Видеоадаптеры
В оригинальной модели IBM PC на экране монитора могла отображаться только алфавитно-цифровая информация. Первый видеоадаптер назывался Monochrome Display and Parallel Printer Adapter (MDPPA), или MDA. Разрешающая способность адаптера MDA позволяла отображать на мониторе 720 точек по ширине и 350 точек (пикселов) по высоте экрана. Графического режима в адаптере предусмотрено не было, а алфавитно-цифровая информация отображалась на экране в 25 строк по 80 символов в каждой.
Спустя всего несколько месяцев после выпуска первой модели PC с MDA фирма IBM разработала видеоадаптер, который поддерживал не только графическое изображение, но и цвета, что, кстати, особо подчеркивалось даже в его названии. Адаптер CGA (Color Graphics Adapter) обеспечивал отображение четырех цветов при разрешающей способности 320х200 пикселов.
Чуть позже стало понятно, что графика на CGA, даже цветная, не всегда удовлетворяет решаемым задачам, в частности, из-за низкой разрешающей способности. Первый видеоадаптер для IBM PC, в какой-то мере отвечавший этим нуждам, был создан на фирме Hercules в 1982 году. Этот адаптер HGC (Hercules Graphics Card) поддерживал на монохромном мониторе разрешение 720х348 точек.
Новой разработкой фирмы IBM стал улучшенный графический адаптер EGA (Enhanced Graphics Adapter), который появился на свет уже в 1984 году. Этот адаптер не только позволял полностью эмулировать все режимы работ предыдущих адаптеров (MDA, CGA), но и, разумеется, обладал другими дополнительными возможностями. Например, при разрешающей способности 640х350 пикселов он мог одновременно воспроизводить 16 цветов из палитры в 64 цвета (именно для этого адаптера использовались сигналы RrGgBb).
Видеоадаптер VGA (Video Graphics Array) был объявлен фирмой IBM еще в 1987 году. При создании этого устройства была обеспечена его полная совместимость сверху вниз с адаптером EGA, что обеспечило преемственность существующего программного обеспечения. Немудрено поэтому, что вскоре VGA стал фактическим стандартом, включающим в себя все режимы предыдущих адаптеров и расширяющим их возможности по разрешающей способности и количеству воспроизводимых цветов. Так, при использовании адаптера VGA обеспечивается разрешение 640х480 пикселов и на экране монитора может воспроизводиться 16 цветов. При разрешении 320х200 видеоадаптер VGA воспроизводил 256 цветов - популярнейший режим игровых программ.
Все режимы VGA, исключая графические с разрешением 640х480 пикселов, используют вертикальную развертку с частотой 70 Гц, что существенно снижает ощущаемое пользователем мерцание экрана. Частота развертки для режима 640х480 точек составляет только 60 Гц. Основными узлами VGA-адаптера являются собственно видеоконтроллер (как правило, заказная БИС-ASIC), видео-BIOS, видеопамять, специальный цифро-аналоговый преобразователь с небольшой собственной памятью (RAMDAC, Random Access Memory Digital to Analog Converter) кварцевый осциллятор (один или несколько) и микросхемы интерфейса с системной шиной.
После того, как стало ясно, что стандарт VGA практически полностью себя исчерпал, большинство независимых разработчиков начали его улучшать как за счет увеличения разрешающей способности и количества воспроизводимых цветов, так и введения новых дополнительных возможностей. Хотя все производители обеспечивали совместимость своих изделий с VGA, дополнительные видеорежимы и возможности адаптеров зачастую не совпадали, поскольку каждый считал нужным делать это по-своему.
Немудрено, что уже само понятие SVGA, не связанное жёстко с конкретными режимами работы адаптера, вносило серьёзную неразбериху.
Ассоциация VESA предложила свой стандарт на новые видеоадаптеры. Сначала VESA рекомендовала использовать режим с разрешением 800х600 точек и поддержкой 16 цветов как стандартный. Затем последовали 256-цветные режимы с разрешением 640х480, 800х600 и 1024х768 точек, а также 16-цветный режим с разрешением 1024х768 пикселов и так далее.
Современные видеоадаптеры позволяют использовать режим 1600х1200 и выше используя при этом 24 и 32-битный цвет (TrueColor) Для этого они обладают большим объемом видео памяти от 64-256 Мбайт, а также поддерживают спецификацию 3Dfx, что позволяет быстрее воспроизводить цветовые спецэффекты.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 833;