ДИНОЗАВРЫ В БИБЛИИ

 

Многие упоминания о динозаврах мы можем найти в Библии. Например, в Книге Иова. «Вот бегемот, – говорит Господь Бог праведному Иову, – которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют… вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его…» (Иов., гл. 40).

 

 

Огромный зверь, описанный здесь, на древнееврейском называется – БЕГЕМОТ. Специалисты склоняются к мнению, что в этом месте Священного Писания речь идет о гигантской рептилии типа диплодока (по утверждению ученых, диплодоки – самые крупные динозавры и вообще самые большие из всех когда-либо живших на земле животных; в длину эти гигантские травоядные ящеры достигали 30-40 метров, а вес их был – до 70 тонн и более). В 1993 году сотрудники Британского музея, основываясь на библейском свидетельстве, даже внесли некоторые исправления в модель скелета диплодока; в частности, хвост чудовища, ранее волочившийся по земле, теперь изображен раскачивающимся в воздухе.

В Книге Иова (гл. 40-41) также приводится описание крупнейшего из морских творений – морского чудовища ЛЕВИАФАНА, отождествление которого с крокодилом или с китом (крупнейшим из известных современных морских животных) будет, конечно, весьма наивным.

«Можешь ли ты, – спрашивает Господь Бог у Иова, – удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмешь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою… можешь ли пронзить кожу его копьем и голову его рыбачьею острогою? … не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его… Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их. Кто может открыть верх одежды его, кто подойдет к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его – ужас; крепкие щиты его – великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь – за гнилое дерево. Дочь лука [стрела] не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеется. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости».

По другому переводу Книги Иова, левиафан – «царь всех диких зверей». Сравним с этим названием древнюю китайскую поговорку (взятую из старинных китайских книг): «Царь лесных зверей – тигр, царь морских зверей – дракон, а царь лесных растений – жень-шень»[vi]. Если тигр и жень-шень были реальностью для китайцев, то почему же дракон (динозавр) должен считаться лишь мифическим существом?

 

 

Специалисты полагают, что по библейским приметам левиафана можно узнать самую крупную из ископаемых морских рептилий – кронозавра. Но возможно ли дышать пламенем? Вспомним, как много есть преданий об огнедышащих драконах. Обитающий в Уэльсе жук брахинус, жук-бомбардир, может постоять за себя, выстреливая в обидчика реактивной струей раскаленного газа. Известны живые существа (рыбы, насекомые), способные испускать свет и электрические разряды. А в костных черепных гребнях некоторых гадрозавров (в частности, паразавролопуса) обнаруживают системы полых ходов, соединяющихся в носоглотке, которые вполне могли выполнять такую функцию, как у маленького жука.

Левиафан упоминается и в других местах Библии; например, в 103 псалме, который содержит описание созданного Богом мира и потому каждый день читается или поется в православных храмах в начале вечернего богослужения: «Это - море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем».

Не уступает левиафану по количеству упоминаний в древнееврейском тексте Библии другая крупная рептилия – РААВ. Причем Писание дает понять, что, несмотря на устрашающий вид и размеры, животное это весьма лениво и легко уязвимо. Это дает авторам библейских текстов повод употреблять его имя образно, в частности, подразумевая Египет (как, например, в Пс. 86, 4). Мы и сейчас часто иносказательно используем названия некоторых животных (лиса, змея, медведь, осел, ягненок...). Однако мы можем это делать лишь потому, что нашим собеседникам отлично известны и сами эти животные, и их повадки. В противном случае нас просто не поняли бы. Стало быть, раав в те времена еще не нуждался в Красной книге. Нашим же современникам это слово ничего не говорит. И в синодальном русском тексте Библии один раз оно переведено как дерзость (Иов 26, 12[vii]), один раз – как сила (Ис. 30, 7[viii]), а в других случаях просто оставлено без перевода.

Рекордсменом же по количеству упоминаний в Библии среди названий древних рептилий, а также, пожалуй, главным претендентом на право называться древнееврейским эквивалентом современного слова «динозавр», является ФАННИН. Слово «фаннин» имеет один корень со словом «левиаФАН»; левиафан является разновидностью фаннина (это слово, по-видимому, этимологически связано также с ФА-ф-Ниром из скандинавского эпоса и аФАНком из британских хроник).

В синодальном русском переводе Священного Писания фаннин называется по-разному: драконом, змеем, морским чудовищем, крокодилом, великой (большой) рыбой, гиеной, шакалом. Бывают фаннины изгибающиеся, бывают прямо бегущие. Некоторые из них живут в воде, некоторые – в пустыне, некоторые любят заселять брошенные города. Многие из них могут издавать громкие звуки – хрип, вой, рев; отдельные обладают хорошим обонянием. Существуют ядовитые разновидности фаннинов, причем по силе их яд сравним с ядом аспидов. Фаннины – мощные и устрашающие, а кое-кто из них способен даже проглотить, а затем извергнуть человека. По-видимому, слово «фаннин», так же как и слово «динозавр» (которое с греческого переводится как «большой ящер»), обозначает весьма разнообразную группу видов пресмыкающихся, которые при этом не являются обыкновенными змеями.

Да и «обыкновенные» змеи в Библии (нахаш и сараф) далеко не всегда обыкновенны. Какое, например, существо могут обозначать летучие змеи, способные гнездиться, класть яйца, выводить потомство и заботиться о нем? Некоторые исследователи склонны видеть в них обозначение летающих рептилий.

В 14-й главе Книги пророка Даниила читаем: «Был на том месте большой дракон, и вавилоняне чтили его. И сказал царь [Кир[ix]] Даниилу: не скажешь ли и об этом, что он медь? вот, он живой, и ест и пьет; ты не можешь сказать, что этот бог неживой; итак поклонись ему. Даниил сказал: Господу Богу моему поклоняюсь, потому что Он Бог живой. Но ты, царь, дай мне позволение, и я умерщвлю дракона без меча и жезла. Царь сказал: даю тебе. Тогда Даниил взял смолы, жира и волос, сварил это вместе и, сделав из этого ком, бросил его в пасть дракону, и дракон расселся. И сказал Даниил: вот ваши святыни!»

Приведенное описание поражает простотой и бытовой достоверностью деталей. Похожий на использованный пророком Даниилом прием еще не так давно применялся эскимосами при охоте на полярного гиганта – белого медведя. Китовый ус скатывался вместе с жиром в ком и подбрасывался зверю, который тут же проглатывал его. В желудке животного жир растапливался, и ус, расправляясь, протыкал его. Даниил также мог использовать для этой же цели конский волос или что-либо подобное. При этом из текста ясно, что этот способ борьбы с драконами был Даниилу прекрасно знаком – он решился на пари, не задумываясь, и был заранее уверен в своем успехе.

Археологические данные тоже ставят под сомнение возможное утверждение о мифичности этого сюжета. Действительно, в древнем Вавилоне был широко распространен культ драконов. Их изображения, встречающиеся на различных предметах и сооружениях, без особого труда можно отождествить с теми или иными разновидностями ныне вымерших рептилий. Так, например, лапы дракона, украшающие знаменитые ворота Иштар, весьма напоминают птицепалые ступни игуанодона.

 








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1024;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.