Дэвид Бом
Ваш ум — вещь сотворенная. Он не материален, как ваш стул. Он относится к сфере ментального, а не физического. Но, подобно материи, ум представляет собой энергию и порядок. Ваш ум — вместилище ваших мыслей. Мысль — очень любопытное явление.
Обучаясь у Махариши Махеш Йоги в начале 1970-х, я провел пять месяцев, медитируя в тихом испанском городке Ла-Антилья. Я медитировал по 10-12 часов ежедневно. Спустя несколько недель мои мысли успокоились, и я начал видеть, как работает мой ум. В то время я постиг, как рождается мысль. Каждая вновь сотворенная мысль была единичной точкой вспыхнувшей энергии на пороге чистого осознания. Я наблюдал, как она расширяется, раскрывая свое содержимое. В каждой мыслеформе заключалась вибрация, представляющая эмоцию, логическую мысль и все пять органов восприятия. Каждая мысль — это галактика во вселенной ума (рис 2 «Ментальная модель»).
Родившись, мысль обрывала пуповину, связывающую ее с материнским осознанием, и начинала подниматься, разрастаясь, словно всплывающий со дна пруда пузырь. В то же мгновение, когда мысль отделяется от полноты, рождается и эго. По мере расширения мысли ее энергия рассеивается по все большему пространству. Чем дальше мысль удаляется от своего источника, тем слабее она становится. В какой-то момент она может начать искажаться и сильно видоизменяется. В итоге мысль всплывает, подобно пузырю, на поверхности моего ума.
Появление этого мысленного пузыря, как мне позже объяснил Махариши, происходит, когда ум осознает эту мысль в конце ее путешествия. Именно тогда мы начинаем действовать в соответствии с нашими сознательными мыслями. Я испытал одновременно рождение и смерть мысли в состоянии расширенного осознания, в котором пребывал благодаря медитации.
Ваш ум — вместилище ваших мыслей. Каждая мысль — это галактика во вселенной ума.
Каждая мысль содержит какую-то доминирующую эмоцию и сенсорную вибрацию. По мере ее расширения эти вибрации начинают взаимодействовать и изменяться. Мысль перенимает направленность к действию от доминирующей в ней вибрации. Я видел также что-то вроде матрицы, через которую проходили мысли на пути к сознанию. Если внутренние процессы искажались, эта матрица меняла вибрации мысли и ее направленность.
Махариши объяснил мне, что это был интеллект, фильтрующий мысли, — таким образом он помогает гармонизировать их, ставя на службу нашему здоровью и благополучию.
Из этого моего опыта можно извлечь очень многое, однако в наших целях я хотел бы остановиться на единственном моменте. Чем больше мысль удалялась от своего источника, тем слабее становилась и тем выше была для нее вероятность стать пагубной. Негативные, как мы их называем, мысли не являются таковыми изначально. Они утрачивают свою изначальную суть под дисгармоничным внутренним давлением непонимания и страха. Родившись, мысль испытывает что-то вроде тревоги отделенности.
Вот что говорит об этом Бхагавадгита: «Страх порождается двойственностью». Не ощущая больше связи с безграничным единством осознания, мысль начинает считать, что она покинута, и пытается восполнить свою утрату. Вот где искажение может проникнуть в изначально идеально работающую мысль.
Вредоносная мысль становится причиной вредоносных действий. Достаточно лишь посмотреть вокруг, чтобы понять: исключительно гармоничные, исполненные любви и продуктивные мысли весьма редко находят проявление в нашей повседневности.
Чем больше мысль удаляется от своего источника, тем слабее становится и тем выше для нее вероятность стать пагубной.
Если вы думаете, будто я изображаю мысли чересчур живыми сущностями или наделяю их слишком большим интеллектом, то не забывайте, что именно совокупность этих самых мыслей привела вас туда, где вы сегодня находитесь. Большинство людей основывают свою идентичность на своем мышлении. Вы говорите: «Я успешен в работе», «Я верю в свободное образование», «Я зол». Но что потребовалось для того, чтобы вы достигли успеха, обрели определенные верования или чувства? Ваши мысли. Это они сформировали каждый ваш шаг и привели к успеху — либо его отсутствию.
Чем более долгим будет путь мысли к нашему сознанию, тем выше вероятность, что она станет дисгармоничной. Если бы мы могли расширить наше сознание таким образом, чтобы встретиться с мыслью как можно ближе к ее источнику, мы бы тогда снизили вероятность этой дисгармонии. Я не сообщаю этим ничего нового. Мудрецы вот уже целую вечность твердят нам об этом. Проблема не в том, что делать, а в том как. Из-за того, что мы не поняли до конца роль осознания в мышлении, мы увязли в неприятностях. И дело даже не в понимании. Понимание происходит в уме. Чистое осознание — за пределами ума. Так что дело вовсе не в понимании.
Большинство людей основывают свою идентичность на своем мышлении.
Нам остается пережить опыт чистого осознания. Но обычно это еще как непросто. Чтобы пережить опыт, требуется ум.
И вот тут мы подошли к одному из самых значительных и почти всегда неверно понимаемых принципов познания чистого осознания. Чистое осознание нельзя пережить на опыте. Оно познается через отсутствие опыта. Сейчас я просто упомяну об этом. Никакие объяснения не дадут нам не-опыт чистого осознания. Сейчас же я покажу вам, как останавливать мышление и самим открывать, откуда берутся мысли.
Чистое осознание нельзя пережить на опыте. Оно познается через отсутствие опыта.
ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ
НАШИМИ мыслями
Мы должны научиться пробуждаться и оставаться в этом состоянии не механически, а в процессе бесконечного ожидания рассвета.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1057;