Романское искусство. Германия
Родина романского стиля, Германия, особенно богата его памятниками, относящимися к двум первым периодам. Древнейшие церковные сооружения (базиликового типа с плоским потолком) находятся преимущественно в Саксонии. Из них наиболее любопытны церковь в Гернроде (вторая половина Х в.), церковь Кведлинбургского замка (1100 г.), низ западной части церкви Богородицы в Гальберштадте и крипта с восточной, старейшей частью мерзебургского собора. На севере Германии, где годный для построек камень составляет большую редкость, они производились из кирпича. Свойство этого материала заставляло класть стены более толстыми и вообще давать сооружениям большую тяжеловатость и массивность с почти постоянным употреблением сводов и столбов. Тем не менее, и здесь встречаются очень красивые романские церкви, каковы, например, монастырская в Иерихове, Мариинская в Ютерборге, соборы любекский, бранденбургский, рацбургский и др. В большом количестве рассеяны романские храмы также в австрийских владениях. За исключением собора в Гуке, в Каринтии, зальцбургской церкви св. Петра и некоторых других, они относятся к переходному стилю, особенно удачно применявшемуся в Венгрии, где лучшим его памятником служит церковь в С.-Яксе (начало XIII в.).Особое место в строительстве больших соборов Германии занимали в 12 в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами. В Вормском соборе (1171 —1234), построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм.
Собор в Вормсе
Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 819;