Опыт по аналогии
Понятие опыта по аналогии уже обсуждалось в главе 9; здесь же мы остановимся лишь на специфических для интервенции моментах в дополнение к тому, что уже было сказано выше. Понятие опыта по аналогии применимо к таким исследовательским работам, которые отображают исследуемую реальность лишь частично или путем сравнения (Kazdin, 1980). При исследовании интервенции — как и при этиологическом исследовании — имеют значение следующие отклонения от настоящего положения вещей (см. главу 9): вид (например, исследования на животных или на человеке); расстройство (как классификационная переменная или как переменная факторов влияния; количественное и качественное отклонения от клинических расстройств); методы обследования (сложное расстройство регистрируется одним методом обследования).
Для клинико-психологической интервенции имеют значение и несколько дополнительных аспектов:
- Клиенты/пациенты:без расстройства; с субклиническим расстройством; с расстройством и «тяжестью страдания» (например, добровольцы); с расстройством, «тяжестью страдания», желанием лечения и готовностью участвовать в исследовательской работе (в учреждениях).
- Психотерапевты:участие студентов, обученных для интервенции, кандидатов на обучение, терапевтов с небольшим или большим опытом.
- Обстановка:интервенция в лаборатории в форме эксперимента с лицами, которых случайно распределяют по стандартизированным методам; интервенция в клинической исследовательской среде (со случайным распределением или без такового); интервенция в повседневной работе клиники.
- ВременнОе измерение:интервенция одного сеанса,нескольких сеансов, вплоть до обычной длительности психотерапии в практике.
Опыт по аналогии и для интервенции не является противоположным полюсом клинической реальности. Исследования при сильных отклонениях от истинного положения вещей («опыт по аналогии») особенно важны для фазы I и в какой-то мере для фазы II.
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 638;