Полярности
Работа с противоположными качествами (движенческими, поведенческими, личностными) достаточно наглядна и основывается на коренной бинарности человеческого мышления.
Направление работы — переход от одномерных полярностей к принятию противоположностей в их динамике и взаимодополнительности.
Работа с полярностями может идти как в рамках лабановского подхода к анализу движения, так и юнгианского подхода. В последнем случае концепция полярностей связана с опытом М.С.Уайтхауз в юнгианском анализе «теневого» материала.
Она отмечала, что наши жизни не настолько «сухи и обрезаны», как мы об этом думаем. Поэтому, «хотя мы можем стремиться выбирать только один путь в жизни, или только один способ выражения вместо другого, тот способ, что мы отвергли, не перестает существовать, он осуществляется бессознательно» (F. Levy, 1998). В движении, когда одна мышца сокращается, другая, полярная ей, — растягивается. Поскольку одно немыслимо без другого, она считает, что танец является значимым способом узнавания и выражения противоположных устремлений.
Именно в танце очень наглядно, в опыте видно, что противопололожности — всего лишь разные точки, полюса одного спектра, одной шкалы, и у нас есть возможность выбирать любую позицию на этой шкале и менять ее в любой момент времени. Эта идея позволяет переходить от жесткого одномерного восприятия мира к многомерным гибким контекстам восприятия.
Существует достаточно большой список полярностей, с которыми можно работать:
· Медленное — быстрое.
· Большое — маленькое.
· Легкое — тяжелое.
· Мягкое — жесткое.
· Хаос — порядок.
· Верх — низ.
· Открытое — закрытое.
· Вовне — внутрь.
· Тянуть — толкать.
· Кривые — прямые.
· Напряжение — расслабление.
И т. д.
Мы можем использовать любые из них как по отдельности, так и в комплексе в зависимости от целей работы, характера движений участников и динамики группового процесса.
3.2.2.3.1. Танец противоположностей
Цели: расширение репертуара движений, осознание связи между качествами движения и различными состояниями, обучение переходу между состояниями.
Продолжительность: 15–20 минут.
Музыка: эмоционально нейтральная, оживленная.
Исполнение: индивидуально и в парах.
Процедура:
1) Индивидуальное исследование.
Предлагается исследовать в танце эти полярности и переходы между ними, переходя постепенно, «по шкале» от одной противоположности к другой, создавая свой танец на основе исследования этих качеств.
В конце — интеграция разных качеств, в собственном танце и взаимодействии с другими участниками.
2) В парах (взаимодополнительность).
В каждой паре один из партеров воплощает один из полюсов. В танце они исследуют как собственное состояние, так и характер отношений между ними. Постепенно они также переходят от одного полюса к другому, сохраняя взаимодействие.
В заключительной части партнеры произвольно меняют качества, присоединясь, противопоставляя или дополняя танец партнера.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 994;