Взаимоотношения родителей и детей в семье

Гендерные отношения родителей и детей складываются, казалось бы, в условиях конвергенции полов: муж и жена заводят детей и должны совместно их воспитывать. Следствием конвергенции должны быть гармоничные отношения как между мужем и женой, так и между родителями и детьми (обоего пола). Но и здесь существует скрытая половая сегрегация, проявляющаяся в различном выполнении родительских ролей.

По данным Э. Маккоби (Maccoby, 1999) и цитируемых ею авторов, гендерные роли матери и отца по отношению к детям существенно различаются в следуюицгх аспектах:


Взаимоотношения родителей и детей в семье 319

1) разделение видов ответственности за детей;

2) стили поведения матери и отца;

3) демонстрация в поведении гендерно-типичных черт своего пола;

4) различие стиля поведения по отношению к сыну и дочери;

5) желание усиливать половую сегрегацию или конвергенцию по отношению к детям.

Все эти особенности влияют на взаимоотношения, которые складываются у матери и отца с детьми. Они также влияют на супружеские отношения. Рассмотрим эти особенности более подробно (обращаясь к данным из книги Маккоби — все исследования в этом разделе цит. по: Maccoby, 1999).

Разделение видов ответственности за детей

В большинстве культур муж и жена разделяют функции в семье. Выше уже говорилось, что Т. Парсонс и Р. Бейлз назвали их роли инструментальной и экспрессивной соответственно (муж — добытчик, жена создает хорошую психологическую атмосферу в семье). Когда появляются дети, супруги продолжают такое разделение. Муж заботится о финансовой стороне воспитания, он должен заработать деньги, чтобы дети могли быть накормлены, одеты, получили образование и т. п. Жена выполняет домашнюю работу и воспитывает детей.

Попытки изменить этот традиционный стереотип ни к чему не привели. По данным Рассела, некоторые мужчины при рождении детей оставались дома и занимались домашней работой, но долго это не продолжалось.

Кросс-культурные исследования в 15 странах, которые провел Стоун, продемонстрировали следующее: хотя работающие матери проводят с детьми меньше времени, чем домохозяйки, это все же большее время, чем у работающих отцов. Матери часто остаются наедине с ребенком, в то время как отцы занимаются с ребенком в основном в присутствии матери. Также обнаружилось, что когда оба родителя находятся дома с ребенком, основное психологическое внимание ему уделяет мать: она стимулирует его активность, выражает свое эмоциональное отношение, при необходимости утешает, в то время как отец читает или смотрит телевизор.

Когда дети вырастают и идут в школу, большая часть ответственности за их повседневную жизнь все равно остается на плечах матери (Расселл и коллеги).

В США неоднократно раздавались призывы изменить ситуацию, от компаний и организаций требовали, чтобы они предоставили мужчинам возможность заниматься воспитанием детей. Появилось понятие «новое отцовство»: молодые отцы, приходя с работы, активно вовлекаются в заботу о детях — пеленают ребенка, кормят и купают его. Организации освобождают таких отцов от командировок, чтобы они могли проводить время с семьей, а жены получают возможность совмещать заботу о детях с учебой или карьерой.

Однако в целом это не меняет ситуацию. Когда жены пошли работать, мужья стали проводить времени с детьми всего на 45 минут в неделю больше, чем раньше (Бернетт и коллеги).

Существуют и другие семьи, где один супруг идет на работу, а другой остается с ребенком, и работа позволяет им делать это но очереди.

Замечена и еще одна тенденция — «бегство отцов из семьи» (Грисвольд). Эта тенденция усиливается тем обстоятельством, что даже отец, занимающийся ре-


320 Глава 9. Гендерные отношения

бенком и проводящий с ним много времени, не освобождается от основной своей ответственности — обеспечивать семью материально (Маккоби и коллеги), поэтому, несмотря на благие намерения, объективные требования жизни (поддержанные субъективными переживаниями по поводу своего отцовства и материнства) приводят к тому, что мужчины и женщины в разной степени вовлечены в воспитание детей.

Лэмб и коллеги выделили 3 вида родительского вовлечения в воспитание детей:

1) взаимодействие — прямые контакты с ребенком, ежедневные действия по заботе о нем и управление его активностью;

2) присутствие — наблюдение за ребенком без контактов и взаимодействия с ним;

3) ответственность — родитель вселяет уверенность в ребенка, мобилизует его внутренние ресурсы., заботится о его здоровье.

Оказалось, что соотношение вовлечения матерей и отцов по указанным видам следующее: по присутствию — 2:1, по взаимодействию — 3:1, а по ответственности — 10:1.

Эти результаты демонстрируют значительно большее участие американских матерей в воспитании детей по сравнению с отцами. В нашей культуре также принято возлагать ответственность за воспитание детей на мать, причем даже при условии, что она работает. В этом плане наши женщины-матери значительно более перегружены — не только по сравнению со своими мужьями, но и по сравнению со своими зарубежными коллегами, и психологически наше общество не готово сочувствовать трудностям матери, которая «сидит дома и ничего не делает». Нужны специальные исследования того, как такая ситуация сказывается на отношении матери к ребенку и на ее взаимоотношениях с супругом, а пока очевидно, что вовлечение матери во взаимодействие с ребенком значительно больше, чем у отца. и это обстоятельство нельзя считать позитивным фактором воспитания детей.

Следующий фактор, влияющий на гендерные отношения, — стиль поведения родителей.

Стили поведения матери и отиа

Различия между женщинами и мужчинами обнаруживаются:

1) в использовании инструментального или экспрессивного лидерского стиля;

2) в степени грубого физического взаимодействия;

3) в различной сенситивности к проявлениям эмоций у детей;

4) в проявлении либо взаимности, либо властной ассертивности при предъявлении требований;

5) в конфронтации и дисциплине;

6) в обучении и информировании детей.

Рассмотрим различные проявления стилей более подробно.

Инструментальныйи экспрессивный стили.Здесь необходимо снова вспомнить о теории половых поведенческих стилей Т. Парсонса и Р. Бейлза — для мужчин характерен инструментальный, а для женщин экспрессивный стиль. Но выше уже было показано, что мужчины и женщины (в частности, руководители) не всегда ведут себя в соответствии с традиционным распределением гендерных ролей, что полностью подтвердилось и в случае с поведением родителей. По данным


Взаимоотношений родителей и детей в семье 321

Коллинза, отцы в своих взаимоотношениях с детьми демонстрируют только экспрессивный стиль (играя с ребенком, эмоционально его поддерживая), причем в такой же степени, как иматери, а матери — в равной степени оба стиля.

Кстати, аналогичные данные (женщины-руководители успешно используют оба стиля) были получены ипри сравнении лидеров разного пола. И в случае с матерью, и в случае с менеджером такое использование различных стилей является свидетельством большей эффективности женщины при выполнении соответствующей роли. Мужчины же, выполняя роль отца, по существу уклоняются от эффективного взаимодействия с сыном или дочерью. Такое распределение стилей также нельзя считать позитивным фактором воспитания детей. Было бы более полезно, чтобы и женщина и мужчина проявляли в роли родителя сильные стороны своего пола: папа бы учил ребенка конкретным навыкам и решению проблем, а мама поддерживала эмоционально и учила искусству взаимоотношений с людьми. Прка же обе роли выполняет одна мама.

Степень грубого физического взаимодействия.Кроме меньшего взаимодействия с ребенком отец демонстрирует в этом взаимодействии грубый физический стиль, т. е. проявляет в своем поведении прямой физический контакт и физическую активность. Например, он подбрасывает младенца вверх, а позже учит ребенка ездить на велосипеде, бегает и прыгает с ним. По Йогмену, в такие игры играли и такой вид активности использовали 70% отцов и только 4% матерей.

Мамы же обычно играют в дистантные игры: они улыбаются младенцу, разглядывают его, гулят, разговаривают и поют, показывают ему игрушки. Когда дети становятся старше, мать использует игрушки для того, чтобы вовлечь ребенка во взаимодействие — поиграть с ним в какую-то игру. Отец же стимулирует ребенка к физической активности: бегать, прыгать, падать и т. п. Хотя оба родителя побуждают ребенка к активным и возбуждающим играм, стиль отца — более «возбуждающий».

При этом нацеленность отцов на физический контакт и физическую активность — позитивный фактор, и если отцы будут уделять больше внимания детям, то можно надеяться на гармоничное сочетание стилей отца и матери. Кроме того, для гармонии супружеских и родительских отношений оба родителя могут играть с детьми в одни и те же игры: физические, интеллектуальные, эмоциональные.

Сенситивность к проявлениям эмоций у детей.Отцы менее часто, чем матери, контактируют с младенцем: прикасаются к телу, смотрят в глаза, улыбаются и используют вокализацию (Филд и коллеги). По-видимому, и младенцы (такие данные есть, но их немного) проявляют большую голосовую активность по отношению к матери, чем к отцу. Таким образом, матери более внимательны к проявлениям эмоций у детей, чем отцы, и, по-видимому, более склонны к такой активности. В результате ребенок привыкает жаловаться на свои эмоциональные проблемы именно маме.

Возможно, отцы считают такой стиль подчеркнуто «фемининным» и избегают его. Однако это не означает, что они не способны понять ребенка, посочувствовать ему. Возможно, здесь необходима специальная работа по разъяснению отцам важности в том числе иэмоционального контакта с ребенком.

Конфронтация и контроль дисциплины.Отцы гораздо чаще матерей прибегают к директивным формам во взаимодействии с детьми: они повышают голос, кричат, дают указания в повелительной форме, т. е. вступают с детьми в конфрон-

11 Sat 28»


322 Глава 9. Гендерные отношения

тацию, не потакая им, и дети воспринимают отца как более авторитетного члена
семьи.

В эксперименте Андерсена дети 4-7 лет, играя в кукольный театр, изображали отца говорящим повелительно, громким голосом, а мать — говорящей деликатно, намеками. Это свидетелствует о том, что дети различают стили матери иотца. Более того, по-видимому, привыкнув к тому, что повелительный тон и повышение голоса до крика — это характеристика отца, дети именно с ним связывают все, что имеет отношения к дисциплине, а мягкий тон матери ассоциируется с нетребова-. тельностыо и отсутствием дисциплины. Конечно, это упрощение. Наверное, можно себе представить мать, которая добивается дисциплины и выполнения ее требований без крика и приказов. Однако здесь может играть роль еще один фактор. Женщина может намеренно (сознательно или неосознанно) демонстрировать свою беспомощность в наведении дисциплины, чтобы привлечь отца к воспитанию детей. Она говорит мужу: «Дети слушаются только тебя» или «Приструни их, они совсем распустились», детям же грозит: «Вот придет отец, он вам задаст». Так создается стереотип, что «папа поругает, а мама пожалеет». Мне кажется, что такая демонстрация различных стилей не слишком благоприятна для воспитания ребенка. Строгой может быть и мама, а папа — добрым и понимающим. И некоторые мужчины справедливо возмущаются, что жены отводят им роль полицейского или надсмотрщика. Других же мужчин такая роль может и устраивать — наказал сына или дочь — и вот уже принял участие в воспитании. По видимому, родителей разного пола следует обучать расширению репертуара своих стилей.

Обучение и информирование.Отцы чаще матерей демонстрируют интеллектуальное общение с детьми. Они обучают их, объясняют непонятное, дают информацию (Бронштейн), более активно, чем матери, развивают у детей мотивацию к успеху и интеллектуальные интересы (Коулмен и коллеги).

Возможно, женщины часто не владеют той информацией, которая есть у мужчин, и не могут ответить на многие вопросы ребенка. Мне кажется, что этот фактор тоже может быть важным для восприятия отца как более авторитетного члена семьи. С другой стороны, женщины должны расширять кругозор, чтобы быть интересными своим детям и уметь ответить на их вопросы. Мне кажется, что, несмотря на имеющиеся знания и интеллект, мужчина может также уклоняться от ответа на вопросы ребенка, говоря, к примеру: «Отстань, я устал». Поэтому отцам необходимо разъяснять их позитивную роль в воспитании детей.

Следующий фактор, который оказывает мощное влияние на гендерные отношения в семье, — это соответствие поведения мужчин и женщин гендерным стереотипам (типичное или нетипичное поведение).

Демонстрация гендерно-типичных черт своего пола в повелении

Выясняется, что мужчины в своем поведении больше заботятся о гендерной типичности. Женщина может чаще отступать от правил своего пола (например, быть то мягкой, то строгой), что было замечено и в поведении маленьких девочек. Мужчины же должны непременно быть маскулинными (мужественными, строгими и т. п.) Возможно, западная культура, в основном маскулинная, предъявляет повышенные требования к маскулинности мужчин, а возможно, такие различия просто функциональны: поскольку большая часть ответственности за ребенка воз-


Взаимоотношения родителей и детей в семье 323

ложена на мать, она порой вынуждена выполнять обе роли — и заботливой мамы, и строгого отца, поскольку часто папе просто некогда или он не хочет выполнять свою роль. Необходимо продолжить исследования, чтобы выяснить, как сказывается на гендерных отношениях супругов, а также родителей и детей в семье то обстоятельство, что мама и папа меняются ролями (мама — маскулинна, а папа — фемининен) или когда они оба демонстрируют сходные характеристики: фемининные, маскулинные или андрогинные. Пока жеотмечу неблагоприятную роль гендерного стереотипа маскулинности, который заставляет отцов вести себя не в соответствии с ситуацией (когда, может быть, надо проявить по отношению к ребенку мягкость) или со своими склонностями (хочется приласкать и пожалеть ребенка), а в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Следующий фактор, влияющий на гендерные отношения, — отношение к детям разного пола.

Различия в отношении к сыновьям и дочерям

Отцы по-разному ведут себя с сыновьями и дочерьми (данные Маккоби, Сигала, Гуденаф и др.). Сына отец больше контролирует, более строг к нему, делает больше замечаний, больше обращает внимания на дисциплину. Его контакты с ним более грубые и «физические» (активные подвижные игры, например шуточная борьба). Отцы демонстрируют резко отрицательную реакцию на проявления фемининности у сыновей (в этом выражается гомофобия мужчин — боязнь гомосексуальности), в то же время, начиная с младенчества, они больше интересуются сыновьями и больше занимаются и играют с ними, когда те становятся старше. Совместных занятий с сыновьями больше, чем с дочерьми. Позднее отцы охотнее разговаривают с ними, чем с дочерьми, степень психологической близости с сыном возрастает по мере его взросления.

С дочерью, напротив, стиль обращения более нежный и рыцарский: не прямые требования, а в виде предложений (например, «может быть, ты'сделаешь то-то...»). В общественных местах отец проявляет больше заботы и беспокойства о маленькой дочери (1-2 года), чем о сыне. Позднее взаимоотношения с дочерью напоминают, по терминологии Гуденафа, «легкий флирт»: отец говорит девочке комплименты по поводу ее красивой одежды, длинных волос и т. п., т. е. ведет себя с ней как с маленькой женщиной. Когда девочка становится старше, отец резко уменьшает степень психологической близости с ней.

Матери, в отличие от отцов, примерно одинаково ведут себя с сыновьями и дочерьми.

По-видимому, роль матери проявляется в заботе о ребенке — слабом и беззащитном. Она обращается с ним, как играет в куклы — его надо качать и баюкать, кормить и утешать. Почему это сохраняется и по мере взросления сына, непонятно. Она могла бы позволить сыну проявлять заботу о ней, что было бы более ген-дерно-типичным. Так и делают некоторые женщины. Но исследования демонстрируют преобладание первой тенденции.

Роль отца выглядит более естественной — менять свой стиль по мере взросления дочери или сына. Здесь сильно заметен сексуальный компонент: но если по отношению к маленькой девочке этот компонент выглядит просто милой особенностью, то по отношению к дочери-красавице приобретает другой оттенок. Однако это предположение нуждается в экспериментальной проверке. Но, учитывая


324 Глава 9. Гендерные отношения

разницу в сексуальных установках мужчин и женщин, можно заметить эту разницу и в родительском поведении.

Наконец, еще один важный фактор, влияющий на гендерные отношения, — это явное (или скрытое) стремление усилить одну из тенденций — сегрегацию или конвергенцию и, как следствие, конфронтацию полов или их гармонию.








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1525;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.