Высота голоса

 

Кроме звучности и темпа речи характер дикции, культуру произношения определяет высота голоса. Диапазон же звучания зависит от частоты колебания голосовых связок.

Когда мы говорим о высоте голоса при выступлении, следует иметь в виду типичные ошибки, допускаемые в этом случае говорящими. Во-первых, это речь на одной и той же высоте, то ли на нижней, то ли на средней и т.д. Это создает впечатление монотонности. Чтобы избежать монотонности, надо пользоваться при выступлении разной высотой голоса, разными тонами, по возможности пользоваться различными мелодическими рисунками. В то же время следует помнить, что слишком высокий тон возникает при возбуждении, нервозности, в запале спора, реже – застенчивости или нехватки дыхания. Чтобы избежать повышенного тона, неустойчивости голоса, следует не слишком волноваться при выступлении, избегать резких споров, не давать воли эмоциям.

Слишком низкий тон объясняется обычно отсутствием у говорящего воодушевления, увлеченности предметом речи, а то и робостью, застенчивостью. И бороться с этими недостатками надо, вырабатывая в себе смелость, приобретая знания по теме выступления, развивая в себе заинтересованность в этих знаниях, интерес к изучаемым в университете дисциплинам. В вашей будущей, «взрослой» жизни все может пригодиться, даже то, что вам кажется сейчас не важным и скучным. Попробуйте произнести, и конечно же, не равнодушно, а заинтересованно, фразу, содержание которой пока и не имеет к вам прямого отношения

На реконструкцию исторического центра нашего города федеральные власти выделили в текущем году почти два миллиона рублей! Наверное, вы догадались, что числительное в этом предложении ; нельзя произносить слишком низким, тоном, иначе на него никто не обратит внимания. Более того, последние слова любой фразы часто нуждаются в интонационном подчеркивании. Чрезмерное снижение тона на них – опасный недостаток выступающего, показывающий его равнодушие к высказанной мысли.

Тембр

 

Качество произношения определяется также тембром окраской голоса. Тембр же зависит от особенностей голосовых связок, которые у каждого человека свои, неповторимые. Поэтому очень редко встречаются люди, которые обладают одинаковым тембром. Трудно, а то и невозможно, изменить окраску голоса, но постараться улучшить ее можно;

Прежде всего следует помнить, что она меняется от психологического состояния выступающего. Звучание голоса ухудшается, если человек устал, подавлен, сердится или стесняется. Если же наши мысли ясны, вы уверены в своих силах, звучание голоса становится чище и прозрачнее. Тембр изменяется также в худшую или лучшую сторону зависимости оттого, насколько напряжены мышцы горла, поворотлива челюсть, подвижны язык, губы и мягкое небо. Наиболее часто встречающимися недостатками тембра могут быть одышка, хрипота, резкость, гнусавость. Говоря об одышке, хотим дать совет: не делайте при выступлении частых вдохов и тем более частых выдохов, как при торопливой ходьбе или быстром беге. Это не только нарушает течение речи, но и изменяет звучание прананосимых вами гласных и согласных. Потому что сильный поток воздуха, неполностью затрачиваемый на образование согласных, которых в слове обычно больше, избыточно изливается на следующие за ними гласные.

Хрипота появляется обычно от того, что голосовые связки недостаточно вибрируют. Такое состояние знакомо всем, у кого болело горло. Первое, что делает врач, проверяя, насколько вы простужены, это просит пошире открыть рот и произнести «а». Но хрипота может возникнуть и от переутомления голосовых связок, например, от беспрестанных криков на трибуне футбольных полей. Чтобы исчезла хрипота, дайте отдохнуть голосовым связкам, не говорите подолгу, в том числе и по телефону. Длительные телефонные разговоры – бич многих молодых людей. А если у кого-либо из них от природы слабое, болезненное горло, хрипота после таких разговоров почти неизбежна. Хрипота может вызываться или по крайней мере усиливаться также искусственно. Многие звезды современной эстрады стараются петь с хрипотцой; почему такое пение нравится широкой публике, трудно сказать, но нравится.

Резкость в голосе вызывается также состоянием голосовых связок. Они могут быть слишком сомкнуты, впрочем и глотка может быть по каким-то причинам сдавлена. Чаще всего пронзительность голоса возникает от сверхнапряжения, нервозности. Она может быть непостоянной, кратковременной, прорываться самопроизвольно. Пронзительный голос нередко у сварливых людей. Конечно, это большой недостаток в произношении, неприятно действующий на окружающих, тем более вынужденных вас слушать.

Гнусавость – это чрезмерное пропускание воздушной струи через носовую полость. Чрезмерный носовой призвук появляется у тех людей, у которых по тем или иным причинам приток воздуха в носовую полость более свободен, чем выход через ноздри. Вспомните, как вы говорите при насморке, когда нос у вас забит. Или прислушайтесь к речи тех, у кого сильный насморк. Впечатление от произнесения «в нос» у вас будет самое наглядное. Поэтому старайтесь поменьше говорить, а тем более выступать, пока ваш нос не в порядке, пока вы не перестали пользоваться носовым платком.

Итак, тембр играет очень важную роль в общей окраске произносимых тем или иным способом звуков. Но не менее важно, что окраска голоса помогает варьировать выражаемые мысли и чувства. Чтобы убедиться в этом, попробуйте произнести слово с радостью, восхищением, а затем с выражением гнева или угрозы. Известный русский педагог А. Макаренко по поводу воздействия на слушателя при помощи интонации писал так: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с пятнадцатью-двадцатью оттенками, когда научился давать двадцать нюансов в постановках... голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдет или не почувствует того, что нужно». А английский писатель Б Шоу подчеркивал: «Есть пятьдесят способов сказать да и пятьсот способов сказать нет, и только один способ их написать».

Тембр голоса может меняться даже при произнесении антонимов – слов с противоположным значением. Так, во фразе типа «С час они шли, энергично налегая на весла, а затем стали плавно скользить по течению» произнесение первой из выделенных групп слов требует убыстренности, энергичности, а произнесение второй – замедленности, что как бы имитирует характер движения лодки.








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1107;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.