Бесполезность эго и тщеславия
Одно время местом проживания моего учителя было священное место в Гималаях под названием Тунгнатх. Я отправился туда навестить его и по пути остановился в одной горной церкви, носившей название Карнапраяг. Неподалеку от той церкви, в пещере, жил просветленный свами, известный под именем Прабхат Свами, и я решил, воспользовавшись случаем, посетить его. В то время я проходил обучение, необходимое для того, чтобы стать свами. Придя к нему, я увидел, что он сидит на сложенном вчетверо одеяле, а перед ним сидят несколько деревенских жителей. Я приветствовал его согласно нашей традиции, ожидая, что он предложит мне сесть рядом с ним. Тогда мне все еще был свойствен комплекс преувеличенной собственной важности, что по крайней мере отчасти объяснялось тем уважением и преклонением, которое выказывают жители Индии по отношению к свами. Такое отношение питает эго и создает много проблем для свами в процессе обучения. Прабхат Свами понял мою проблему. Он улыбнулся и произнес: "Пожалуйста, присаживайся где-нибудь". "Могу ли я попросить вас расстелить свое одеяло так, чтобы я смог сесть возле вас?" -- спросил я. Свами отказал мне в этом. Я стал настаивать, но это только рассмешило его. "Почему вы не позволяете мне сесть рядом с вами?" -- спросил я, не понимая, что придерживаюсь чересчур высокого мнения о себе и веду себя невежливо. Он процитировал мне диалог между Рамой и Гануманом из Йога Васиштхи* и сказал: "С точки зрения вечности мы с тобой -- одно и то же, но как человеческие существа мы пока что находимся в положении слуги, которым являешься ты, и хозяина, которым являюсь я. Современный человек старается занять положение хозяина без каких-либо достижений". * Предписываемое мудрецу Вальмики поэтическое произведение, состоящее из двадцати шести тысяч строф на санскрите и содержащее множество метафизических историй, иллюстрирующих философию йоги.
Затем он дал мне урок, рассказав следующую историю: "Один человек пошел посмотреть на некоего учителя, который восседал на высоком помосте, учил оттуда множество людей. Этот человек занимал весьма высокое положение в обществе, и поэтому его раздражало то, что к нему относятся также, как к остальным ученикам, без уделсния особого внимания. Он подошел к учителю и спросил: "Господин, могу я сесть вместе с вами на этот помост?" "Ты должен узнать, в чем заключаются обязанности ученика и в чем заключаются обязанности учителя", -- сказал учитель. "В чем заключаются обязанности ученика?" -- спросил тот. "Ученик делает уборку, выполняет поручения, моет посуду, готовит еду, подготавливает и очищает себя, служит своему учителю". "А что же делает учитель?" "Учитель учит -- он не делает никакой черной работы". "Почему же я не могу стать учителем, не делая ничего этого? Что общего имеет черная работа с обучением тому, как стать учителем?" "Это невозможно, так как в таком случае ты причинишь вред себе и другим. Ты должен понять с самого начала, что духовный путь может вытерпеть все, кроме эго". Эго создает завесу, отделяющую ученика от процесса его обучения. Становясь эгоцентричным, человек изолирует себя, и, лишаясь таким образом возможности общаться с учителем и прислушиваться к голосу своей совести, перестает следовать наставлениям учителя. Такое эго нуждается в строгой дисциплине и аскетическом образе жизни, без соблюдения которых всякая передача знания окажется напрасной".
Дата добавления: 2014-12-01; просмотров: 833;