Техника изотовления и символика иконы 3 страница
Во второй половине XVII веке в русско искусстве появляется все больше портретов, некоторые исполнены зарубежными мастерами. Данные портреты,именуемые парсунами, сохраняют свойственную иконописи манеру письма, пишутся на досках темперой. К концу XVII века в изобразительном искусстве все больше черт, предвещающих переход к новому состоянию.
11.Строительство первой четверти XVIII века
Начало строительства Петербурга связано с возведением на Заячьем острове форта, посвященного небесным покровителям царя Петра и Павла, летом 1703 года. Построенный первоначально в дереве, форт был перестроен в камне в 1706 г. В 1704 году прибывший из Дании Доменико Трезини создал план построения города. В основу центра Петербурга легли длинные прямые улицы. Царь утвердил типовые проекты домов, которые надо было строить вдоль дорог и водных путей. Центром города Петр полагал сделать Васильевский остров. После войны со шведами была проложена широкая трасса длиной 4,2 км, которая впоследствии станет Невским проспектом.
В 1706 году для руководства строительными работами была учреждена Канцелярия городовых дел во главе с У.А. Синявиным. На левом берегу Невы началось возведение крепости-верфи Адмиралтейства. Санкт-Петербург стал столицей Российской импери в 1713 году. Это был первый в России город, возведенный из камня. Новым в Петербурге стало и наличие мест для публичных гуляний. Таким при Петре стал Летний сад. В середине 1720 годов Летний сад приобрел законченный вид. Его украшали всевозможные беседки, павильоны, фонтаны, вольеры. В петровское время в Летнем саду проводились ассамблеи и приемы иностранных послов, устраивались пышные празднества и иллюминации, отмечались именины и бракосочетания членов царской семьи. В 1771- 1784 годах Летний сад был обнесен со стороны Невы оградой по проекту архитектора Ю.М. Фельтена.
В 1710-1711 годах был построен первый Зимний дворец Петра I. Двухэтажное здание, перекрытое высокой кровлей, украшали небольшой нарядный портал и узкие пилястры. В 1726-1727 годах архитектор Трезини прибавил к зданию два крыла и подчеркнул ео центр четырьмя колоннами.
К концу 1720-х годов облик Петербурга определился. В 1737 году была учреждена Комиссия о Санкт Петербургсуком строении, архитектурную часть которой возглавил П.М. Еропкин. Комиссия разработала генеральный план столицы, согласно которому центр города переносился на Адмиралтейскую сторону. Были намечены направления трех главных городских магистралей, расходившихся от башни Адмиралтейства. Весь центральный район предписывалось застраивать только каменными зданиями. Преобладающий тип здания этого времени – дворец- усадьба в столице или вее пригородах. В России были воспитаны и отечественные мастера архитектуры, которые сыграли большую роль в формировании архитектурного облика города.
Иван Кузьмич Коробов (1700/1701- 1747 гг.) по возвращению в Россию из пенсионерской поездки в Голландию стал архитектором Адмиралтейст-коллегии. Главным его проектом стала реконструкция Адмиралтейства. Ему принадлежит идея возведения семидесятиметровой каменной башни с высоким золоченым шпилем и флюгером в виде корабля.
Вэто же время создаются летние резиденции импеераторской семьи в окрестностях Петербурга. Первой из них стал Петергоф. Петр сам наметил его общую планировку, включавшую Верхний и Нижний парки, Большой дворец, систему фонтанов и каскадов, сооружению которых способствовал рельеф местности. Петр пригласил в Россию Ж.-Б. Леблона, который вместе с другими иностранными мастерами и русским архитектором М.Г. Земцовым возводили Большой дворец, стоящий на природной террасе высотой 16, 4 м и отделяющий Верхний парк от Нижнего. Здание выходит на Большой каскад. Из 64 фонтанов Большого каскада наиболее впечатляющ «Самсон, разпывающий пасть льва», струя которого поднимается на высоту 20 метров.
12. Елизаветинское барокко. Творчество Ф.Б. Растрелли
Царствование Елизаветы (1741 – 1761) – период расцвета архитектуры. Расцвет русской архитектуры середины XVIII века связан со стилем барокко и с именем Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771 гг.). Растрелли соединил в своем творчестве черты западноевропейского барокко и так называемое «нарышкинское» его воплощение. Приехав в Петербург 16-летним юношей, Растрелли дважды уезжал за границу, самостоятельно начав работать в царствование Анны Иоанновны. Его первыми постройками были деревянный дворец Зимний Анненгоф в Москве и Летний недалеко от Кремля. Когда двор переехал в Петербург Растрелли строит третий Зимний дворец, объединив дома Апраксина и Кикина и соорудив два новых корпуса по углам со стороны Адмиралтейства. Фасады дворца, протянувшиеся вдоль Невы почти на 150 метров, сохраняли еще черты петровского барокко, однако в оформлении ряда внутренних помещений – Тронного зала, аванзала и Театра уже чувствовалась рука Растрелли.
В 1749 году Елизавета издает указ о строительстве Смольного монастыря. Строительство собора, начатое в 1748 году, приостанавливалось из-за военных действий. Растрелли так и не закончил его, но и созданное здание явилось одним из замечательных его творений.
Работая над сооружением Смольного монастыря, Растрелли получает распоряжение императрицы начать работу по переустройству Большого Петергофского дворца. Императрица хотела сохранить оставшийся от Петра комплекс построек, значительно расширив дворец. Растрелли надстроил центральную секцию и построил по бокам два корпуса, каждый из которых заканчивался флигилем. Восточный корпус увенчан пятью золочеными куполами дворцовой церкви. На западном красуется двуглавый орел. Обращенный к морю 275-метровый фасад Большого дворца окрашен в желтый цвет, на котором выделяются белые пилястры, цоколи и обрамления окон.
Самое совершенное творение Растрелли – Большой, или Екатерининский дворец в Царском Селе, строительство которого велись с 1752 по 1757 годы. Преобразования, которым подверглось скромное строение рядом архитекторов, не удовлетворило Елизавету и она пригласила Растрелли. Растрелли превратил дворец в громадную анфиладу зал, в обширном регулярном саду возвел парковые павильоны. Большой дворец вытянулся на 306 метров в длину, на одном конце расположен вход и парадная лестница, на другом – пятиглавая церковь. К пышному корпусу были пристроены одноэтажные служебные корпуса, образующие просторный двор. Чтобы оживить монотонность длинного фасада, Растрелли поместил на нем колонны и лепные украшения, фигуры атлантов, чередуя бирюзовый цвет с белым и золотом. Роскошным было и внутреннее убранство дворца. Анфилада комнат центральной части дворца имела замечательную отделку – позолоченную деревянную резьбу, живопись плафонов.
В центре Петербурга Растрелли возвел четвертый Зимний дворец, сохранившийся почти без изменений Дворец – вершинное достижение русского барокко построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором, своими размерами они доминирует над окружающим пространством. Бесчисленные колонны то собираются в группы, особенно живописные на углах здания, то расступаются. На балюстраде кровли установлены десятки декоративных ваз и статуй, усиливающие впечатление нарядности. Каждый фасад Растрелли проектировал по-разному. Так, северный фасад, обращенный к Неве, тянется ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, имеющий семь членений, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризолитом, прорезанным тремя въездными арками. Из боковых фасадов наиболее выразителен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства. Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестица и частично Большая церковь. После восшествия на престол Екатерины II Растрелли перестал получать заказы, стиль барокко перестал нравиться двору. 23 октября 1763 года Екатерина принимает решение об отставке Растрелли с поста обер-архитектора. Растрелли некоторое время живет и работает в столице Курляндии. В 1771 году он подает прошение о принятии его в члены Императорской Академии наук, прошение было удовлетворено 9 января 1771 года. В этом же году Растрелли умирает.
Влияние творчества Растрелли было сильным и для самостоятельно работающих архитекторов. Одним из таких мастеров был Савва Иванович Чевакинский (1709/1713 – ок. 1780), построивший двухэтажный Никольский Морской собор в Петербурге.
13. Скульптура и живопись второй половины XIX в.
Главные темы искусства России XVIIIвека – город и еловек, что обусловило развитие скульптурного иживописного портрета. Лучшим скульптором второй половины века был Федот Иванович Шубин.
Федот Шубин родился в 1740- м году в семье крестьянина – холмогорца Ивана Шубного, земляка Ломоносова. Отец скульптора помог Ломоносову выбиться в люди. Шубин, как и Ломоносов, прошел тяжелую школу жизни: ловил рыбу, резал поросты. В крестьянской семье Шубиных занимались старинным приморским промыслом – резьбой по кости. В 19-летнем возрасте Шубин отправился в Петербург. Через 2 года, пройдя через многие мытарства, он попадает в Академию художеств. Академия была только основана, ее организовал Иван Иванович Шувалов, приближенный ко двору вельможа. Преподавателем скульптуры Шубина был Никола Жиле, хороший художник и педагог. Боле 10 лет своей жизни Шубин отдает учебе, осваивая уроки мировой пластической культуры. В 1767 году он закончил обучение. Академия послала его за границу для совершенствования. Три года Шубин учился в Париже. В это время Европу охватило увлечение классической древностью. Увлечение античностью охватывает и Шубина. Он добился от Академии художеств разрешения отправиться в Италию, Рим для изучения антиков. Шубин пробыл в Италии три года. Тогда в Риме жил И.И. Шувалов, который помог Шубину попасть в частные художетвенные собрания и музеи. В Италии фавориты Екатерины братья Орловы заказывают ему свои портреты, он портретирует Демидова с женой. Сделанные в Италии портреты делают Шубина известным. Болонская Академия художеств избирает его своим почетным членом. Окрыленный успехом, художник возвращается в 1773 году в Петербург. Здесь слава Шубина растет. За портрет Екатерины II его избирают в 1774 году в академики.
Блестящие портреты Шубина – дипломат и вельможа кн. Голицын, живой, умный. Скульптор смог передать его надменный взор, тонкое лицо со скептической складкой плотно сжатых губ, облик ловкого и любезного придворного и дипломата. Бюст графа П.А.Румянцева раскрывает облик русского барина. В лице Румянце подчеркнуто сибаритство, а вместе с тем сильный характер, недюжинная натура. В скульптурных портретах Шубина предстал весь цвет екатерининской эпохи: фавориты стареющей императрицы – Орловы, Безбородко, Заводовский, Румянцев, Потемкин, Зубов и просвещенная знать – Голицын, Шереметьев, Шувалов, интеллигенция – Ломоносов, профессор Академии художеств Шварц, архитектор Ринальди. Шубин работал много и быстро, создавая по меньшей мере по скульптуре в месяц. С годами манера Шубина становится проще, суровей.
Портретная живопись второй пол. XVIII века представлена творчеством Рокотова. Левицкого и Боровиковского.
Федор Степанович Рокотов (1732-1808) - выходец из семьи крепостных, получив освобождение от крепостной зависимости, стал с конца 50-х годов XVIII века настолько известен, что ему было поручено написать парадный портрет великого князя Петра Федоровича. В начале 60-х годов Рокотов служит в Академии художеств, имеет много заказов. Около 1766 года художник переезжает в Москву, начинается период наивысшего подъема его творчества. Он создает свои лучшие портреты, среди которых достаточно редки портреты высшей знати и придворных. Гораздо охотнее пишет Рокотов представителей московской дворянской интеллигенции, его интересуют люди с богатым внутренним миром. В 80- х годах Рокотов достигает особой поэтичности своих портретов. Для их создания он использует сильное освещение лиц прямым светом, подчеркивая темные, чуть прикрытые глаза и лишь намекает на то душевное состояние, в котором находится изображенный им человек. Он довольно часто использует овальную форму, любит сложные колористические сочетания. Среди портретов, написанных в поздний период – портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева, отличающиеся глубокой психологичностью и строгостью форм.
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822). Предки художника – украинцы. Отец Григорий Кириллович, был гравером и живописцем. В Петербурге Левицкий учился в школе Антропова. Первые известные работы – портрет архитектора и директора Академии художеств А.Ф. Кокоринова, портрет Н.А. Сеземова. В портретах 70-х годов у Левицкого выражено стремление к раскрытию характера, Левицкому чуждая недоговоренность художественного языка Рокотова. Он добивается ясности в раскрытии характера и состояния портретируемого. К высшим достижениям Левицкого относится серия из 7-ми портретов – «Смолянки». Художник показал юных воспитанниц Смольного института благородных девиц, учрежденного Екатериной, занятых их любимым делом – Нелидова танцует, Борщова и Хованская разыгрывают сценку из французской пьесы. Одовременно с портретами смолянок Левицкий создает портреты Демидова и Дени Дидро. В портрете П.А. Демидова он использует приемы парадного портрета, добавляя к ним бытовые мотивы. Демидов показан в своей любимой оранжерее с лейкой в руках в горделивой позе на фоне колонн и драпировок, но в халате и домашних туфлях, без парика.
Русский портретист создал лучший портрет Дидро, философ увез этот портрет с собой, вместе с портретом Нарышкиной, который сейчас находится в Лувре. Живопись Левицкого предвосхитила появление в России Карла Брюллова. В 70- е годы Левицкий – первая кисть России. В 80- е годы Левицкий был на вершине славы, затем художник вышел из моды, его творчество было забыто. Левицкий покинул Академию в 1787 году с нищенским окладом в 200 рублей в год.
Боровиковский. Владимир Лукичродился 24 июня 1757 года в доме казацкого старшины Луки Ивановича Боровика. Отец, дяди, двоюродные братья Боровиковского былииконописцами.Принадлежа к верхнему слою казачества, они были приравнены жалованной грамотой Екатериной II к русскому дворянству. В Петербурге Боровиковский поселился в Почтовом стане, здесь находилась казенная квартира Н.А. Львова, архитектора, музыканта, поэта, ученого. У Львова собирались Державин, Левицкий, Хвостов. Боровиковский начинает с создания портретных миниатюр. Если в 1-й половине XVIII века миниатюра использовалась как политическая награда, то во второй половине XVIII века она стала использоваться как подарок, монтируясь в браслет, медальон или табакерку. Лучшей из миниатюр Боровиковского стала миниатюра Вас. Вас. Капниста, знакомство с которым сыграло большую роль в судьбе Боровиковского.
Творчество Владимира Боровиковского родственно писателям круга Карамзина. Для него оказывается важным выразить связь человека с природой. Несмотря на то, что изображение природы у художника ограничено пределами усадебного парка, в его произведениях звучит призыв к возвращению к природе. В таком духе Боровиковский изобразил Екатерину II, гуляющую в парке с любимой собачкой. В 1797 году Боровиковский пишет свой шедевр – портрет Лопухиной.
14. Классицизм в русской архитектуре.
Ведущим стилем русского искусства второй половины XVIII века стал классицизм. Строительство в Перебурге приобрело строго регламентированный характер. Зданиям приписывалась определенная высота, берега Невы и ее притоков были облицованы гранитом. Оформился облик Дворцовой набережной, где рядом с Зимним дворцом были построены Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр. Здание Эрмитажного театра построено Кваренги, который подчеркнул фасад театра коринфскими колоннами, поднявшими их на высокий цоколь.
Почти одновременно с эрмитажными зданиями итальянский архитектор А. Ринальди (ок. 1710 – 1794) построил Мраморный дворец, фасады которого оформлены пилястрами розоватого мрамора. Из мрамора различных цветов были выполнены фриз и аттик. Отделка интереьеров сделана Ринальди в стиле барокко.
В развитии архитектуры классицизма выделяют два периода: ранний (60-е – начало 80-х годов XVIII в.) и зрелый (середина 80-х – 90- е годы XVIII века).
· Для раннего характерна выработка типа общественных зданий, для зрелого – тип частного дворца и усадьбы.
· В раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат круг, квадрат, треугольник. В зрелом классицизме господствуют усадебные схемы, в которых центральный корпус соединен с боковыми павильонами галереями.
· Для раннего классицизма характерны монолитные объемы зданий. Для зрелого характерна композиция, состоящая из системы самостоятельных, соподчиненных частей.
· На раннем этапе развития классцизма поверхность стен уступчата, слагается подобно рельефу из нескольких неглубоких планов. Для зрелого классцизма характерна гладкая поверхность стен.
Ведущими мастерами классицизма в России были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.
Василий Иванович Баженов (1737/38 – 1799) свои главные произведения создал в Москве. Он разработал проекты реконструкции Кремля и нового центра Москвы, так и не воплощенные в жизнь. Баженов построил дворцово-парковый ансамбль в Царицыне под Москвой. Он задумал главный дворец в виде самостоятельных корпусов, объединенных окружающим парком в единое целое. Баженов, проектируя дворец, применял формы, присущие готике. Екаитерине дворец не понравился из-за обилия масонских знаков в декорировке. Самая известная постройка Баженова в Москве – дом П.Е. Пашкова, расположенный на откосе холма и обращенный главным фасадом к Кремлю.
Матвей Федорович Казаков (1738 – 1812) – архитектор, по проекту которого было возведено здание Сената в Московском Кремле. Здание представляло собой пямоугольный треугольник с внутренним парадным двором и большим круглым в плане парадным залом у вершины треугольника. Казаков построил здание Московского университета.
Иван Егоровчи Старов (1745 – 1808) построил Троицкий собор Александро-Невской лавры и Таврический дворец, городскую усадьбу Г.А. Потемкина.
В 90-х годах в петербурге работал итальянский архитектор Джакомо Кваренги (1744 – 1817), представитель классицизма. Ему принадлежит проект здания Академии наук на набережной Невы, отделка комнат Зимнего дворца. Его крупнейшее творение – Александровский дворец в Царском Селе, представлявший собой два П - образных корпуса, включенных один в другой. В Петербурге работал шотландец Чарльз Камерон (1749-1812), создавший ряд сооружений в Царском Селе, дворец в Павловске, состоявший из центрального, увенчанного куполом корпуса и двух флигелей, связанных с ним переходами. Архитектору удалось блестящее сочетание русского пейзажа с архитектурой классицизма. Он возвел не только центральный корпус дворца, но и ряд павильонов в парке , одном из крупнейших в Европе .
Первая четверь XIX века в России – время размаха градостроительства. В архитектуре главным становится возведение гражданских и административных зданий. Ампир – стиль, родиной которого была Франция, представляет собой завершающую фазу развития классицизма. Россия – победительница Наполеона, переняла этот стиль. Русский ампир самобытен, хотя исходное стилевое единство с французским налицо. Русский ампир мягче французского, он делился на столичный и провинциальный. Карл Росси представлял петербургский вариант стиля. Карл Иванович Росси (1775 – 1849) возвел здание Главного штаба, центром которого стала триумфальная арка на Дворцовой площади. Одним из наиболее успешных образцов ампира является построенный России Михайловский дворец, который выходит фасадом на площадь Искусств. Гланый корпус Михайловского дворца фланкируется двумя флигелями, благодаря чему образуется двор. Фасад декорирован портиком с воесмью колоннами и фронтоном с барельефами. Во второй половине 20-х годов Росси создл ансамбль Александровского театра, найдя удачное расположение театра по отношению к Невскому проспекту.
Московский ампир отличался еще большим своеобразием. В Москве в стиле ампир были выполнены работы О.И. Бове, рекструирована после пожара 1812 года Красная плошадь, Театральная площадь с Большим театром. В этом же стиле был возведен Московский Университет.
Величайшим произведением русского классицизма стало Адмиралтейство, возведенное по проекту Захарова в 1806 – 1823 годах. Главный фасад здания длиной 406 метров Захаров разделил на пять основных частей: центральную башню, два крыла и два корпуса между ними. Захаров сохранил золоченый шпиль башни. Скульптурное убранство Адмиралтейства в аллегорической форме отражает идею о России как великой морской державе.
После победы над Наполеоном в атмосфере подъема национального самосознания сооружаются триумфальные сооружения. Нарвские ворота построил Д. Кваренги, Александровскую колонну воздвиг О. Монферран на Дворцовой плащади. Триумфальные ворота в Москве созданы по проекту В.П. Стасова.
Андрей Воронихин построил Казанский собор, выходящий на Невский проспект полукруглой колоннадой из 122 коринфских колонн. Зодчий возвел оригинальное сооружение с большим куполом. Портик декорирован барельефами на библейские сюжеты, изваяныые Иваном Мартосом, Иваном Прокофьевым. Собор был освящен в 1811 году. Две статуи Кутузова и Барклая-де-Толли подчеркивают значение собора как памятника русской воинской славы.
15. Романтизм в русской живописи
В России появление романтизма связано с событиями начала XIX века, когда подъем национального самосознания стал результатом победы России в антинаполеоновских войнах.
Романтизм в Росси прошел два этапа. На раннем этапе романтизмв России, в отличие от западноевропейского, не поэтизирует средневековье, не имеет тяги в Востоку, не интересуется мифологией. В отличие от европейского, романтизм в России более простодушен, серьезен. Если во Франции романтизм в живописи начинался в жанрах исторчиеской картины и портрета, в Германии – в пейзаже, портрете и историческом жанре, то в России ранний романтизм представлен исключительно в жанре портрета, в котором работал Кипренский.
Орест Кипренский (1782 – 1836) был одним из крупнейших живописцев первой трети XIX века. Сын крестьянки и помещика Дьяконова, Кипренский был помешен Дьяконовым в Академию художеств, где занимался в классе исторической живописи. Окончив академию в 1803 году, он получил золотую медаль с правом пансионерской поездки за границу. В начале 1809 года Кипренский уехал в Москву, затем работал в Твери и лишь в 1812 году вернулся в Петербург. Как портретист Кипренский начинаетс романтического портрета А.К. Швальбе, где приемный отец худжоника изображен в манере Рембрандта. Годы, прошедшие между окончанием Академии и отъездом в 1816 году за границу, были очень плодотворными для художника. Общий характер портретов Кипренского романтический. Основное внимание художник уделил изображению чувств, лирическую самоуглубленность. Портретам свойственны насыщенность цвета, свободная манера письма. Среди лучших портретов этого времени – «Автопортрет с кистями за ухом» 1809 года, портрет полковника лейб-гусарского полка Е.В. Давыдова 1809 года. В 1810 – 1815 годы начинается расцвет карандашного портрета в творчестве Кипренского. В 1816 году Кипренский уехал в Италию, создавая портреты в духе романтизированного классицизма.
После возвращения в Россию Кипренский создает портрет А.С. Пушкина, «Автопортрет в халате».
Одним изкрупнейших портретистов начала века был Василий Тропинин (1776 – 1857), сын креопостного. В 1799 году Тропинин был помещен уже взрослым человеком хозяином в Академию художеств, но не закончил его. В 1823 году Тропинин получил от хозяина «вольную». В ранних работах художника сильно влияние сентиментализма. Русский сентиментализм отличен от французского задушевностью, поэтизацией жизненных явлений. Среди значительных работ этого периода – портрет сына художника Арсения. Тропинину не было свойственно напряжение и индивидуализм Кипренского, его ранние портреты – вариации раз и навсегда найденного образа. Он пишет так называемые «халатные» портреты, в которых показывает человека в домашей непринужденной обстановке. Тип домашнего портрета стал популярен, он показывал человека, не стесненного официальными условностями. В 20- х годах Тропинин создает свои лучшие портреты, среди которых и портрет А.С. Пушкина. Сходство портрета с оригиналом было поразительным. Особое место в творчестве художника занимали женские образы. В них он выразил свое уважительное отношение к женщине из народа, показанной за привычным делом – рукоделием, плетением кружева. За свои картины «Кружевница», «Портрет художника Скотникова» и «Старик нищий» Тропинин получил звание академика. В 30 – е годы Тропинин выполнил ряд заказов общественных организаций Москвы по созданию портретов их участников, писал портреты актеров. К концу 40- х годов имя и творчество Тропинина стало забываться.
В 20-е годы XIX века романтизм проникает в пейзажный жанр, примером этого служит творчетсво Сильвестра Щедрина.
Сильвестр Щедрин (1791 – 1830) после окончания Академии живописи с золотой медалью получил право на поездку за границу, куда он отправился в 1818 году и прожил в Италии 12 лет, общаясь с русскими и итальянскими художниками. Пытаясь добиться точности передачи натуры, Щедрин пишет многочисленные вариации одной и той же темы. Так, картину «Новый Рим. Замок святого Ангела» он повторял восемь раз. Рим был привлекателен для художника не только богатством художественного наследия, но и живой жизнью площадей и улиц. С 1825 года мастер жил в Неаполе, создав свои лучшие полотна («Вид Сорренто близ Неаполя», «На веранде»),
Начало второго этапа рзвития романтизма в русской живописи приходится на рубеж 20-х-30-х годов. В это время романтизм утратил былую простату, меняется его жанровая стурктура. Как и в еврпоейском искусстве, главными жанарми живописи становятся портрет, пейзаж и историческая картина. Выдающимися представителями позднего романтизма являются Карл Брюлов и Александр Иванов.
Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852) поступил в Академию художеств в 1809 году, уже в годы ученичества обратил на себя внимание педагогов. После окончания Академии Брюллов пробует себя во многих жанрах, вместе с братом отправляется за границу, по пути создает ряд портретов, которые делают его известным. В Риме, кроме обязательных для выпускника Академии работ, он создает портреты, отличающиеся виртуозностью исполнения (портрет А.Н. Львова, портрет детей графа Л.П. Витгенштейна с няней итальянской). В картине «Итальянский полдень» художник смог передать ощущение палящего зноя и прохладной тени.
В 1827 году после посещения погибшего от извержения Везувия города Помпеи художник задумал большое полотно, назвав его «Последний день Помпеи». Все изображенные на картине люди показаны в момент, когда они пытаются спасти самое дорогое для себя: муж – жену, мать – сына, дети – отца. Люди даже перед лицом старшной смерти не теряют человеческого облика, более того, их лица, фигуры совершенны. Привезенное в Россию полотно было встречено с восторгом, получило много откликов. Сам художник не торопился на родину. Вместе с археологической экспедицией он едет в Грецию и Турцию, только потом через Одессу возвращаясь на родину.
Сначала он побывал в Москве, где встретился с Пушкиным. Художника настойчиво звали в Петербург, в столице он был назначен профессором Академии художеств. В его мастерсокй было много учеников, он был завален заказами. В этот период творчества главным для художника становится портрет. В Петербурге Брюллов пишет портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитаницей Амацилией. Преклоняясь перед красотой Самойловой, Брюллов создает несколько ее портретов. Кроме заказных портретов художник писал и портреты близких ему по духу людей – скульптора Н.П. Витали, поэта А.К. Толстого, писателя Н.В. Кукольника. В автопортрете, написанном незадолго до смерти, художник достигает предельной выразительности. Одной из последних крупных работ мастера была роспись Исакиевского собора, которую он не смог окончить из-за болезни. Брюллов скончался в Италии.
Александр Андреевич Иванов родился в Петербурге в семье профессора Академии художеств в 1806 году. Общество поощрения художников удостоило Иванова большой золотой медали и поездки в Италию. Иванов уехал в Италию в 1830 году и прожил там до 1858 года. Иванов остался равнодушным к академической живописи, восхищаясь мастерством художников итальянского Возрождения. В 50- годы худжоник ообратился к сюжетам из Библии. Двадцать лет Иванов работал над произведением «Явление Христа народу», незадолго до смерти в 1858 году привез свое полотно в Петербург.
16. Реализм в русском искусстве. Творчество передвижников
В изобразительном искусстве второй половины XIX века выделяют два периода. Первый начался с конца 50-х годов, когда антикрепостнические настроения были сильны в широких кругах русского общества. Для живописи этого периода характерна обличительная направленность. Второй этап начался с 70-х и закончился в начале 90-х годов и связан с возникновением общества передвижных художественных выставок. Цель художников – передвижников - показать облик России и душу русского народа.
Первые шаги обличительного напрвления в искусстве конца 50-х годоа связаны с сатирической графикой и книжной иллюстрацией. В это время в России издается множество сатирических журналов, самым знаменитым из которых была «Искра». В книжной иллюстрации 60- х годов также царило критическое направление. Иллюстрирование басен Крылова, «Ревизора» Гоголя давало художникам иллюстраторам возможность обличать нравы сильных мира сего. В.Г. Перов (1834 – 1882) был одним из самых ярких художников – обличителей. Открытая антиклерикальность характерна для его работ начала 60- х годов, среди которых «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаяпитие в Мытищах близ Москвы». Во второй половине 60- х годов, верный своей обличительной тенденции, Перов пишет полные сдержанной трагедии сцены из жизни простого люда – «Утопленница», «Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы». Колорит его произведений становится гармоничней, связывая настроение человека и окружающую его природу. В своем портретном творчестве Перов создает образы А.Н. Островкого, Ф.М. Достоевского. В портрете Достоевского мастерски передана сложная натура великого писателя. Одновременно с Перовым работали многие художники – жанристы, стремившиеся к эмоциональной насыщенности образов. В жанровой живописи этого периода обличение слишком прямолинейно, противостояние зла и добра взято в лоб.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 342;