Глава 4. лее односторонний характер, осуществляются с большой одержимостью
лее односторонний характер, осуществляются с большой одержимостью. Вместе с тем характерно то, что эти занятия «не обогащают» личность, являясь непродуктивными. Однако типичными сверхценными идеями назвать этот психопатологический феномен нельзя, так как нет единой господствующей идеи, а обычно выявляется сочетание нескольких, часто прямо противоположных. У больных в содержании занятий и высказываний отсутствует строгая система взглядов (субъективная логика доказательств того или иного положения), глубокое понимание проблемы, они находятся под непосредственным влиянием той микросреды, в которой постоянно пребывают.
Патологические влечения выражаются в получении удовольствия от унижения окружающих, в подчеркнутом проявлении оскорбительного высокомерия, примитивной гедонистической мотивации своих поступков, стремлении к немедленной реализации расторможенных влечений. Утрированное внимание к своему внешнему виду сочетается с нарциссизмом. Сексуальная расторможенность достигает степени охваченности сексуальными переживаниями. Однако в данном случае приходится говорить не о повышенном сексуальном влечении, а об «инфантильном коллекционировании партнеров», сверхценном стремлении к самоутверждению, жажде власти.
Явления стереотипии выражаются в том, что поведение больных постепенно становится все более бессмысленным и приводит к стереотипным поступкам, что проявляется даже в манере одеваться. В стремлении к оригинальности больные склонны подражать эпатирующим образцам, нередко доводя такое подражание до абсурда, но постепенно неадекватность принимает однообразный характер. Они перестают следить за собой, игнорируя правила личной гигиены, носят одну и ту же одежду. В моторике утрачивается естественность, движения становятся вычурными, стереотипными, изменяется почерк. В дальнейшем действия все больше утра-
Основные психопатологические синдромы...
чивают смысл, приобретая характер отдельных стереотипии: больные могут часами раскачиваться из стороны в сторону, играть на гитаре, стрелять из игрушечного пистолета в стену, бросать нож в одежду родителей, подолгу перебрасывать одну вещь с руки на руку, и т. п. Такая деятельность лишена элемента заинтересованности, цели. Просьба объяснить свои действия вызывает затруднение. Такие действия приближаются по своему характеру к кататоническим, что позволяет оценивать их как кататоноподобные включения. Однако такой характер поступков касается лишь одной стороны поведения и не характеризует его в целом. Они, как и кататонические являются внешне немотивированными, внезапными и импульсивными, но на самом деле не лишены цели в отличие от кататонических.
В основе эмоционально-волевых нарушений лежит извращенность, диссоциация и парадоксальность проявлений. Снижается чувство эмпатии, сострадания, формируется так называемый «моральный дальтонизм». Доминирующими становятся немотивированная жестокость и злобность.
Типирование психопатологического состояния как синдрома предполагает существование патологического, продуктивного (позитивного) образования (Снежневский А. В., 1968). На сегодняшний день нет единого подхода к вопросу, к каким расстройствам (негативным или позитивным) относить проявления гебоидного синдрома. Однако в пользу продуктивности данных расстройств говорит вариабельность их проявлений, зависимость от ряда патогенетических факторов, возрастная специфичность, обратимость проявлений.
Гебоидный синдром чаще всего рассматривается в рамках подростковой вялотекущей шизофрении, может встречаться как самостоятельный патологический вариант пубертатного криза, может входить в структуру формирующихся психопатий. В последнем случае они элементарнее и характеризуются неполным набором признаков («редуцированный гебо-ид» по Личко А. Е., 1989, Пантелеевой Г. П., 1986).
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 678;