Отечественная школа
Во время расцвета позитивизма, в 1880-е гг., врачи уже не удовлетворяются ссылками на некие основания, они ищут физиологические механизмы гипноза. В 1881 г. (за год до речи Ж.-М. Шарко в Парижской Академии наук, положившей начало научному признанию гипноза) врачи Одесской городской больницы О.О. Мочутковский и Б.А. Окс сообщают о проведённых ими гипнотических опытах с пациентками, больными истерией, подобных экспериментам Ж.-М. Шарко, А. Бине, Ш. Рише с ошибками восприятия, раздвоением личности и прочим. В те же годы опыты по гипнотизации проводил в Казани И.В. Годнев; к исследованиям гипнотизма обратилось Московское психологическое общество, на заседаниях которого с докладами о гипнозе, сопровождаемыми демонстрациями, выступали психиатры А.А. Токарский и Г.И. Россолимо. Состояния гипноза и естественного сна сравнивал врач-психиатр, ученик А.А. Токарского, П.П. Подъяпольский; гипноза и наркотического опьянения – С.Н. Данилло. Наконец, для выяснения общебиологического механизма гипноза проводились опыты на животных: так, В.Я. Данилевский (Харьков) на Международном конгрессе по физиологической психологии в 1889 г. доложил о результатах гипнотизирования разных животных – от раков и омаров до птиц и кроликов. Позже, в начале века опытами с гипнотизированием животных занимались В.М. Бехтерев и сотрудники его клиники.
В начале XX века большой вклад в развитие гипноза внесли знаменитые русские исследователи: Владимир Михайлович Бехтерев иКонстантин Иванович Платонов (Гипноз и внушение в практической медицине, Харьков, 1925). К сожалению, К. И. Платонов не затрагивает аспекты психологии и психоанализа; в большинстве западной литературы – другая крайность: отсутствует поиск анатомо-физиологического субстрата гипноза. Подчеркнём, что тот и другой подход, взятый в отдельности, ограничивают и без того призрачную возможность постижения феномена гипноза, который, как ни старались исследователи, до сих пор не открыл своего истинного лица. В частности, у К. И. Платонова нет учёта психологических факторов, основывающихся на неосознаваемой психической области, которая, как хорошо сегодня известно, играет заметную роль в индукции гипноза; психологический аспект гипнотических отношений «врач-больной» выражается в терминах физиологии; внушение трактуется как некий механистический процесс (тогда как за ним скрыты мотивации, потребности, вера и аффективные бессознательные факторы), и ему даётся нейрофизиологическое обоснование, которое не облегчает понимание гипноза. К. И. Платонов указывает, что глубина гипноза (торможения) повышает внушаемость, в то время как последняя может не зависеть ни от самого гипноза, ни от его глубины. Внушаемость зависит от мотивов психологического порядка, зависимость же её от нейрофизиологических механизмов ещё никем не доказана.
Одним из самых ярких и известных демонстраторов и популяризаторов гипноза в СССР и России является Михаил Шойфет. "Гипноз – это изначальная, первозданная психическая реальность. Гипноз ярко и наглядно демонстрирует воздействие уровня психического на физиологический и тем самым даёт материал для прояснения отношений между телом и душой. Гипноз даёт также иллюстрацию к проблеме отношений к Другому как в межличностном (отношение людей друг к другу), так и социальной форме (воздействие индивида на некое сообщество – семью, религию, идею, группу)".
Состояние гипноза наступает в результате специальных воздействий гипнотизёра или целенаправленного самовнушения[1]. В более общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие о комплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психикучеловека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команд и реакций, находящегося при этом в искусственно-вызванном состоянии заторможенности организма — дрёмы или псевдосна.
В современных представлениях гипнотический транс относят к особому режиму работы мозга [2][3][4]. Выдающийся гипнотизёр Шойфет М. С / Нераскрытые тайны гипноза, 2006 г./ рассказывает о возможностях гипнотерапии.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 809;