МЕДНЫЕ КРАСКИ
Группа этих красок довольно обширна, так как различные соединения меди дают большое число красок, цвет которых всегда синий или зеленый.
По происхождению своему медные краски могут быть разделены на натуральные и искусственные.
С первыми из них были знакомы уже в глубокой древности и в средние века; некоторые из них находят применение и в современной живописи. Сюда относятся азурит, или медная лазурь, малахит (горная зелень), голубец (горная синь). По своему химическому составу они относятся к углемедным соединениям.
Что касается искусственных медных красок, то они весьма разнообразны по своему составу, оттенкам и сортам. Многие из них имеют сложный состав, в котором принимает участие не один какой-либо вид медного соединения, а смешение таковых, а некоторые и вовсе лишены постоянства в составе. Номенклатура их также сбивчива.
Существует три важнейших типа медных соединений, которые дают ряд искусственных медных красок:
1) углекислые соединения меди; сюда относятся: голубец, бременская, гамбургская, кассельская, брауншвейгская, саксонская и другие синие и зеленые краски, не имеющие особой яркости и достаточной корпусности;
2) уксуснокислые соединения меди, к которым относятся: грюнспан, зеленая Кассельмана, французская зелень (ярь-медянка);
3) уксусномышьяковые соединения меди: швейнфуртская. зелень, зелень Шееле, поль-веронез, деккгрюн. Последние два вида зеленых медных красок обладают яркими цветами и наибольшей ядовитостью.
Краскам этой группы присущи следующие свойства:
1) ядовитость (менее ядовиты углемедные соли, более ядовиты краски, содержащие в своем составе мышьяк),
2) интенсивный цвет,
3) способность чернеть от сероводорода и в смеси с красками, содержащими серу (кадмиями и пр.),
4) способность изменяться в смесях с органическими красками и
5) способность легко входить с маслом в химическое соединение с образованием так наз. «медного мыла», представляющего медные соли жирных кислот.
Почерневшие медные краски не восстанавливают своего цвета подобно свинцовым и, кроме того, приобретают способность смываться водой, особенно в водяной живописи. Синие краски на масле обычно с течением времени зеленеют.
Медные краски являются ценным материалом в малярном деле, где они наиболее уместны, так как дают прочный слой окраски; в живописи же они могут быть применяемы лишь с большой осторожностью, причем лучше пользоваться ими в чистом виде (не в смесях). Угольные соли меди, притом натурального происхождения, более безопасны, нежели остальные медные краски.
Здесь приводится разбор лишь наиболее типичных медных красок.
Голубец
Горная синь, английская синяя. Bleu de montagne, bleu de cuivre. Mineralblau, Kalkblau, Himmelblau и т. д. Blue verditer.
Краска красивого голубого цвета. Была известна в древности и сохранилась во фресках. Настоящий голубец добывается из минерала, находимого в Сибири, Тироле, Богемии, Саксонии и других местах Европы. Состоит он из основной углемедной соли. В наше время голубец получается искусственно в большом количестве в Германии, Франции и Англии и состоит из углемедных солей и гипса или же водной окиси меди и гипса. Английская горная синь — лучший сорт этой краски.
Малахитовая зелень
Берггрюн, горная зелень. Vert de montagne, vert malachite. Berggrün, Mineralgrün. Malachite green.
Настоящая малахитовая зелень, известная в старину, получается из минерала малахита и имеет его цвет. Состав ее — основная углемедная соль.
По своим свойствам близка горной сини. Из медных красок наиболее прочна. Ввиду трудности превращения малахита в краску малахитовая зелень обыкновенно получается искусственным путем.
Брауншвейгская зелень
Vert de Brunsvic, vert minéral. Neuviedergrün и т. д.
Открыта в 1764 г. в Брауншвейге. Под этим названием в торговле имеются краски различного состава. Один сорт красок состоит только из виннокаменномедной соли, другие сорта — из водной окиси меди в смеси с гипсом, с основной углемедной солью, виннокаменномедной и мышьяковистомедными солями, а также в смеси со швейнфуртской краской.
Бременская зелень
Vert de Bréme. Blaugrün, Kalkgrün.
Краска сине-зеленого светлого цвета. По составу близка Ярь-медянка. Vert-de-gris, verdet. Crünspan. Verdigris.
Яркого цвета краска. По химическому составу — основная уксусномедная соль. Состав, впрочем, не всегда тот же, вследствие чего изменяются и цвета краски (от чисто зеленого до зеленовато-синего).
Эта краска была известна уже древним грекам и римлянам. Деви нашел ее присутствие в окраске живописи терм Тита и в помпейской живописи. Чернота многих испанских и венецианских картин XVI—XVIIвв. объясняется изменением этой краски. Во времена Леонардо да Винчи во избежание вредного действия ее на другие краски употреблялась в чистом виде и заключалась между слоями лака; этой мере, по-видимому, обязаны сохранившие зеленый цвет драпировки на картинах Ван-Эйка и других мастеров. Добывание краски ведется в широких размерах во Франции, где для этого используют виноградные выжимки. Кроме простой яри, имеется очищенная (vertde-gris distillée), состав которой есть средняя водная уксусномедная соль. Обе краски по своим качествам в сущности равноценны. Чистая краска растворяется в разведенной азотной и соляной кислотах без шипения и остатка, с образованием сине-зеленого и желто-зеленого растворов. Очень ядовита.
Шеелева зелень
Vert- de - Shéele. Swedischgrün, Scheelleschesgrün. Green bice.
Краска, имеющая оттенки от светло-зелёного до темно-зеленого. Открыта в 1778 г. В чистом виде состоит из мышьяковистомедной соли и гидрата окиси меди. В разведенных кислотах растворяется легко с образованием желто-зеленого и сине-зеленого растворов. Совершенно растворяется в аммиаке, раствор глубокого синего цвета. Не должна быть смешиваема со свинцовыми белилами, суриком, ультрамарином, киноварью и вообще красками, содержащими в своем составе свинец и серу.
Швейнфуртская зелень
Английская зелень, нейгрюн. Vert de Mittis, vert Véronèse. Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
Эта краска известна с 1814 года. В чистом виде состоит из соединений мышьяковистых и уксусно-медных солей. Чрезвычайно ядовита. Обладает всеми свойствами шеелевой зелени. Распознается по тем же признакам. Такого же приблизительно состава краски предложены Миттисом.
Зеленая Поля Веронеза
Vert Véronèse. Vert minéral. Deckgrün, Schweinfurtergrün. Emeraldgreen.
Яркая светло-зелёная краска. Состоит из мышьяковомедной соли. По своим свойствам близко походит на зелень Шееле, швейнфуртскую и зелень Миттиса. В смеси с кадмием в самое короткое время обращается в черную краску. Распознается по признакам названных выше красок.
Испытанные мною действием света медные краски в чистом виде поль-веронез, зелень Шееле, малахит и французская зелень дали следующие результаты: поль-веронез совершенно потеряла свою яркость; зелень Шееле, малахит и французская зелень не переменили своего цвета. Поль - веронез в смеси с ярким желтым и оранжевым кадмием превратилась в грязную черно-зеленую массу.
Флорентинская коричневая
Römischbraun, Van-Dyck-rot. Florentinbraun.
Красно-коричневая по цвету краска, прозрачная. Добывается осаждением раствора медного купороса раствором желтой кровяной соли. Бледнеет на свету и в смесях с другими красками. Подмешивается иногда в красно-коричневые крапп-лаки, чем делает эти краски неприемлемыми в живописи.
VIIгруппа
Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 2473;