Завершение территориального раздела мира и борьба за его передел

Наряду с экономическим разделом мира союзами капиталистов различных стран и в тесной связи с ним происходит территориальный раздел мира империалистическими государствами. Конец 19 и начало 20 века характеризуются завершением территориального раздела мира между несколькими крупнейшими державами.

В период с 1876 по 1914 г., т. е. в период возникновения, развития и утверждения капиталистических монополий, колониальные владения шести великих держав (Англия, Россия, Франция, Германия, Соединенные Штаты, Япония) увеличились на 25 млн. кв. км, что было в 1,5 раза больше площади самих метрополий. Три державы из шести названных, а именно: Германия, США и Япония — не имели в 1876 г. никаких колоний, а четвертая, Франция, почти не имела их.

 

 

К 1914 г. эти четыре державы приобрели колонии, площадь которых составляла 14 млн. кв. км, т. е. приблизительно раза в полтора больше территории Европы.

Из 133,9 млн. кв. км всей площади земли в 1914 г. на долю шести великих держав и их колоний приходилось 81,5 млн. кв. км, в том числе площадь колоний составила 65 млн. кв. км, т. е. почти половину всей территории земли. Из остальных 52,4 млн. кв. км на долю полуколоний (Китая, Персии и Турции) приходилось 14,5 млн. кв. км, на долю колоний малых государств (Бельгии, Голландии и др.) — 9,9 млн. кв. км. Таким образом, к 1914 г., когда господство монополий в главных капиталистических странах вполне утвердилось, на долю колоний и полуколоний приходилось 89,4 млн. кв. км, или две трети всей площади земли.

Территориальный раздел мира между великими державами оказался законченным. Получить новые колонии или сферы влияния теперь можно было, лишь отняв их у другой колониальной державы. Значение колоний для империалистических государств резко возросло. «Владение колонией одно, — писал В. И. Ленин, — дает полную гарантию успеха монополии против всех случайностей борьбы с соперником...» 12 Это объясняется следующими обстоятельствами.

Монополистическое господство всего прочнее, когда захватываются в одни руки все источники сырых материалов. Для финансового капитала имеют значение не только открытые уже источники сырья, но и возможные источники. Земли, непригодные сегодня, могут завтра оказаться пригодными. Отсюда неизбежное стремление финансового капитала к расширению контролируемой им хозяйственной территории и к территориальным захватам вообще. К завоеванию колоний толкают также интересы вывоза капитала. На колониальном рынке легче устранить конкурента. Стремление к колониальным захватам усиливается тем, что на путях колониальной экспансии финансовый капитал ищет выхода из обостряющихся классовых противоречий. Наконец, колонии интересуют империалистические государства и как военно-стратегические плацдармы.

В результате наступает эпоха борьбы за передел уже поделенного мира. Монополии, господствуя внутри страны, стремятся подчинить себе, сделать объектом самой зверской эксплуатации все остальные страны.

Для империализма типичны не только две основные группы стран — владеющие колониями и колонии, — но и зависимые страны, политически формально самостоятельные, а на деле опутанные сетями финансовой и дипломатической зависимости.

Не обладая формально-юридически ни одной сколько-нибудь значительной колонией, США в настоящее время —

 

 

фактически самая большая колониальная держава. Вкладывая капиталы, предоставляя кабальные займы, заключая неравноправные договоры, монополии США подчинили своему контролю экономику и природные богатства многих стран американского континента. Венесуэльская нефть, чилийская медь, боливийское олово, бразильское железо и кофе являются собственностью монополий США. Страны Латинской Америки используются США как источник стратегических материалов, плацдарм для военных баз. Американские монополии владеют примерно двумя третями нефти на Ближнем и Среднем Востоке, где сосредоточено около двух третей разведанных запасов нефти всего капиталистического мира. Американские и отчасти английские монополии загребают в этом районе мира огромные прибыли, оставляя на долю арабов «ухо от верблюда», как говорится в арабской пословице. США опутали сетями финансовой, военной и политической зависимости большинство стран капиталистического мира, угрожая национальной независимости не только отсталых, но и развитых капиталистических стран.

Неравномерность, скачкообразность развития главных империалистических стран приводит к тому, что колониальные владения той или иной державы перестают соответствовать ее экономической и военной мощи. Результатом является усиление борьбы за передел колониальных владений. К 1914 г. колониальные владения Англии составили 33,5 млн. кв. км, они были в 11,5 раза больше колониальных владений Германии и в 112 раз больше колониальных владений США. Между тем по экономической мощи не только США, но и Германия к тому времени уже успели обогнать Англию. Доля США в мировой промышленной продукции составила в 1913 г. примерно 36%, доля Германии — 16, а доля Англии — 14%. По темпам роста производства в начале 20 столетия значительно превзошла Англию и Япония. Площадь же японских колоний не составляла и сотой доли колониальных владений Англии. Это несоответствие между экономической мощью и темпами развития отдельных стран, с одной стороны, и распределением колоний и «сфер влияния» — с другой, явилось одной из главных причин первой мировой войны.

Ленин указывал, что к началу 20 века «капитализм перерос во всемирную систему колониального угнетения и финансового удушения горстью «передовых» стран гигантского большинства населения земли» 13. С окончанием раздела мира сложилась колониальная система империализма, являющаяся частью мировой системы капитализма.

Колониальная система составила один из важнейших устоев империализма. Монопольно высокие прибыли, сырье,

 

 

дешевая рабочая сила, пушечное мясо — все это поставляли колонии.

Закономерный результат угнетения и финансового удушения мировым империализмом колоний и зависимых стран — их экономическая отсталость. Гнет монополий исключает возможность всестороннего экономического развития колоний и отсталых стран.

2. Империализм как паразитический или загнивающий капитализм

Монополии неизбежно приводят к загниванию капитализма. Всякая монополия, учил Ленин, при частной собственности на средства производства порождает тенденцию к застою и загниванию или паразитизму 14.








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 10063;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.