Общественный прогресс в эксплуататорском обществе и при социализме
Марксистская теория, утверждая, что история общества представляет собой движение по восходящей линии, в то же время в полной мере учитывает сложность и противоречивость исторического процесса. Историю нельзя представлять себе как гармоничное, непрерывное и беспрепятственное продвижение общества вперед. Поступательный характер общественного развития доказан наукой. Но бесспорно и то, что это поступательное движение — лишь общая тенденция, которая осуществляется в ожесточенной борьбе и пробивает себе дорогу через временные отклонения и отступления.
Наука накопила уже немало фактов, говорящих о том, что в истории разных стран было много периодов застоя и попятного движения, эпизодов гибели отдельных цивилизаций. Именно на этих особенностях общественного развития предшествующих эпох спекулируют реакционные идеологи, пытающиеся опровергнуть саму идею прогресса.
На деле такие факты говорят лишь о противоречивости и неравномерности общественного прогресса в условиях эксплуататорского строя. «Так как основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим, — писал Энгельс о классово-антагонистических обществах, — то все ее развитие совершается в постоянном противоречии» 2.
Одно из проявлений этой противоречивости состоит в том, что в условиях господства эксплуататоров страны, вырвавшиеся вперед, задерживали и глушили развитие отставших, нередко отбрасывали их еще дальше назад, строили свое процветание на обломках погубленных цивилизаций. Поступательное развитие человечества, таким образом, долгое время шло очень узким фронтом, а не сомкнутым строем всех стран и народов. Прогресс, подобно маленькому, но неодолимому в своем движении ручейку, пробивал себе дорогу через бесчисленные препятствия, лишь постепенно набирая силу и темпы, превращаясь в могучий и полноводный поток, захватывающий все человечество.
Но дело не только в этом. Даже и внутри одного и того же общества всякий прогресс для одних составлял регресс для других, всякое освобождение одного класса — новое угнетение другого.
Крайне неравномерным оставалось и развитие различных сторон общественной жизни. Смена рабовладельческого общества феодальным в странах Западной Европы, например, открыла простор для развития производительных сил, заменила рабство крепостничеством. Но, подчинив духовную культуру удушающему влиянию католической церкви, она отбросила общество в культурном отношении назад по сравнению
с античными Грецией и Римом. Лишь столетия спустя были вновь обретены, а затем развиты дальше достижения античного мира в науке, искусстве, философии. Таких примеров можно привести десятки. Иначе и не могло протекать развитие общества, где господствуют слепые, не познанные людьми, не поддающиеся их воздействию социально-экономические силы.
Классическим примером неравномерности и противоречивости прогресса в условиях эксплуататорского строя может служить история капиталистического общества.
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 675;