбородок. Считается, что человек с такой формой лица является интеллигентным, чувствительным, артистичным, при этом ему не свойственны черты борца. Женщины с явно выраженной трапециевидной формой лица отличаются оптимизмом. Они.живут счастливо, создавая приятную атмосферу для окружающих.

Квадратная форма лица обычно принадлежит суровому, мужественному, нередко бессердечному типу. Такие люди, как правило, тугодумы, часто грубы, настойчивы. Наиболее яркой чертой их характера является решительность. В об­щении они прямолинейны и откровенны. Люди с квадратной формой лица обладают неутолимой жаждой успеха. Из них получаются хорошие исполнители, хотя сами они настой­чиво тянутся к лидерству. Женщины с такой формой лица отличаются стремлением к доминированию.

Круглая форма лица ассоциируется в Японии с добро­душием, мягкостью, миролюбием. Нередко люди с круглой формой лица являются гурманами, они любят комфорт, хорошую компанию и не стремятся к славе. Вместе с тем таким людям не чуждо честолюбие. Если же у человека с круглой формой лица высокая переносица, выступающие скулы, горящие глаза, его считают целеустремленным. Из таких людей, считают физиогномисты, получаются лидеры и полководцы.

Искусству «чтения» лица способствует знание мимики.

На основании сочинений физиогномистов прошлого века составлено описание мимического выражения разного рода психических состояний человека: мимика мысли, гордости, унижения, лицемерия, страдания, ненависти, удовольствия, любви, расположенности.

Что же такое мимика? Врожденное ли это качество или оно приобретается человеком в процессе воспитания посредством подражания, множественных повторений ситуаций и т. д.? По-видимому, и то и другое. Изучение структуры нервной системы лица наводит на мысль, что в основе мимики лежат спонтанные реакции, видоизменяющиеся под влиянием социального опыта, произвольных мимических движений. На чем же базируется это утверждение? Были проведены исследования мимики людей, слепых от рожде­ния, и зрячих. Слепые не могли научиться мимике, не были способны подражать ей в процессе роста и воспи­тания. И тем не менее мимика страха, гнева, радости была у тех и других одинаковой. Более того, интенсивность этих эмоциональных проявлений у слепых была даже большей — видимо, компенсаторно. С другой стороны, произвольные выразительные движения были у них ослаблены: сказывалось отсутствие подражания, опыта зрительного общения с другими людьми.

В наше невеселое время хотелось бы коснуться почти забытой многими мимики радости, которая имеет самый широкий диапазон проявлений — от улыбки до хохота. В мими­ческой картине радости могут принимать участие до 14 лицевых мышц — большая часть всей мимической мускулатуры.

Мимическое оформление смеха разнообразно. Различают две его модификации: искренний (от души) смех и смех неопределенный, вежливый, принужденный. При смехе глаз­ные щели сужаются, кожа лба растягивается, сглаживая морщины, в уголках глаз появляется множество мелких морщинок, носогубная складка обозначается резче, губы широко растянуты, видны зубы. Интересна мимика скрываемого смеха, попытка подавления улыбки или смеха в каких-то ситуа­циях: веселое выражение глаз и мелкое дрожание нижней части лица. В таких случаях люди прибегают к маски­рующим действиям — начинают сморкаться, кашлять, тереть лицо пальцами. Были попытки по смеху определять характер человека. Люди, исключительно хорошо воспитанные, вежли­вые, смеются так, что в их смехе слышно окончание э-э, е-е, еэ-ээ. У простодушного добряка слышится хо-хо-хо, у самолюбивых людей — хе-хе-хе, у хитрых, склонных к злословию, а также у легкомысленных — хи-хи-хи, у лукавых, проницательных людей — ха-ха-ха, у фамильярных проста­ков — у-у-у. Конечно, такое определение смеха условно.

Точно установлено, что смех — наилучшая гимнастика для организма. Во время смеха расширяются легкие, в них поступает больше кислорода, усиливается сердцебиение, улучшается кровоток. Усиленно работает диафрагма, ритмично меняется внутрибрюшное давление (хороший массаж кишечника, желудка, почек). Психологи определили, что одну минуту смеха «от души» по благотворности воздействия на чело­веческий организм можно соотнести с 45 минутами спокой­ного отдыха. Когда же мы буквально «покатываемся со смеху», как на картине И. Е. Репина «Запорожцы», в легкие поступает примерно втрое больше воздуха, чем, скажем, во время сидения. Кроме того, по мнению ученых, все эти «хи-хи, ха-ха» являются прекрасной тренировкой голосовых связок. Словом, тот, кто хмур и невесел, вредит самому себе! Смейтесь хотя бы 10 минут в день, и ваш сон станет спокойным, а бодрствование — рассудительным и энергичным.

По-видимому, нужно, чтобы в каждом печатном издании был уголок юмора, чтобы в эфире чаще звучали выступления

Рис. 6. Нефертити.

юмористов, чтобы вечером можно было посмотреть по телевизо­ру смешную передачу длительностью не менее 30 минут. Тогда люди станут красивее: ведь смех — это здоровье, а здоровье — спутник красоты.

Понятие о красоте человеческого лица весьма неод­нозначно у разных народов, в разные эпохи и в различных классах общества. Наше понятие о прекрасном в основном связано с европейской культурой. Каждая эпоха имеет свои представления о красивом лице. Стремительный и в то же время таинственно-нежный, неповторимо прелестный профиль египетской царицы Нефертити — общепризнанный эталон красоты — полон жизни, энергии (рис. 6). Древние ассирий­цы украшали свои бороды драгоценными каменьями. Ан­тичные скульпторы ваяли своих прекрасных богов с четкими, правильными чертами лица, бесстрастными и беспечальными. В средневековье, когда полыхали пожарища войн и костры инквизиции, — в эпоху мрака и упадка культуры, негра­мотности королей и забитости народов, господства схоластики и церкви, необыкновенно сильным было стремление возвы­ситься над обыденностью, преклонение перед светлым,

Рис. 7. А. Венецианов. Жница.

духовным, прекрасным. Красивое лицо, по представлениям того времени, должно воплощать аскетизм, суровость, отрешен­ность. Вспомните знаменитое полотно, где изображен бой Георгия Победоносца со змием, взгляните на бесстрастное лицо героя, поглощенного одной идеей. В блестящих лучах Возрождения появляются герои Леонардо да Винчи, Ми-келанджело Буонарроти — вновь правильные лица, но на них уже отпечаток живой мысли, раздумий. XIX век, Байрон: романтическая бледность лица, копна пышных, развевающихся волос — новый идеал красоты.

Конечно, как мы уже говорили, понятие о красоте различно у разных классов. Вспомним у Н. Г. Черны­шевского: «чрезвычайно свежий цвет лица и румянец во всю щеку — первое условие красоты по простонародным понятиям. Работая много, поэтому будучи крепко сложена, сельская девушка при сытой еде будет довольно плотной



 


Рис. 8. И. Вишняков. Э. Фермор.

это необходимое условие красавицы сельской. Светская полувоздушная красавица кажется поселянину невзрачной» (рис. 7, 8). Еще больше различия представлений о красоте у разных народов. Так, в некоторых странах Азии в прежние времена красивым считался мужчина с зачерненными и подпиленными зубами и отверстиями в губах и в носу.

Представление о красоте русской женщины, славянки у нас ассоциируется со словами Н. А. Некрасова:

«Есть женщины в русских селеньях

с спокойною важностью лиц,

с красивою силой в движеньях,

с походкой, со взглядом цариц».

 

ЛИЦО В КРИМИНАЛИСТИКЕ И МЕДИЦИНЕ

В начале XIX века в Вене появилось объявление о френологических лекциях Франца Иозефа Галля. Войдем и мы в притихший зал, сядем в пододвинутое предупредительным служителем кресло среди дам с обнаженными плечами и веерами, офицеров в эполетах и венгерках, священников в шелковых черных сутанах. На сцене человек в зеленом камзоле предостерегающе поднял палец; на небольшом столике с изогнутыми ножками белые черепа — людей, животных. «По выпуклости головы, — говорит Галль, — и выступаю­щим ее частям можно делать выводы о характере данного лица... И не случайно, если у одного человека сильнее выражена височная область, у другого — лобный или затылоч­ный бугор. И скаредность, и одаренность, и талант — все поддается определению при помощи моего метода. Я так формулировал основные четыре принципа своей системы: 1) нравственные качества и умственные способности — врожденные; 2) их проявление и их упражнение зависят от структуры мозга; 3) мозг — орган всех наклонностей, всех чувств, всех способностей; 4) мозг состоит из стольких частных органов, сколько есть наклонностей, чувств и спо­собностей, различающихся между собой. Преимущественное развитие какого-либо умственного или душевного качества отражается в увеличении соответствующего «органа», т. е. участка мозга, а поскольку мозг непосредственно соприка­сается с черепом, то форма мозга, а соответственно и его выпуклости отражаются на форме черепа, образуя возвыше­ния на его наружной поверхности. По ним и можно судить о преобладающих чертах характера».

В дальнейшем учение Галля было подвергнуто суровой критике и признано не только антинаучным, но и смешным. Анатомы категорически отвергли учение о френологии: никаких доказательств того, что способности человека каким-либо образом отражаются на конфигурации черепа, при вскры­тиях получено не было.

Однако Галль, несомненно, сыграл и положительную роль, побудив к исследованию мозговой ткани под микроскопом. Были открыты многие до того неизвестные свойства мозга, центры речи, письма, слуха, зрения. Правда, они от чрезмерной деятельности отнюдь не гипертрофируются, не приподнимаются и тем более никак не давят изнутри на череп. И все-таки Галль одним из первых выдвинул пробле­му «строение тела и характер», к которой наука вернулась много лет спустя и которая не решена до конца и по сей день. Поэтому вполне справедливы слова, начертанные на могиле Галля: «Будем благодарны ему за то, что он сделал, не упрекая за то, что он не смог сделать больше, и воздержимся от обвинений его в том, что он не выполнил того, на что другие и не осмелятся, хотя он и проложил путь, по которому они пойдут».

В 70-х годах прошлого столетия учение Галля, казалось бы, забытое, неожиданно получило странное и зловещее продолже­ние.

Из френологических трактатов итальянский судебный врач Чезаре Ломбрезо почерпнул, что в мозге человека якобы есть участки, из которых исходят побуждения к убийству, краже и другим порочным деяниям. Основываясь на этом, Ломбрезо провел наблюдение над 3 839 людьми, совершившими разного рода преступления, и исследовал 383 черепа казненных преступников.

В нескольких объемистых томах «Человек преступный», опубликованных в 1876—1881 гг., автор утверждал, что по внешнему виду конституции преступники имели отклонения от нормы для современного им человека, что у них появлялись рудиментарные признаки, свойственные первобыт­ному человеку, — скошенность лба с выдающимися лобными буграми, неспособность краснеть, переносимость боли, склон­ность к татуировке. «Убийцы большей частью брахицефалы, челюсти у них чрезмерно развиты, уши удлиненные, глаза стекловидные; воры — долихоцефалы1, для них характерны маленькие глаза. Мошенники и совершающие поджоги отличаются кривым носом», — делает вывод Ломбрезо. Всех нарушителей закона он делит на преступников «слу­чайных», преступников «по страсти» и «врожденных» преступ­ников. Бездоказательно отстаивая такую классификацию, пренебрегая социальными корнями преступности, Ломбрезо считал целесообразным для врожденных преступников во всех случаях применение принципа «элиминации», т. е. смертной казни.

Учение Ломбрезо о «врожденном преступнике» было с пре­зрением отвергнуто последующими поколениями врачей и юристов,

' Брахицефал — человек, у которого форма головы приближается к круглой, долихоцефал — человек с продолговатой формой головы.

 

Рис. 9. Нерон.

а само его имя стало нарицательным. Никаких особенностей в строении лица и головы преступников не было обнаружено. Судить по мимике о врожденной жестокости, склонности к асоциальным поступкам нет основа­ний.

И в то же время в выражении лиц самых жестоких в истории человечества тиранов и диктаторов можно найти некоторые общие черты. Присмотритесь внимательнее к портретам Нерона, Тамерлана, Ивана Грозного, Сталина, Гитлера, Берии, Гиммлера (рис. 9—15). Не правда ли, есть что-то общее в выражении лиц руководителей служб госбезопасности Берии и Гиммлера?

Характерные особенности лица используются с целью розыска преступников. Сцена в корчме из драмы А. С. Пуш­кина «Борис Годунов», несомненно, великолепная иллюстрация к словесному портрету:

«Первый пристав: — Алеха! При тебе ли царский указ?

Второй пристав: — При мне!.. (Читает). А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волосы рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая. Да это (Григорию), уж не ты ли?..»


 


 


Рис. 10. Тимур (Тамерлан).


Рис. 11. Иван Грозный.


Лет 100—150 назад во многих тюрьмах мира можно было наблюдать такую картину. На брусчатке внутреннего двора за высокими стенами казематов охранники водят узников по кругу, лица их обращены внутрь круга, где на стульях сидит несколько господ, закрыв лицо шляпами и ворот­никами, — сыщики. Многочасовая карусель заключенных устраивалась для того, чтобы сыщики запоминали их лица и могли распознать преступника на воле. Диккенсовский мистер Пиквик, попав в долговую тюрьму, был предупреж­ден, что с него «снимут портрет»: тюремщики должны знать в лицо всех арестованных, поэтому изучают анфас и профиль новичка, пока твердо не запомнят.

Способ узнавания лиц постоянно совершенствуется. Сей­час используется перечень вопросов, на основе которых составляется словесный портрет человека. Здесь данные не толь­ко о его росте, лице и манере одеваться, но и о примерном возрасте, телосложении, ширине плеч, типе шеи, бровей, глаз, губ, рта, носа. В словесном портрете могут детализироваться отдельные части лица. Так, ушную раковину может характеризовать более полусотни признаков. Конеч­но, такая система сложна, и криминалисты обычно руко водствуются 6—10 признаками.

 

Как правило, подробно перечисляются так называемые особые приметы — коронки на зубах, родимые пятна, татуировка, шрамы.

Параллельно с совершенствованием норм составления словесного портрета развиваются и иные способы распознава­ния — графический и фотореконструкции лица разыскива­емого человека. При графической реконструкции художник на основании рассказов людей, видевших этого человека, составляет его портрет. Дело это нелегкое — воссоздать образ неизвестного, и нередко такая попытка оказывается безуспешной. Использование фотографии в целях опознания имеет немалую историю. Впервые этот метод был применен в лаборатории Пьера Шабо — бывшего ассистента извест­ного французского криминалиста Локара. Он заключается в следующем. Свидетели, рассказывая о запомнившихся чертах лица разыскиваемого, выбирают из пачки предлагаемых им фотографий те, на которых отдельные черты лица имеют что-то общее с чертами лица преступника; на одной фотографии они считают похожим лоб, на другой — нос или уши. И уже из серии отобранных фотографий кри миналисты и фотолаборанты составляют комбинированный, схематичный портрет.


 

Такой условный, порой недостаточно полный фоторобот иногда оказывается очень полезным.

Несколько лет назад при расследовании преступления в одном из областных городов нужно было срочно установить личность человека. Был составлен фоторобот, и в газете появилось объявление «Следователь просит помочь». Указыва­лись личность мужчины и его приметы: на вид 40—45 лет, рост 165—167 см, среднего телосложения, волосы темно-русые, короткие, нос прямой, заостренный, глаза светло-карие, уши слегка оттопырены, все зубы нижней челюсти вставные, из белого металла, на верхней челюсти передние зубы из белого металла, лоб высокий, брови тонкие. Одет в серо-коричневые брюки с задним и боковыми прорезными карманами, коричневый шерстяной джемпер с продольным рисунком спереди, застегивающийся на пуговицы, зеленую рубашку военного образца. Имеет наручные часы «Кама» на светло-коричневом кожаном ремешке с орнаментом, на шее крестик из серого металла на красном шнурке. На теле татуировка: на груди — храм с флагом, витязь в шлеме, цветы, на спине — портреты, на правом бедре — русалка на ветке, сердце, пронзенное стрелой и кинжалом, на правой голени — якорь, спасательный круг и флаг, на левом бедре — два якоря, сердце, пронзенное кинжа­лом, кинжал, бутылка с рюмками по бокам, решетка, на левой голени — могила, крест с веткой наверху, на коленях — восьмиконечные звезды, на предплечье левой руки — цветы, на кисти у большого пальца над­пись «Вова». Особые приметы: на левой руке отсутствует часть большого пальца на уровне основного сустава. Вскоре поступили необходимые сведения: преступник был опознан.

Оригинальный метод опознавания лиц разработан во Фран­ции. Парижский врач Мишель Рено пришел к заключению, что оттиск губ может при идентификации личности сыграть гораздо более важную роль, чем отпечатки пальцев, поскольку структура поверхности губ абсолютно индивидуальна. Об­следовав несколько тысяч человек, доктор Рено не обнаружил даже двух идентичных оттисков губ; исключением явились близнецы, имеющие одинаковый оттиск. По мнению спе­циалистов, методика доктора Рено может оказаться полезной при идентификации жертв несчастных случаев или преступников, если ладони их деформированы.

Врачи по самой природе своей профессии склонны к фи-зиогномистике. Прототипом Шерлока Холмса, по свидетельству Конан-Дойля, был доктор Джозеф Белл — главный хирург Королевской лечебницы в Эдинбурге. Он отличался редкой наблюдательностью и мог по одному лишь внешнему виду больного, его одежде, жестам, выражению лица определить, что это за человек. Вот он проводит осмотр пациента в присутствии студентов: «Перед нами рыбак, господа! Это можно сразу заметить, если учесть, что даже в столь жаркий день наш пациент носит высокие сапоги. Загар на его лице говорит о том, что это сухопутный, прибреж­ный моряк, а не моряк дальнего плавания, открывающий новые земли. Загар этот явно возник в одном климате, местный загар, так сказать. За щекой у него жевательный табак, и он управляется с ним весьма уверенно. Свод всех этих умозаключений позволяет считать, что человек этот — рыбак. Да и, наконец, специфический запах позволяет судить о его занятии с особой определенностью».

Большое значение лицо имеет в диагностике заболеваний. Кожа лица, подкожная клетчатка, кровеносные сосуды, склера и радужная оболочка глаз, язык реагируют на любое заболевание, даже если пораженный орган находится далеко от лица.

 

Изменяется лицо и при социальных болезнях. Больные алкоголизмом выглядят старше своих лет — волосы у них седеют рано, становятся тусклыми, на лице множество морщин.

Кожа приобретает легкий желтушный оттенок который, однако, не всегда легко заметить из-за так называемого алкогольного румянца, обусловленного расширением подкожных сосудов щек, а иногда и носа. Существует даже выражение «нос пьяницы» — красноватый, слегка припухший. Мускула­тура лица у больного алкоголизмом вялая, причем больше других страдают круговые мышцы рта, из-за чего носогубные складки резко обозначены, свисает нижняя губа (рис. 16). Кроме того, у больного алкоголизмом, как правило, небрежный внеш­ний вид: нечищенная обувь, мятая одежда, несвежее белье, грязные руки, запущенные волосы.

 

Рис. 16. Лица алкоголиков.

 

Больные алкоголизмом порой пытаются скрыть свой порок, но внимательный наблюдатель без труда обнаружит за подчеркнутой чистотой одежды жесткость осанки, неестествен­ность позы, движений, жестов. В общении такой человек несдержан, возбудим, категоричен в суждениях, легко переходя от положительных выражений к отрицательным, гневным. Если в разговоре с больным упомянуть о спиртном, его глаза загораются, на лице появляется ухмылка. На вопрос, заданный осуждающим тоном, не пьет ли он, такой человек немедленно ответит отрицательно, причем сделает это демонстративно, с подчеркнутым возмущением.

К действию алкоголя на организм человека может быть приравнено влияние наркотических веществ — морфия, опия, кокаина, индийской конопли (гашиш или анаша).

Легкая степень отравления кокаином проявляется многоречи­востью, оживленной жестикуляцией, суетливостью, беспорядоч­ным поведением; типично расширение зрачков, которое сохраняется длительное время. Привычка нюхать кокаин приводит через некоторое время к изъязвлению и прободению носовой перегородки — деформации носа. Кокаиновым наркоманам кажется, что у них в коже и подкожной клетчатке находятся какие-то насекомые или черви, которые шевелятся и вызывают зуд, поэтому больные постоянно расчесывают кожу рук, лица, головы. У лиц, употребляю­щих морфий, опий или анашу, картина наркотического опьянения внешне близка к кокаиновой эйфории; отличием является то, что зрачки у них не расширены, а, наоборот, сужены.

Наркоман обычно неприязненно, брезгливо отзывается о людях, осуждающих наркоманию, и, напротив, благожелатель­но и душевно — о друзьях-наркоманах.

Зависимость от наркотика приводит к тому, что, стремясь его во что бы то ни стало приобрести, наркоман может пойти на самое тяжелое преступление. Типичен внешний вид в период неудержимого влечения к наркотику: блед­ное лицо, непрерывная зевота, слезящиеся глаза, постоянно переполненный слюной рот, насморк, потливость при малейшем физическом усилии, сочетающаяся с ознобом, «гусиной кожей»; характерны напряженность, боли в мышцах, двигательное беспокойство. Самостоятельно преодолеть влечение к наркотику наркоман не в состоянии. Лечение необходимо проводить в специализированном наркологическом учреждении с последую­щим длительным наблюдением в наркологическом диспансере и сменой ближайшего «наркотического» окружения.

По лицу человека можно судить и о других недугах. Лучше всех это известно врачам. Они знают признаки многих заболеваний, лабораторные, рентгенологические и другие

исследования только подтверждают или уточняют первоначаль­ный диагноз.

Характерно лицо при базедовой болезни (тиреотоксикозе): кожа блестящая, влажная, глаза широко раскрыты, редко мигают, взгляд как бы испуганный, неподвижный, верхние веки при опускании глаз полностью не прикрывают верхнюю часть глазных яблок, оставляя узкие полоски склеры.

Отеки под глазами бывают при заболеваниях почек. В случае нарушения работы желудочно-кишечного тракта, особенно при запорах, обложен язык, начинают лосниться лицо и нос. У онкологических больных лицо землисто-серого цвета с желтушным оттенком, глаза запавшие, обра­зуются многочисленные складки кожи, черты лица заостряются.

Кровоизлияния в склеру возникают при нарушении оттока крови из мозговых сосудов, что может быть вызвано гипертонической болезнью. Туберкулез всегда ставит свою грозную печать на лицо: оно истощено, бледно, с мра­морным оттенком, щеки пунцовые, лихорадочный румянец.

Среди тяжелых нервных заболеваний лицевой области наиболее частыми являются невралгии тройничного нерва и паралич лицевого нерва.

Невралгией тройничного нерва называют кратковременную мучительную пароксизмальную боль в зонах разветвления этого нерва на лице, причем в промежутках между приступами болей патологические изменения не обнаружива­ются. Невралгия проявляется болями либо в верхней (I ветвь тройничного нерва), либо в средней (II, наиболее часто вовлекаемая ветвь), либо в нижней (III ветвь) части лица. В тяжелых случаях приступ провоцируется, как правило, любым механическим воздействием на нижнюю челюсть (чистка зубов, еда, разговор). Характерно наличие «курковых» зон — сверхчувствительных участков, чаще расположенных вокруг рта и носа, малейшее прикосновение к которым вызывает мгновенную чрезвычайно интенсивную боль в опреде­ленной зоне лица, подобную боли от удара электрическим током. Короткие приступы боли могут следовать друг за другом по типу разрядов. Малейшее движение — поворот головы, вдох или выдох, изменение положения тела — может спрово­цировать новый приступ, поэтому больные замирают в той позе, в которой их застал приступ, стараясь перетерпеть боль (рис. 17). Они боятся говорить — невралгия трой­ничного нерва «молчалива». Некоторые больные, пытаясь подавить боль, грубо растирают «курковую» зону. На высоте приступа боли могут вызвать даже подергивание мимических мышц лица, слезотечение. Причины невралгии тройничного нерва пока неясны, но очевидно одно: возникает она лишь в определенном возрасте и у значительного числа больных после переохлаждения.

 

Рис. 17. Невралгия тройничного нерва.

Если невралгии тройничного нерва свойственны изматы­вающие, изнуряющие боли, то паралич лицевого нерва — это остро развивающаяся тяжелая деформация лица. Как правило, паралич является следствием пребывания человека на сквозняке. Возникает спазм сосудов, питающих лицевой нерв, и лицевая мускулатура становится неподвижной. У боль­ного человека лицо перекошено, глаз широко открыт даже во сне, угол рта безвольно свисает, рот становится похожим на лежащий на боку вопросительный знак. Медикаментозное лечение при этом заболевании назначает врач. Для успеха лечения больному следует выполнять специальные упражнения (см. ниже).

Изменение выражения лица и особенно глаз часто служит про­явлением нервно-психических заболеваний. Металлически-туск­лый, малоподвижный взгляд страдающих эпилепсией описал про­фессор В. Ф. Чиж. Вообще глазам придается большое значе­ние в диагностике заболеваний.

Различные отделы мозга связаны с внутренними органами, и каждый из них имеет свое «представительство» в радужной оболочке глаза. Поэтому по глазам можно судить не только о настроении человека, но и о состоянии его здоровья. Иридодиаг­ностика — диагностика по радужной оболочке глаз — метод древний, возрождающийся ныне благодаря возможностям, ко­торые предоставляют медицине современные наука и техника. Парацельс, подходя с позиций астрологии, рассматривал глаз как микрокосмос, а человека в целом — как макрокосмос и счи­тал, что любое влияние на организм индивидуума не может не отражаться в его глазах.

При ухудшении здоровья цвет радужки меняется, иногда до коричневого. Чем гуще окраска радужки, тем благоприятнее наследственность и тем дольше проживет человек. Иридодиаг-носты выделяют на радужке тополабильные и топостабильные знаки (рис. 18). Тополабильные знаки — отложения пигмента вне связи с органными полями, обусловленные функциональ­ными нарушениями. Топостабильные знаки располагаются в органных полях и связаны с заболеваниями органов.

Перелом конечности в остром периоде проявляется черной полоской на радужке, а белая линия указывает на выздоровле­ние (формирование костной мозоли). Грязно-серая окраска сви­детельствует о лекарственном отравлении, кольцевые аномалии цилиарного пояса радужной оболочки — о ферментативных нарушениях (паталогия выработки пепсина, трипсина и др.).

Большой цилиарный пояс говорит о нормальной трофике, волнистый — о неспокойном характере, воронкообразный — о склонности к обжорству. Кайма цилиарного пояса — зеркало кишечной микрофлоры и биосинтеза витаминов. Наличие диф­фузных красноватых островков на радужке указывает на умень­шенное выделение гормонов гипофиза и на перерождение со­судистой стенки, локальное углубление каймы — на сужение просвета кишечника, локальные выступы — на расширение его отдельных участков. Узкая кайма цилиарного пояса отражает малый объем желудка, широкая — большой. Отсутствие каймы есть проявление слабости вегетативной нервной системы.

Впрочем, многие врачи отрицают иридодиагностику, считая ее забавой для дилетантов.

 

Рис. 18. Проекция частей человеческого тела на радужную обо­лочку глаза.

Итак, по лицу человека можно узнать о состоянии его здо­ровья. Приведем еще несколько примеров. Угри на лице — кра­сноречивое свидетельство нарушения функции пищеварения, покраснение у крыльев носа — непорядка в селезенке или под­желудочной железе, покраснение кожи под внутренними угол­ками глаз — признак заболевания мочевого пузыря.

О языке. Давно известно, что налет на языке — признак не­благополучия пищеварения. Диагностика по языку с точки зре-

ния древнекитайской медицины несопоставима с европейскими представлениями.

Посмотрите на свой язык в зеркало, обратите внимание на его размеры, форму, подвижность. Согласно традиционной китайской медицине, каждая часть языка отражает состояние определенных внутренних органов: кончик — сердца, корень — почек, края — селезенки, продольная срединная борозда — же­лудка, зона между продольной срединной бороздой и краями — печени. Современная медицина дает иные представления. Так, язык бывает увеличен при недостатке белка вследствие легочно-сердечных заболеваний, расширение вен под уздечкой наблю­дается при сердечной недостаточности, густой налет на языке указывает на воспалительное заболевание, полное отсутствие налета характерно для атрофии желудочно-кишечного тракта.

Помните о своих зубах. Они, как справедливо заметил эстон­ский врач Янес Харри в книге «Приемные часы для здоровых», даны для того, чтобы разжевывать пищу, а не откусывать нитки, откупоривать бутылки и грызть орехи. Разрушение зубов неиз­бежно наступает у тех, кто пренебрегает требованиями гигиены. Постепенно возникает и становится постоянной ноющая боль в разных участках верхней и нижней челюсти, в деснах, и ви­зиты к стоматологу и невропатологу приобретают хронический характер. Как этого избежать?

Самые элементарные и легковыполнимые условия сохранения зубов здоровыми — это полоскание полости рта после каждого приема пищи, утренняя и вечерняя чистка зубов (если воз­можности почистить зубы нет, съешьте яблоко). Много вре­мени для этого не требуется — каких-нибудь 2—3 минуты. Зубы нужно начинать чистить с наружной стороны вертикальными движениями от десен, сверху вниз, а затем изнутри круговыми движениями. Для осветления зубов протирайте их время от времени марлей, смоченной водой и посыпанной мелкой пова­ренной солью. Застрявшие между зубами остатки пищи до по­лоскания рта удалите зубочисткой (лучше деревянной, чем пла­стмассовой). Эти несложные манипуляции помогут сохранить зубы, и стоматолог нужен будет только для профилактического осмотра и удаления зубного камня. Соблюдение гигиены по­лости рта предотвратит возникновение кариеса (гниения зубов). Помните, что причиной кариеса являются также высокое потреб­ление сахаристых веществ и недостаток фтора в питьевой воде. При кариесе могут возникнуть отраженные боли в лице.

Исследования болгарского врача Тодорова показали, какой непоправимый вред наносит зубам кариес. Кариес, отложение зубного камня, болезни десен в значительной степени обуслов­лены наличием в рационе повышенного количества сахара и не­соблюдением правил гигиены полости рта. Еще более тяжелые заболевания десен и околозубных тканей развиваются у куриль­щиков.

Когда курильщик с силой вдыхает дым, микроскопические частицы чужеродного вещества оседают в полости рта и скапли­ваются на деснах. Возникает воспаление, рано или поздно захва­тывающее полость зуба, и чем дольше длится воспалительный процесс, тем больший вред он причиняет зубам. Десны распу­хают и увеличиваются, доступ кислорода к ним прекращается, зубы расшатываются, становятся гиперчувствительными, в них появляются кариозные полости. Иногда у курильщиков раз­вивается гингивит — тяжелое воспаление десен, приводящее в свою очередь к образованию во рту язв и отмиранию тканей. Зубы приходится удалять и заменять протезами.

Помимо этого, полость рта при курении подвергается избы­точному тепловому воздействию. Когда курильщик пьет охлаж­денную жидкость, резкая смена температур вызывает образова­ние микротрещин, особенно на верхних и нижних резцах, ко­торые постепенно обесцвечиваются. В трещины проникают микроорганизмы, что усугубляет расшатывание зубов, они постепенно теряют жизнестойкость, и их приходится удалять.

Глаза... Влажные от слез, сердитые, нежные... Глаза выража­ют чувства человека, внутреннее состояние души. Красивые глаза — привлекательность мужчины и нежное очарование женщины. «Очи черные, очи страстные...» За глазами нужно ухаживать, чтобы они не выдавали ваш возраст.

 

УХОД ЗА ЛИЦОМ

Начнем с гимнастики. Гимнастика для глаз, как и любая гим­настика, включает выполнение определенных движений. Нужно помнить, что веки — верхнее и нижнее — это не только кожа, но и мышечная ткань, которая может сморщиться и расправиться по нашему желанию. Так как мышцы вокруг глаз находятся в бездействии, они со временем ослабевают, а с помощью гим­настики их можно укрепить.

Гимнастика для глаз — прекрасный способ предупреждения морщин. Как только у вас появится свободная минута, попро­буйте выполнить следующие простые упражнения:

1) вращение закрытыми глазами — влево, вверх, вправо, вниз
и в обратном направлении (4 раза в одну сторону, 4 раза в дру­
гую);

2) движения закрытыми глазами вверх-вниз (8 раз);

3) глядя перед собой, 30 секунд быстро моргайте, 30 секунд
смотрите не моргая (3 раза);

4) посмотрите влево, вправо, вниз, вверх наискосок, опустите
глаза (7—8 раз).

Существует множество других косметических советов, среди которых выделяются простотой и эффективностью упражне­ния, рекомендуемые японским специалистом по восточной медицине Й. Цуцуми:

1. Тщательно массируйте мизинцы рук: расположенные на
них точки тесно связаны с системой глаз. Не забывайте и о дру­
гих пальцах — это принесет дополнительный эффект. Мизинцам
уделяйте по 3 минуты, остальным пальцам — по 2.

2. Два-три раза в течение минуты нажмите на точки, распо­
ложенные на переносице близко к внутренним уголкам глаз.

3. Большими пальцами 2—3 раза в течение минуты массируйте
точки «досире», расположенные на расстоянии 1 см от наруж­
ных уголков глаз.

Эти упражнения выполняйте утром, днем и вечером. И еще. Хотя бы один раз в день делайте компресс из крепкого чая на глаза — они становятся блестящими, разглаживаются морщи­ны.

 

Несколько слов о бровях и ресницах. Если хотите, чтобы они потемнели и укрепились, то перед сном нанесите на щеточку для ресниц каплю касторового масла и проведите по бровям и ресницам. Брови смазывайте по направлению от носа к виску, верхние ресницы при закрытом глазе — сверху вниз, при откры­том — снизу вверх.

Как избавиться от мешков под глазами? Их образование не обязательно связано с возрастом. Если они появились, очень полезно делать компрессы из отвара шалфея, чередуя холодные и теплые. Чайную ложку шалфея засыпьте в полстакана ки­пятка, прикройте на несколько минут крышкой, процедите и половину отвара остудите, а оставшийся подогрейте. Положите по 2 ватных тампона в горячий и холодный отвар и попеременно прикладывайте на 10 минут то один, то другой. Процедуры про­водите перед сном через день. На ночь смазывайте кожу под глазами камфорным маслом. Через месяц гарантировано значи­тельное улучшение.

Теперь о затемненных очках. Когда солнце светит очень ярко, особенно летом у воды и зимой в горах, глаза нужно защищать темными очками. Это профилактика, во-первых, конъюнктивита, во-вторых, образования морщинок вокруг глаз от прищурива­ния. Если долгое время находиться на солнце без очков, мор­щины могут остаться навсегда.

Однако здесь, как и во всем остальном, нужно соблюдать меру. В последнее время темные очки вошли в моду, особенно у молодежи, их носят с утра до вечера, на улице и в ресторане, в солнечные и пасмурные дни. Врачи считают, что свет необходим глазам и постоянное ношение темных очков вредно для здо­ровья — может повыситься внутриглазное давление.

К сожалению, с возрастом человек меняется, и не в лучшую сторону — седеют волосы, портятся зубы, сетью морщин покры­вается лицо. Но с этим можно бороться. Чтобы сохранить эла­стичность и уп








Дата добавления: 2014-12-27; просмотров: 2100;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.109 сек.