Тема № 34. Руководитель как гарант стабильности редакционного коллектива

В условиях рынка важнейшими требованиями к менеджеру-журналисту ста­новятся не только способность к анализу, лидерство, оперативность, коммуника­бельность, но и предприимчивость, независимость, умение рисковать. Последние три качества особенно нужны, поскольку редакция сталкивается с постоянным де­фицитом средств на издание и проблемой стабильного спроса на газету. Это вы­зывает необходимость искать спонсоров, развертывать рекламную деятельность и внежурналистскую коммерческую работу. Стремясь уйти от финансового банкрот­ства, редакции могут использовать самые неожиданные, иногда остроумные мето­ды добывания денег и пополнить тем самым пестрый опыт российской прессы по выживанию в условиях рынка.

Редакция «Московского комсомольца» на паях с небольшим строительным ко­оперативом (70 % пая принадлежит редакции) получила в одном из подмосковных районов в аренду землю, закупила оборудование и построила... кирпичный завод, на котором помимо кирпича наладила выпуск монолитных блоков. Появились у газеты и собственные магазины, через которые реализуется часть тиража. Что же касается доходов от рекламы, то большой тираж и популярность «Московского комсомоль­ца» позволили редакции диктовать условия рекламодателям и не заботиться об их поиске. Здесь впервые в Москве стали заниматься рекламой на профессиональном уровне: организовали при редакции малое предприятие — рекламное агентство, ко­торое к тому же создало обширную базу данных о коммерческих структурах столи­цы и продает эти данные. А редакция «Вечернего Екатеринбурга» в рамках програм­мы «Екатеринбург-ХХ1 век» участвует в создании в городе... сети пельменных.


Психологи рассматривают три этапа деловой активности человека. Первый, период функционирования — время начального освоения профессии, трудовой адаптации. Второй — профессиональный, когда профессия становится формой соб­ственной жизни, когда в отрыве от профессиональной среды, любимого дела, чело­век «чахнет», «гаснет», теряет интерес к жизни. И третий — предпринимательство, когда человек становится творцом собственного дела.

Уже история российской журналистики XIX в. доказывает, что газеты стано­вятся выгодными коммерческими предприятиями, но процветают лишь те из них, которые издаются талантливыми, компетентными предпринимателями. В этом пла­не показательна история «Нового времени». Созданная в 1866 г., газета через четы­ре года потерпела катастрофу в связи с публикацией рецензии на русский перевод первого тома «Капитала» К. Маркса. Редактор, статский советник И. Сухомлинов, был вынужден сложить с себя обязанности, а издатель Ф. Устрялов после второго предостережения со стороны Главного управления по делам печати МВД России в мае 1873 г. передал газету О. Нотовичу. Последний обещал сбавить подписную плату, увеличить тираж до 15 тыс. экземпляров, т. е. сделать ее рентабельной. Од­нако издание было под подозрением у Главного управления по делам печати и в марте 1874 г. получило третье предупреждение, выход «Нового времени» был при­остановлен на полгода. Тогда Нотович передал право издания К. Трубникову. Труб­ников хотел изменить название газеты, но в этом ему было отказано, чтобы газета не считалась новою. В 1875 г. дважды запрещалась розничная продажа номеров. Доверие цензуры завоевать не удалось. В этих условиях Трубников сумел продать право издания газеты «Новое время» А. С. Суворину, который был фельетонистом «Санкт-Петербургских ведомостей» (писал под псевдонимом «Незнакомец») и со­трудничал в журнале «Вестник Европы» (обозревал книжные новинки). С при­ходом в 1876 г. Суворина «Новое время» становится одной из наиболее распростра­ненных и влиятельных русских газет (уже в первый год суворинского руководства тираж ее вырос с 3 тысяч до 16 тысяч экземпляров). Суворин сам лично работал над содержанием газеты, к примеру, когда в 1876 г. началась сербская война, он выехал корреспондентом своего издания в Константинополь. Стремясь наилучшим образом удовлетворить запросы читателей, Суворин начал печатать произведения Тургенева, Некрасова, Флобера и других писателей, даже типографский шрифт сменил на более светлый и удобный. Привлекали смелость газеты в суждениях, разнообразие материалов и продуманная их группировка.



Действительно, издание газеты в дореволюционной России приносили быст­рые результаты. С. М. Проппер приобрел за 13 рублей право на создание «Бирже­вых новостей». Уже через пять лет на газетные доходы стал покупать дома и име­ния, он сделался гласным городской думы Петербурга и получил чин коммерчес­кого советника [14]. Сын сельского писаря И. Д. Сытин пятнадцатилетним подростком работал у купца, продававшего лубочные картинки, в 30 лет купил литографическую машину, пригласил художников и сам стал делать бизнес. Через десять лет его мастерс­кая имела уже 50 литографических машин. А вскоре типография Сытина печатала в год 180 учебников для народных школ — 60 % издававшихся в стране учебников. По совету А. П. Чехова предприниматель организовал издание газеты «Русское слово»: ее тираж в начале XX в. составлял 13 200 экземпляров, а в 1916 г. уже 739 000. Главными авто рами «Русского слова», ставшего общероссийской «фабрикой новостей», были ре­портер Владимир Гиляровский и фельетонист Влас Дорошевич, чьи зарисовки быта и нравов московской жизни увлекали публику динамизмом и остротой мысли. Во­енный публицист В.Немирович-Данченко стал основным информатором с театра русско-японского, русско-германского фронтов. Газета избегала политических оце­нок общественной жизни, предпочитая писать о частной жизни конкретных лю­дей, преимущественно малоимущих.

Собкоры газеты были во всех углах России и за рубежом, В Санкт-Петербурге газета имела отдел со штатом 100 человек. Большой редакционный аппарат позво­лял проводить опросы по важнейшим политическим проблемам. Вот как описыва­ет Гиляровский обстановку в редакции «Русского слова»: «С приездом В. М Доро­шевича газета не только ожила, но и засверкала. Дорошевич — "король фельетони­стов" и прекрасный редактор — развернулся вовсю. Увеличил до небывалых размеров гонорары сотрудников, ввел строжайшую дисциплину в редакции... Дом редакции был выстроен на манер большой парижской газеты: всюду коридорная система, у каждого из крупных сотрудников — свой кабинет, в вестибюле и прием­ной торчат мальчуганы для посылок и служащие для докладов: ни к одному со­труднику без доклада посторонним войти нельзя...».



Стремление Дорошевича придать газете универсальный и развлекательный характер хорошо видно из его весьма красноречивой редакторской программы. Он писал:

«Газета. Утром вы садитесь за чай. К вам входит ваш добрый знакомый. Он занима­тельный, он интересный человек.

Он должен быть приличен, воспитан, приятно, если он к тому же и остроумен.

Он рассказывает вам, что нового на свете.

Рассказывает интересно, рассказывает увлекательно.

Он ни на минуту не даст вам скучать.

Вы с интересом слушаете о самых сухих, но важных предметах.

Высказывает вам свои взгляды на вещи.

Вовсе нет надобности, чтобы вы с ним во всем соглашались.

Но то, что он говорит, должно быть основательно, продумано, веско.

Вы иногда не соглашаетесь, но выслушиваете его со вниманием, интересом, как умного и приятного противника.

Он заставляет вас несколько раз улыбнуться меткому слову.

И уходит, оставляя впечатление с удовольствием проведенного получаса.

Вот что такое газета...

Вы сидите у себя дома.

К вам приходит человек, для которого не существует расстояния.

Он говорит вам:

- Бросьте на минутку заниматься своей жизнью. Займемся чужой. Жизнью всего мира.

Он берет вас за руку и ведет туда, где сейчас интересно.

Война, парламент, празднество, катастрофа, уголовный процесс, театр, ученое заседание.

Там-то происходит то-то.

Он ведет вас туда, показывает вам, как это происходит, делает вас очевидцем.

И вот вы сами присутствуете, видите, как, где и что происходит.

И полчаса поживши мировой жизнью, остаетесь полны мыслей, волнений и чувств.

Вот что такое газета» [15].

А Сытин после Октября 1917 г. стал управляющим делами Госиздата, орга­низованного на базе его собственного, сытинского, концерна, и страдал от невоз­можности бороться с бесхозяйственностью, бестолковостью ведения издательско­го дела.

В 1995 г. журнал «Форбс» писал: «Руперт Мэрдок является предположитель­но самым могущественным частным лицом на планете». Газетные американские магнаты Херст и Пулитцер бледнеют в сравнении с Мэрдоком. С учетом инфляции информационная империя Пулитцера но состоянию на 1994 г. стоила бы 300 млн. долларов, а империя Херста — 700 млн долларов, тогда так годовые обороты ав­стралийской холдинговой компании Мэрдока «Ньюс Корпорейшн» в середине 90-х гг. выросли до 20 млрд. плюс свыше миллиарда в авуарах и один миллиард чистого дохода. Самый богатый человек в Австралии, он стал международным магнатом: его компания еженедельно выпускает 60 млн. экземпляров газет в США, Европе, Австралии и странах Тихоокеанского региона, контролирует 70 % ново­стных изданий, бесчисленные телестанции. В Великобритании под контролем маг­ната находится треть всей прессы, включая принадлежащие ему газеты «Тайме» и «Сан», два издательства, кабельное телевидение, агентства новостей «Рейтер» и «Пирсон Пи-Си»».

Родившийся в 1931 году, Руперт получил в наследство от отца крошечную провинциальную газету, в 22 года стал ее главным редактором. Но уже в 1956 г. он купил разорившуюся газету «Санди тайме», которую поднял на ноги, опираясь на свой организаторский талант, публикуя сенсационные материалы, привлекая чи­тателей броскими заголовками. В 1957 г. приобрел первую в стране телевизион­ную станцию; заплатив 7,5 млн долларов за газету «Сидней миррор», вытащил ее из долгов благодаря агрессивной кампании по завоеванию читательского рынка. В 1968 г. Мэрдок покупает две лондонские газеты «Ньюс оф уорлд» (Новости мира), и «Сан» (Солнце), победив своего конкурента Роберта Максвелла. Чтобы увели­чить тиражи изданий, Руперт прибег к приемам желтой прессы: печатал сексуаль­ные фотографии, сочинял непристойные заголовки и т.п. И уже в 1971 г. «Сан» была названа газетой года, а к 1993 г. приносила годовой доход в 50 млн. долларов. Ее тираж сегодня самый большой среди всех англоязычных газет мира — 4 млн. экземпляров.

К 1974 году Мэрдок стал владельцем 87 газет, 11 журналов, 7 радиостанций в Австралии, Европе и США.

В 1976 году Мэрдок переехал в Соединенные Штаты, где сразу же купил три газеты за 20 млн. долларов, в 1980 г. приобрел шесть независимых телестанций. Завладев этой сетью, способной соперничать с тремя крупнейшими национальны­ми компаниями — Эй-Би-Си, Эн- Би-Си, Си-Би-Эс, в 1985 г. он покупает за 2,6жлрд долларов знаменитую голливудскую компанию «Фокс Мульти-Медиа», в 1988 г. за 2,8 млрд. долларов издательство «Харпер энд Роу». В это время долг в 7,6 млрд. долларов угрожал существованию его империи, но Мэрдок вышел сухим из воды.

В 1985 г. Мердок получил американское гражданство, и в американском кон­грессе больше не поднимали вопрос, почему национальные газет скупает иностра­нец. В борьбе с конкурентами Мэрдок применяет и практику демпингового сниже­ния цен: к примеру, цена экземпляра воскресного номера его ежедневной газеты «Нью-Йорк пост» всего 50 центов, в 2,5 раза ниже, чем экземпляр воскресного но­мера ее главной соперницы — «Нью-Йорк дейли ньюс». И магната не останавлива­ет, что убытки «Нью-Йорк пост» в 1995 г. составили почти 20 млн долларов [16].

На крошечной провинциальной газете Мэрдок выстроил самую могуществен­ную империю масс-медиа в истории. Но он не ограничивается приобретением только средств массовой информацию. За 80 млн долларов он купил вторую по величине авиакомпанию Австралии «Ансетт Эйрлайнз». А в «Ньюс корпорейшн» (основ­ном тресте Мэрдока) работают 30 тысяч человек. «Он гений, — говорил о Мэрдоке его конкурент Роберт Максвелл. — Его достижения просто огромны в масштабах земного шара» [17].

Сегодня возрождается российская традиция предпринимательства в журна­листском бизнесе. Одним из первых стал заниматься этим новым в современной России делом Владимир Яковлев, основатель газеты «Коммерсант», ставший пре­зидентом издательского дома «Ъ». К сожалению, в июле 1999 г. он уехал в США и продал принадлежащий ему контрольный пакет акций Дома за 20 млн. долларов американскому бизнесмену, который затем перекупил Б. Березовский. Бизнесме­ном стал и отец Владимира — Егор Яковлев, учредивший «Общую газету.

Интересен опыт предпринимательства в региональных журналистских орга­низациях. Так, в Петербурге еще в 1989 г. супруги Тамара и Владимир Максимовы (телеведущая и режиссер телевидения) создали одну из первых в стране независи­мых частных телекомпаний — «ТВ-Нева». Владельцы начали с проведения телеви­зионных благотворительных марафонов. Первый был посвящен проблемам материн­ства и детства, продолжался 24 часа и был вписан в книгу рекордов Гиннеса. Темой второго была трагедия Чернобыля, третьего — возрождение Петербурга. На разные благие дела были собраны от пожертвователей сотни миллионов рублей. В 1992 г. Максимовы сделали 24 серии видеопрограммы «Кто с нами?», призванные под­держать российское фермерство. Целью сериала стала их идея провести Всемир­ную ярмарку «Российский фермер». В сентябре 1992 г. на эту ярмарку в город на Неве прибыли представители 146 крупнейших зарубежных фирм, 247 фирм из стран СНГ. В 1995 г. «ТВ-Нева» начала транслировать по 5-му каналу петербургского телевидения программу «Вкус жизни», а в 1998 г. по российскому — «Музыкаль­ный ринг». Не менее яркие примеры есть и в газетном бизнесе Петербурга. Марк Монусов создал издательскую фирму «Дом Натали», которая выпускает газету «Натали», журнал того же названия, а также газету «Аномалия» — для любителей непознанного. Выпускник факультета журналистики Санкт-Петербургского уни­верситета Константин Сухенко до 1991 г. работал в многотиражке объединения «Светлана», был некоторое время корреспондентом газеты Выборгского района города, а затем стал издавать рекламную газету «Реклама-шанс». Последняя быстро набрала темпы и после накопления определенного капитала Сухенко решил выпускать еще две газеты — дочерние. Это привело к образованию издательской фирмы «Шанс», которую он и возглавил, став ее президентом.

За долгие годы российские журналисты привыкли к облегченным заданиям: «если на Западе 50-60 полос делают 5-6 человек, то у нас 4-полосную газету — 10-12» [18]. Важно сломать стереотип отторжения ответственности, преодолеть боязнь перегрузки в работе. Это сулит, как показывает опыт, несомненную выгоду.

В Ростове Великом Ярославской области администрация города отказалась стать учредителем еженедельника «Провинция», не веря в перспективность изда­ния. Тогда в ролях учредителя, издателя и редактора выступил журналист В. Подшивалов, который добился успеха «Провинции»: ее тираж реализуется довольно быстро. А в «Вечернем Ярославле» вообще остался один человек — А. Голицын, редактор, издатель и корреспондент в одном лице. До него газету делали 6 журна­листов. Оставшись в одиночестве, Голицын поднял тираж в пять раз. Популярность издания достигается содержанием полос: публикуются судебные очерки, репорта­жи из тюрем, моргов, психиатрических больниц, необычные кроссворды, анекдо­ты, частушки. Кстати, А. Голицын и распространяет газету сам: у заводских про­ходных, в электричках.

Эти примеры, число которых можно продолжить, свидетельствуют о потаен­ных резервах журналиста, который в силу жизненных обстоятельств может осво­ить незнакомое ему доселе дело — менеджмент.

Рассуждая о взаимоотношениях между издателем и редактором в британской прессе, С. И. Беглов утверждает: «В случае, когда газете долгое время сопутствует коммерческий успех и от ее хозяина требуется лишь твердо держаться взятого кур­са в финансовых делах, от главного редактора ожидают прежде всего хорошего чу­тья и прямых прочных связей с различными звеньями механизма власти и обще­ственного мнения. И наоборот, когда конъюнктура газетного бизнеса испытывает частые колебания, и к тому же углубляемые, скажем, вторжением новой техноло­гии в сферу производства, то владелец газеты уже явно предпочитает видеть на посту главного редактора человека, способного мобилизовать все средства так на­зываемой популярной прессы». Эти требования применимы и к менеджерам со­временной российской журналистики, с той лишь разницей, что у нас в большин­стве случаев издателями (учредителями) являются сами редакционные коллекти­вы. Будучи учредителями, они рискуют вместе с главными редакторами, вместе с ними ищут пути не только сохранения, но и процветания своих изданий. При этом ответственность ложится на все уровни редакционного менеджмента: высший (ре-дакторат и секретариат), средний (руководители отделов редакции, технических, коммерческих служб, временных групп, создаваемых для выполнения конкретных творческих или организационных заданий: газетных кампаний, акций, целевых номеров и т.п.) и низший (корреспонденты, дежурные по номеру и т.д.). Успех воз­можен однако при условии нормального социально-психологического вектора жур­налистского менеджмента, если к тому же в коллективе нет конфликтов и царит творческая обстановка.

Это бывает далеко не всегда. Новые условия жизнедеятельности средств мас­совой информации не могли не привести к многочисленным конфликтам в редакциях. Конфликт как предельный случай обострения противоречий возникает меж­ду политически и творчески раскрепощенным журналистом и находящимся в пле­ну прежних догм руководителем, не умеющим преодолеть инерцию мышления; меж­ду интенсивностью труда работника редакции и уровнем его оплаты; по причине неравных прав участников общего дела — членов акционерного общества или из­дательского дома и т.д.

Как уже говорилось в предыдущей главе, с целью достижения устойчивости и стабильности на информационном рынке, создаются Издательские дома или ре­дакция помимо основной газеты создает дочерние. Так, в Санкт-Петербурге вокруг армейского издания «На страже Родины» «сплотились» газеты «Честь имею», «Со­вершенно серьезно», «Ратоборец», «НЛО», «Досье», «Автостоп», «От субботы до субботы»; вокруг «Калейдоскопа» объединились газеты «Дамский угодникъ», «Вне закона», «Вокруг смеха», «Невероятное. Легендарное. Очевидное», «Калейдоскоп по четвергам». Издательский дом «Атлант» выпускает журнал «Субъектив» и де­сять газет: «Игрок», «Петербургский рекламист», «Мир вашего дома», «Дом быта» и др. Аналогичная картина наблюдается и в журнальном мире. Одна объединенная редакция выпускает журналы «Деньги», «Домовой», «Автопилот», «Коммерсант»; другая — «Мир пива», «Морской клуб», «Матч-бол», «Продовольствен­ный рынок России»; третья — «Выбор», «Лицензиат». Объединение нескольких газет или журналов под одной крышей и под единым началом еще более обострило и усложнило проблемы журналистского менеджмента, его экономического и соци­ально-психологического векторов. Просчеты в управлении могут обернуться кон­фликтом. Так, президент газетного центра «Петровский курьер», издающего 12 районных газет (одиннадцать — для районов Санкт-Петербурга, одна — для одно­го из районов Ленинградской области), уволил шесть редакторов «районок» за то, что они были не согласны с его редакционной политикой... из-за вмешательства в кадровую политику спонсоров и соучредителей изданий.

Из-за разного отношения к иностранному спонсору еще в 1993 г. возникла на­пряженность в коллективе «Правды»: конфликт закончился выборами нового глав­ного редактора, который выступал за то, чтобы контрольный пакет акций газеты находился у греческого миллиардера. Последний через два года, недовольный сме­ной ориентации издания на более умеренное крыло коммунистической партии, потребовал смены руководства. В итоге издание распалось на три «Правды»: «Прав­ду», «Правду-5» и «Правду России». В 1997 г. реакцию распада пережил коллек­тив петербургской газеты «Час пик», входящий в газетный холдинг «Московский комсомолец»: несогласные с решением Павла Гусева (редактора «Московского ком­сомольца») сменить руководителя петербургского издания, большинство сотруд­ников основало параллельную газету, добавив к логотипу «Час пик» уточнение «Петербургский». Весь журналистский коллектив газеты, радиостанции или теле­компании порой включается в орбиту конфликта при смене собственника. Так, пе­редача контрольного пакета НТВ от В.Гусинского к «Газпрому» в 2001 г. привела к расколу телекомпании, попыткам тележурналистов организовать митинги «в за­щиту свободы слова», вызвало такую протестную акцию, как прекращение транс­ляции передач и т. д.


Роль главного редактора в судьбе и успехах коллектива велика. Любая редак­ция может рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно можно говорить о двух типах отношений в коллек­тиве: формальных — должностных, функциональных, и неформальных — психо­логических, эмоциональных. В первом случае мы встречаемся с социальным фено­меном — руководством, во втором — с феноменом психологическим — лидером. Идеальный вариант, когда редактор, менеджер, является одновременно и лидером, и руководителем. Однако так бывает не всегда, что и становится источником мно­гих внутриредакционных коллизий. Здесь многое зависит от стилей руководства. Психологи делят их на директивный (авторитарный), коллегиальный (демократи­ческий) и попустительский (нейтральный).

Авторитарный (директивный) стиль имеет такие признаки: с формальной точ­ки зрения — деловые краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозой; похвала и порицание субъективны; эмоции в расчет не принимаются; показ при­емов — не система; позиция руководителя — вне группы; а с содержательной сто­роны — дела в группе планируются руководителем заранее; определяются лишь непосредственные цели, а дачьние — неизвестны; голос руководителя — решающий. Демократический (коллегиальный) стиль руководства характерен следующим: фор­мальная сторона — инструкции в виде предложений; не сухая речь, а товарищес­кий тон; похвала и порицание — с советами; распоряжение и запреты — с дискусси­ями; позиция руководителя — внутри группы; содержательная сторона — меро­приятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. Особенности ней­трального (попустительского) стиля: формальная сторона — отсутствие похвалы и порицаний; никакого сотрудничества: позиция руководителя незаметна, в сторо­не от группы; содержательная сторона — дела в группе идут сами собой; руководи­тель не дает указаний; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.

То есть для авторитарного стиля характерно жесткое единоличное принятие руководителем решений, касающихся группы (редакции) и слабый интерес к ра­ботнику как личности; при демократическом стиле управления руководитель стре­мится к выработке коллективных решений, проявляя при этом интерес к нефор­мальному, человеческому аспекту отношений. Нейтральный стиль означает пол­ную отстраненность руководителя от дел коллектива. Конечно, все эти стили далеко не всегда выступают в чистом виде, да и форма и содержание действий руководи­теля порой не совпадают между собой. Скажем, авторитарный по сути своей руко­водитель внешне ведет себя достаточно демократично. В совершенстве владея тех­никой общения, он приветлив н вежлив, но советов подчиненных не примет. Одна­ко вероятен и обратный вариант: демократичный по внутреннему содержанию руководитель внешне выглядит автократом. Он недостаточно воспитан, не приоб­рел соответствующих манер, часто грубоват в общении с коллегами.

Поводом к расколу в «Комсомольской правде» стали претензии к коммерчес­кой службе газеты. Сочетание в одном коллективе двух групп — журналистов и финансистов — вызывает нередко неприятные коллизии потому, что редакционный бухгалтер начинает зарабатывать значительно больше, чем журналист. В «Ком­сомолке» коммерческая служба разрослась и стала как бы параллельной структу­рой. Постепенно число сотрудников коммерческих служб превысило количество журналистов, низкая оплата труда последних явилась одной из причин внутриредакционного конфликта. Вдобавок рядовые корреспонденты здесь были недоволь­ны отсутствием демократических выборных начал. Газета давно перестала быть органом ЦК комсомола (за отсутствием последнего), но состав редколлегии, ут­вержденный еще ЦК ВЛКСМ, не изменился, не было ни выборов, ни перестано­вок. Главный редактор вместо того, чтобы проявить объективность, такт, волю, под­дался влиянию одной из сторон в конфликте. И тогда (в 1992г.) на его стол легло коллективное письмо: «Настоящим извещаем, что мы не считаем возможным ра­ботать с Вами в качестве главного редактора...» Заявления об увольнении подали 40 человек: 6 ведущих редакторов из 6, сотрудники отделов науки, морали, образо­вания в полном составе. Ушедшие, выдержав месяцы безработицы и безденежья, в конце концов создали собственное издание — «Новую ежедневную газету», кото­рая уже в 1994 г. расходилась тиражом четверть миллиона экземпляров. В 1995 г. из «Комсомолки» ушел и сам главный редактор.

Подобный попустительский (нейтральный) стиль был свойственен и «Сме­не» (Санкт-Петербург). Вот что писала Наталья Курапцева, бывшая заместителем ответственного секретаря этой газеты: «Навстречу демократии, гласности "Смена" рванулась, как и многие, словно в свой последний и решительный бой. Начали роб­ко, а затем все активнее, все острее стали выступать против тоталитарного режима, против наследия сталинизма, против плановой экономики. В этой борьбе газета стала независимой, и мы смогли впервые сами выбрать редактора. Им стала Галя Л., которая в этой газете прошла путь от девочки-юнселькора до штатного кор­респондента и заведующей отделом. Но для того, чтобы стать редактором, недостаточ­но хорошо писать и обладать женской привлекательностью и непосредственностью. Для этого пути нужны совершенно иные качества, которых у Гали, к сожалению, не оказалось.

... В это время многие "старики" ушли из "Смены" во "взрослые" газеты. Им на смену пришли новые. Новыми оказались и отношения в редакции — раскрепощен­ные, но непроизвольно переходящие то в хамство, то в пьянство. Один из составов информационной службы пришлось уволить: в три часа ночи в бывшем музее газе­ты пьяные молодые люди занимались сексом. А редактор заявляла на общих со­браниях, что все люди взрослые, и она не может запретить им пить. Естественно, бутылка постепенно стала на редакционном столе таким же необходимым предме­том, как и пишущая машинка» [19].

В итоге Л. вернулась в свой бывший отдел, ушел и сменивший ее главный ре­дактор, а его преемнику пришлось немало поработать, чтобы наладить нормаль­ную творческую атмосферу в редакции.

Не меньшую опасность для коллектива редакций таит и другой стиль — авто­ритарный. Характерный его представитель — Павел Гусев, главный редактор «Мос­ковского комсомольца», ставший практически его владельцем. «Когда-то первого секретаря Краснопресненского райкома ВЛКСМ Гусева, не имевшего ни журна­листского образования, ни опыта работы в газете, Московский горком партии направил руководить молодежным изданием. Новому главному партийные идеоло­ги второй половины 80-х гг. разрешили писать о сексе, рок-музыке, неформалах и прочих проблемах, интересующих советского обывателя. Привлеченные невидан­ной свободой творчества, в «Московском комсомольце» собрались талантливые молодые журналисты столицы. За считанные месяцы они создали изданию скан­дальную славу, сделали «Московский комсомолец» самой информированной газе­той Москвы. К середине 1993 г. тираж издания вырос в 20 раз и достиг почти 2 млн экземпляров — абсолютный рекорд для городских газет. Но со временем властный стиль работы Гусева стал подавлять инициативы работников редакции [20].

Бесспорно, самым продуктивным для журналистских коллективов является демократический стиль руководства. Его можно заметить в редакциях «Москов­ских новостей», «Санкт-Петербургских ведомостей», «Невском времени» и мно­гих других газет, телевизионных и радиовещательных компаниях.

Внутриредакционные конфликты, конечно, роняют авторитет газеты или ра­дио-телекомпании, не способствуют их экономике. Однако порой, потерпев пора­жение и вынужденные уйти из редакции, журналисты организуют собственное дело и добиваются успеха. Так, Игорь Голембиовский, покинув редакцию «Известий» с группой своих сторонников, в 1997 г. создал «Новые Известия»». По инициативе журналистов, которые ушли из «Московских новостей», возникла «Независимая газета». Было это в сентябре 1991 г. Но вскоре у главного редактора «Независи­мой» Виталия Третьякова появилась «звездная болезнь», он перестал уважать другие точки зрения помимо собственной, прислушиваться к ним. Перед коллек­тивом встал вопрос: «либо разбегаться, либо сохранить команду». И тогда воз­никла идея создания нового издания — газеты «Сегодня», которая стала выхо­дить с февраля 1993 г. В новую газету перешла половина журналистов «Незави­симой», а также бывшие сотрудники газет «Мегаполис-экспресс», «Коммерсант», журнала «Столица».

А в 1995 году в «Независимой газете» вновь вспыхнул конфликт — из-за фи­нансовых трудностей. В. Третьякову редакция выразила недоверие, был избран новый руководитель коллектива. Через три месяца, однако, В. Третьяков внезапно появился в редакции в сопровождении нанятых им вооруженных охранников, ото­брал у преемника печать и занял кабинет главного редактора. Так была силой вос­становлена монополия на власть в редакционном коллективе. Но со временем хо­зяином «Независимой газеты» стал Б. Березовский, который сам, придерживаясь авторитарного стиля, в 2001 г. уволил В. Третьякова.

Управление для подлинного менеджера-журналиста — не должность и не от­ветственный пост, смещение с которого может привести к личной трагедии, а спе­циальность. Он обязан меньше всего ориентироваться на карьеру, чистую анкету, лояльность к вышестоящим инстанциям, а больше — на интересы дела, свою про­фессиональную репутацию, на авторитет в глазах подчиненных. Внутриредакци­онные конфликты и дальше будут возникать, если не преодолеть или не устранить противоречий между свободой творчества сотрудников редакции и их экономи­ческой зависимостью, между потребностью в демократическом содержании жизни коллектива и старыми, отжившими формами структурирования этой жизни, между возросшими интересами рядовых журналистов и амбицией их руководителя, не желающего или не умеющего перестраиваться. Слабое владение искусством меж­личностного общения, если этот просчет дополняется тем, что редактор недоста­точно компетентен и опытен в журналистском бизнесе, может привести не только к конфликту в редакции газеты или радио- и телекомпании, но и к их банкротству.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 33. Управление в редакции. Менеджер в газете | Тема № 35. Жанровые особенности публицистического стиля


Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 36; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию, введите в поисковое поле ключевые слова и изучайте нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам понравился данный ресурс вы можете рассказать о нем друзьям. Сделать это можно через соц. кнопки выше.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2017 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.091 сек.