Слободчики» Строгановы

Своеобразной формой «временного», фактически же по­жизненного, феодального землевладения были земли так называемых «слободчиков». Термин «слобода» проис­ходит от слова «свобода», то есть некоторые деревенские и посадские селения оказывались в льготном отношении к податной системе. Например, «имени­тые люди» Строгановы, получив огромные земли в Соли Вычегодской, Тоть­ме и Прикамье «на время» и «под условие», создали по существу государство в государстве.

Из актовых источников до нас дошли имена поморских крестьян Спиридо­на, Кузьмы, Луки и Федора Строгановых (ХУ в.). Наиболее известным стал Аникий (Аника) Федорович Строганов (1497 - 2.09.1569), купец (гость) и солепромышленник. Жил он в Соли Вычегодской. В 1566 г. Аника возглавил группу местных купцов, контролировавших сбор и продажу царского оброч­ного хлеба. Он же надзирал за деятельностью английских купцов, торговав­ших через порт Св. Николая (на месте современного города Северодвинска) с другими русскими городами. Аника Строганов оказывал материальную под­держку правительству, им был организован тысячный отряд казаков для отпо­ра набегу крымских татар на Москву. Он был всеуездным земским старостой, возглавлял выборный земский суд. В 1558 г. царь Иван IV Грозный пожаловал Анике огромные владения на реках Каме и Чусовой. В августе 1566 г. в знак царской милости Аникий и его сыновья со всеми промыслами и земельными угодьями были «отписаны» в опричнину. Его сыновья, Яков, Григорий и Се­мен, продолжили дело отца. Яков и Григорий Строгановы получили в августе 1572 г. право на вотчинную армию. Яков основал в 1570 г. судостроительную верфь в Соломбале, на которой голландские корабельные мастера построили два морских судна для плавания из устья Северной Двины к сибирской реке Оби. Младшее поколение Аники Строганова, Семен Аникиевич, Максим Яков­левич, Никита Григорьевич, пригласившего на службу Ермака Тимофеевича и организовало поход своих вотчинных войск в Западную Сибирь (около 1581 г.); другой поход (1592 г.), но уже без Ермака, привел к полному завоеванию Сибири. Отсюда начался великий «исход» севернорусского населения в Сибирь, на Дальний Восток, вплоть до Аляски и Калифорнии.

Взгляд на запад

Но было движение и на запад. В 1494 г. русский дипло­мат Дмитрий Зайцев, возвращаясь на родину из Дании, впервые проложил морской путь вокруг Скандинавии к устью Северной Двины. Морские плавания вокруг Скандинавии совершили Григорий Истома в 1496 г. и Дмитрий Данилович Герасимов (Митя Малый) в том же году. Отправившись в Данию далеким кружным путем через Белое и Баренцево моря, Д.Д. Герасимов впервые познакомился с отважными русски­ми мореходами-промышленниками. В качестве посла он побывал в Швеции, Голландии, Пруссии, Австрии, Италии. Он хорошо знал латинский и немец­кий языки. На чертеже 1523 г. (вероятный автор карты Герасимов) подробно изобразил северо-западный угол Азии с восемью реками, несколькими горо­дами и наименованиями народов («югра», «обдоры», «самоеды», «тунгусы», «байда» ): На основе бесед с Герасимовым, побывавшим в Риме в 1525 г., были составлены две карты Московии Батисты Аньези и анонимного автора. Ита­льянец Иовий Павел (Джовио Паола) Новокомский по рассказам Герасимова составил описание Московии, в котором назвал своего собеседника «русским Колумбом». Д.Д. Герасимов был знаком с Сигизмундом Герберштейном, дваж­ды встречался с ним (1517, 1526 гг.). Он помогал переводить «псалтырь» Мак­симу Греку (Михаилу Триволису) в 1518 - 1519 гг., первым сообщившему русским читателям об открытии Америки Христофором Колумбом.

В конце ХУ - XVI в. русские промысловики уже плавали в моря Арктики, в поисках лежбищ морского зверя они достигали Новой Земли на востоке и Шпицбергена на западе. Продвигаясь от Кольского полуострова на запад, по­моры приплывали в Варангер-фьорд, где их внимание привлекли «лопарские» ярмарки в Карлеботоне (Варангер), Хьервоге (Айддегопп) и Вайде-губе. Ис­токи этих русско-норвежских связей были очень давними. Однако мирное со­трудничество наладилось не сразу. Надолго исконные саамские земли Фин­маркена (Финнмарка) и Кольского полуострова стали ареной сражений между «мурманами» (норвежцами) и новгородцами. В 1251 г. князь Александр Ярос­лавич Невский договорился с норвежцами о «двоеданстве» саамов, однако отсутствие четко обозначенных границ привело впоследствии к многочислен­ным вооруженным и дипломатическим столкновениям. В 1326 г. Норвегия и Новгород подписали, наконец, мирный договор, согласно которому норвежцы отказались от притязаний на Кольский полуостров и признали его сферой рус­ских интересов. Общий же сбор дани-ясака с саамов существовал вплоть до конца ХУ в.

 

К этому времени относится конец легендарных рассказов о Биар­мии (в средневековых скандинавских сагах - «Бьярмаланд»). Каждый источ­ник, взятый в отдельности, сообщал о «своей» Биармии, переместившейся в течение IX - ХУI вв. с востока на запад, от устья Северной Двины (исланд­ские саги IX - ХН вв.) через Карелию на Кольский полуостров (Олаус Маг­нус в ХУ - ХУI вв. поместил ее за полярным кругом между 900 и 850 с.ш.); наконец, Антоний Дженкисон на карте 1562 г. обозначил Биармию севернее «Лаппии», а на карте Московии г. Герритса 1613 г. («Чертеж царевича Федора Годунова») она вообще отсутствует. Позднее о Биармии забыли.








Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 470;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.