Сенсуализм Нового времени и критическая реакция на него

Джон Локк (1632—1704) — английский философ-просветитель и политический мыслитель —сформулировал основы эмпиризма, разработав сенсуалистическую (от лат. sensus — чувство, ощущение) теорию познания, а также идейно-политическую доктрину либерализма.

В своей основной работе «Опыт о человеческом разуме» Локк ставит главной целью исследовать человеческий разум, его способности, функции и пределы. Он убежден, что знание человеком своих познавательных способностей предохранит его от скептицизма и умственной бездеятельности. Согласно Локку, не существует прирожденных уму человека идей ни в теоретическом мышлении, ни в нравственных убеждениях. Разум не дан человеку сразу только в силу самого факта рождения; знания, идеи, принципы, по Локку, также «не вложены» Богом в человеческие души, но формируются благодаря собственным усилиям каждого человека.

Ни один человеческий разум, каким бы сильным и мощным он ни был, не способен сформулировать или изобрести идеи; единственным источником идей может быть только опыт.

Локк выделяет два основных источника идей: ощущения и рефлексию, выделяющую идеи как своего рода элементы разума.

Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств тел, находящихся вне нас. Идеи ощущения Локк делит на два класса первичные и вторичные качества.

Идеи первичных качеств неотделимы от тел, находятся в них самих, т.е., говоря современным языком, объективно существуют. Это пространственные свойства, плотность, масса, движение, структура частиц и их сцепление, число.

Вторичные качества, к которым Локк относит цвет, вкус, звук, тепло, боль и т.д., в определяющей степени связаны с познающим субъектом и определяются его ощущениями, т.е. они возникают из встречи объекта с субъектом.

Второй источник идей — рефлексия, т.е. деятельность самого ума, когда он имеет дело уже не с внешними вещами, а получает возможность совершать с ощущениями различные действия, производить их обработку. Этот процесс, по Локку, совершается благодаря деятельности трех способностей души: соединения, сопоставления и абстрагирования, результатом чего становится формирование сложных и общих идей.

Исследовав источники идей, Локк затем ставит вопрос об истинности, ценности их для познания, т.е. для него это означало установить отношение идеи к действительности, так как познание носит истинный характер лишь тогда, когда идея соответствует действительности.

Локк считает, что все самые простые идеи — самые ясные и адекватные. Истинность и ложность принадлежит уже не идеям, а суждениям, так как истинность всегда предполагает утверждение или отрицание.

Истину Локк определяет как соединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначенных ими вещей. Следовательно, в вопросе о достоверности познания Локк различает два вида знания: знание бесспорное, точное и достоверное и знание вероятное или мнение.

Бесспорное знание — продукт активной деятельности мышления, которое получается как результат рассмотрения в мысли наших представлений и отношений между ними.

Вероятным знанием считает такое познание, которое еще не прошло через сито мыслительной деятельности: суждения же доказываются ссылкой на подтверждающие их факты опыта.

По степени точности и бесспорности знания Локк различает три уровня познания: интуитивное, демонстративное и сенситивное. Самым достоверным познанием Локк считает интуитивное познание, основанное на обобщении внутреннего опыта.

На второе место ставит демонстративное, или доказательное знание, основой которого является обобщение идей, возникающих на основе внешнего опыта. На его основе познаются основные положения математики, этики, бытия Бога.

На третьем месте у Локка стоит сенситивное, или чувственное познание, которое ограничивается восприятием отдельных единичных вещей внешнего мира, т.е. на его основе мы убеждаемся в существовании других вещей.

Значение философии Дж. Локка в том, что он в противовес рационалистической концепции познания разработал сенсуалистическую теорию познания, впервые дал развернутую критику теории врожденных идей, исследовал способы образования общих понятий, уделил значительное внимание критическому исследованию разума, его ошибок и заблуждений.








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 969;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.